Зарождение туризма в Европе. Организация первых бюро путешествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, и не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………..3
Развитие гостеприимства в Европе………………………..………….4
Средневековые городские праздники……………………….……….6
Образовательный туризм…………………………….…….…...……..7
Томас Кук…………………………………………………..…………..9
Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века.……..11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

история туризма.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

Идеи Аристотеля, переосмысленные  Фомой Аквинским, оказали заметное влияние на средневековую культуру. Так появился новый способ познания мира — схоластика, которая была изначально связана с деятельностью  Фомы Аквинского и других крупных  богословов. В период средневековья  начинается распространение письменности. В странах Западной Европы на основе латинской графики славянские народы в свою очередь получили письменность в IX—X вв., благодаря братьям-просветителям  Кириллу и Мефодию в виде глаголицы, что означает «говорящая», а позднее на базе греческого алфавита - кириллицу.

География распространения  культуры охватывала в Западной Европе такие центры, как итальянские  города Флоренцию, Венецию, Милан, Рим, Неаполь, а также города Англии и  Испании. Среди французских городов  можно назвать Париж и Антверпен. На территории Руси очагом культуры в  то время был Киев. Здесь появились  первые школы, здесь правили Ярослав  Мудрый, Владимир Мономах, который напишет  свои «Поучения», именно здесь монах  Киево-Печерской Лавры Нестор составит первую редакцию «Повести временных  лет». Вторым важный центром был  Новгород.

Развитие средневековой  культуры во многом было связано с  появлением первых европейских университетов. «Университетас» по латыни означает «объединение». Старейший европейский университет был основан в Болонье (Италия) в XI в. Начиная с XII в., создаются университеты в Париже и в Оксфорде. Парижский университет, возникший на базе богословской школы, основанной еще духовником короля Людовика IX — Робертом де Сорбоном, получил впоследствии его имя.

В следующем веке список университетов Европы пополняют  университеты в Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке, Севилье, Лиссабоне, Тулузе. В XIV в. в Кёльне, Гейдельберге, Риме, Вене, Праге, Кракове и еще во многих других городах появляются университеты, к концу века их уже насчитывается более сорока. Богословие, философия, юриспруденция, медицина и позднее естественные науки составляли основу университетского образования. Появление университетов вызывает возрождение и развитие образовательных путешествий. Если в древнем мире за получением новых знаний древние греки устремлялись в Египет, а римляне позднее не только создавали собственные центры, но и выезжали в учебные заведения, существовавшие на территории Древней Греции, то в Средневековой Европе с появлением университетов усиливается тенденции к путешествиям с образовательными целями.

Университеты отстаивали свои права и добивались привилегий от города, в котором они располагались.. Во всех странах Европы преподавание велось на латыни, что упрощало общение среди студентов и преподавателей. Этих странствующих студентов называли вагантами, т.е. «бродягами».

Таким образом, еще в XVI веке становятся популярными путешествия  «для образования», которые стали  осуществлять молодые дворяне. Они  нередко отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или  политической деятельности. В Англии, к примеру, маршрут такого путешествия  вел вначале во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем молодой  путешественник отправлялся в итальянские  города — Геную, Милан, Флоренцию  и, конечно, Рим. Обратный путь пролегал через страны северной части европейского континента: Швейцарию, Германию, Нидерланды.

  1. Томас Кук.

Датой «рождения» современного туризма принято считать 1841 г., именно тогда состоялась первая поездка 570 членов общества трезвости по железной дороге из Ланкастера. Поездка включала в себя прогулку по перрону под  духовой оркестр, а также ланч из чая и булочки в поезде. Организатором этой поездки был Томас Кук. В это время мотивы, побудившие Кука взяться за дело, были чисто филантропическими. Каждый участник воскресной поездки заплатил по одному шиллингу, что практически не принесло Куку никакой прибыли. Вначале баптистский священник был занят организацией совместного отдыха для рабочих. Этой цели служили и придуманные им так называемые «экскурсии при свете луны» для рабочих и ремесленников, которые не могли найти свободного времени днем.

На этом этапе Кук активно  занят организацией посещения промышленных выставок, познавательных экскурсий, а  также различных групповых поездок  для укрепления контактов между  религиозно-общественными организациями  пуританского толка. К примеру, в 1843 г. Томас Кук организовал 16 лодочных экскурсий по Темзе, Томас Кук, по-видимому, быстро пoнял, какие большие возможности открывает развитие относительно дешевого и безопасного железнодорожного транспорта для массового туризма. В его деятельности наступает следующий этап — предпринимательский. Возникшее в 1847 г. Общество Томаса Кука, начинает организовывать туристские поездки. Куку принадлежит пальма первенства в разработке многих новшеств: он создал первый пакетный тур (пэкидж-тур), который представлял собой комплекс услуг, продаваемых по одной цене. Фирма Кука, вступая в договорные отношения с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами, заботилась о комплексном обслуживании туристов. С момента возникновения первых туристских бюро путешествие становится товаром, который покупается за деньги, и люди требуют, чтобы качество соответствовало цене.

Кук впервые стал изучать  спрос на туристские услуги, заложив  основы туристского маркетинга. Понимая  необходимость расширения географии  путешествий, Кук стал распространять билеты (путевки) не только в Англии, но и за ее пределами. Активное развитие туристского бизнеса внутри страны побудило Томаса Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., так как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства. В 1863 г. им было устроено большое путешествие англичан в Швейцарию. Во второй половине XIX в. англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с английскими названиями, такими, как «Англетер», «Британии», «Лондон», «Виндзор». В европейские языки активно внедряются английские слова, связанные с путешествиями: «экспресс», «лайнер», «комфорт», «бой» и т. д. По подсчетам специалистов, в 1888 г. на европейском континенте побывало уже около 500 тыс. туристов из Англии

Общество Т. Кука активно  продолжает использовать возможности, открываемые железными дорогами. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, Кук организовал отправку около 165 тыс. посетителей. Таким же массовым был через четыре года выставочный  тур на Всемирную выставку в Париже.

Наряду с этим Кук понимает важность морских круизов. Фактически с середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией  и США. Заслуга здесь также  принадлежит Т. Куку, который в 1866 г. организовал туристские поездки  для двух групп в США. Пятимесячное путешествие в 1877 г. на пароходе «Квейкер Сити» положило начало регулярным морским круизам в Америку. Одним из шестидесяти туристов в составе группы был известный писатель Марк Твен, перу которого принадлежат интересные путевые заметки «Простаки за границей» (1863) и «Пешком по Европе» (1880), где наблюдательный турист делится своими впечатлениями о ненавязчивом сервисе гостиниц того времени и описывает нравы современных ему туристов.

Этому популярному туристскому  маршруту предшествовало открытие в 1838 г. регулярного пароходного сообщения  между Нью-Йорком и Лондоном. Тогда  колесно-винтовой пароход «Грейт вестерн» совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров. Первенство принадлежит фирме Кука и в организации первого кругосветного путешествия. Направления деятельности Кука крайне разнообразны. Популярностью пользуются его образовательные и экскурсионные туры. Он продолжает традиции паломнического туризма, отправляет англичан на курорты, в том числе и расположенные на территории России. Кстати, в дореволюционной России насчитывалось несколько десятков туристских агентств этой компании. Фирма Кука продолжает процветать и при его приемниках. Это о нем советский поэт Самуил Маршак напишет в детском стихотворении «Мистер Твистер»:

Есть за границей контора  Кука.

Если вас одолеет скука 

И вы захотите увидеть мир 

-Остров Таити, Париж и Памир.

Кук для вас в одну минуту

На корабле приготовит каюту 

Или прикажет подать самолет,

Или верблюда за вами пришлет.

Даст вам комнату в  лучшем отеле 

Теплую ванну и завтрак  в постели.

Созданная в середине XIX в., эта фирма существует и поныне, являясь крупной туристской компанией, которая имеет тысячи представительств по всему миру и тысячам людей  предоставляет туристские услуги.

 

  1. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века.

С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур - поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.

Маршрут путешествия выбирался  заранее. Начинался он в небольшом  французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали  поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного  уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории  путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части  английского населения. Поездка  на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется  со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Основное  различие туризма прошлых лет  и современного – наличие рынка  туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг – путешествий ради удовольствия.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились  туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а  затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли  революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а  также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу: введение гарантированных неоплачиваемых, а  впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска  были установлены законом о государственных  служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное  сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену  скромным пансионам и "комнатам для  гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Информация о работе Зарождение туризма в Европе. Организация первых бюро путешествий