Имидж экскурсовода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение формирования имиджа экскурсовода.
Исходя из цели исследования, можно определить ее следующие задачи:
1. Рассмотреть профессиональное мастерство экскурсовода;
2. Влияние личностных характеристик на формирование имиджа экскурсовода.

Вложенные файлы: 1 файл

Exkursovedenie (1).docx З.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Активная  жизненная позиция – способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной [3, с. 74].

 Исследования  социологов и повседневная практика  показывают, что существуют различные  уровни активности жизненной  позиции людей: высокий, средний  и низкий. Уровень активной позиции  находится в зависимости от  формирования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уровень активности жизненной  позиции зависит от качества  конкретной личности, ее стремлений  и желаний, умения проводить  ту или иную работу.

 Воспитательный  процесс направлен на становление  внутреннего мира личности, формирования  качеств, которые лежат в основе  активности жизненной позиции:  верность своему долгу, высокая  ответственность за порученное  дело, коллективизм, единство слова  и дела.

 Экскурсовод,  в силу особенности своей профессии  поставлен в условия, способствующие  проявлению активной жизненной  позиции. Его задача – наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

 В  деятельности экскурсовода имеют  место все три уровня жизненной  позиции. Высокий уровень жизненной  позиции характеризуется социальной  активностью, творческой деятельностью,  хорошей работой, чувством моральной  ответственности. Средний или  низкий уровень активности жизненной  позиции работника не позволяет  ему качественно вести экскурсионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизненная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий – «от» и «до». Жизненная позиция характерна низким уровнем активности, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений.

 Кроме  трех уровней активности жизненной  позиции личности, существуют и  другие: пассивная и негативная  жизненная позиция. Пассивная  жизненная позиция формируется  на основе жизненных неудач  и срывов в работе, нравственной  неустойчивости. Негативная жизненная  позиция характеризуется активностью  в интересах не коллектива, а  личности, карьеризмом, необъективной  критикой, нарушением трудовой и  производственной дисциплины, аморальным  поведением.

Развитие  задатков и способностей личности. Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.

 Постоянное  развитие задатков является одной  из важных основ совершенствования  профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека – память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности – учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.

 У  экскурсовода под воздействием  практической деятельности формируются  специальные способности. Способности  определяются как индивидуальные  особенности личности, являющиеся  субъективными условиями успешного  осуществления определенного рода  деятельности. Они обнаруживаются  в быстроте, глубине и прочности  овладения способами и приемами  какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми  видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное  внимание). Специальные способности  являются основой для овладения  навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов  в какой-либо определенной области  деятельности. Это особенности - музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др. [5, с. 147].

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные  и аналитические.

Конструктивные  способности находят свое выражение  в умении отобрать и правильно  оформить экскурсионный материал, понятно  и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить  план проведения экскурсии, схему использования  методического приема. Данный вид  способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной  группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также  в умении обеспечить выполнение программы  туристов и экскурсантов, прибывших  из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с  группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно  построить взаимоотношения с  водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для  самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной  экскурсии, эффективности использования  методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

 Важную  роль в развитии способностей  экскурсовода играют учеба на  курсах, работа в методических  секциях, самостоятельные занятия  около объектов, глубокое усвоение  методики и техники проведения  экскурсий.

Роль  темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется  в его поведении и характеризуется  большей или меньшей силой  чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется  определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной  реакцией на раздражители.

 Проявление  темперамента является результатом  общей культуры человека, поведение  которого может и должно быть  подчинено его воле и зависит  от умения управлять своими  эмоциями. Это важно во взаимоотношениях  с экскурсантами при проведении  экскурсии. Эмоции, возникающие у  него под воздействием внешних  и внутренних раздражителей, его  плохое настроение (излишне приподнятое  или подавленное), не должны оказывать  влияние на ход экскурсии. Умение  взять себя в руки, обеспечить  нужный тонус в группе является  важной составной частью экскурсоводческого  мастерства.

 Важное  место в учебно-воспитательной  работе методических секций, курсов  повышения квалификации, в самостоятельной  работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

 Каждому  экскурсоводу необходимо иметь  ясное представление о типах  темперамента, его проявлениях, о  сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их  в формировании убежденности  у экскурсантов. Понимание этого  позволяет ему вызвать у своих  слушателей эмоции, влияющие на  эффективность восприятия экскурсионного  материала. Подобно тому, как драматург  и режиссер заботятся о том,  чтобы зритель все время оставался  захваченным развивающимся действием,  так и организатор экскурсии  должен всегда заботиться о  том, чтобы у экскурсантов в  течение всей экскурсии сохранялись  интерес и эмоциональный подъем.

 Эмоции  и чувства экскурсовода должны  носить объективный характер. Экскурсовод  добивается, чтобы эмоции экскурсантов  приобрели характер сопереживания,  личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются  в процессе раскрытия темы.

 Наиболее  высокий уровень восприятия экскурсионного  материала достигается в тех  случаях, когда сопереживание  представляет собой нечто общее  в эмоциях экскурсантов. Нередко  экскурсовод встречается с тем,  что в группе, неоднородной по  своему составу, не у всех  участников экскурсии будет одинаковая  реакция на одно и то же  сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят  от индивидуальных особенностей  людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

 В  зависимости от рассматриваемой  темы экскурсоводу необходимо  учитывать уровень общеобразовательной  подготовки людей и их эстетическую  развитость. Появлению эмоций у  экскурсантов вредят излишнее  пояснение материала и попытки  упростить его. Облегчая мыслительную  деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с  ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры,  отсутствие новизны в сообщаемых  знаниях, никаких эмоций не  вызывают даже в тех случаях,  когда экскурсовод старается  своими личными эмоциями спасти  дело.

В зависимости  от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной  подготовки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение материала  и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с  ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых знаниях, никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, когда экскурсовод  старается своими личными эмоциями спасти дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

На основание  вышеизложенного можно сделать  такие выводы: выбор профессии  – это давольно не простое дело, нужно не только определить, какая  профессия больше подходит по личностным качествам, но и понять, а чем  можно заниматься конктретно, выучившись по определенной специальности. Ведь важно не только кем работать, но и с кем!

Экскурсовод организует осмотр объектов, сопровождая  его краткой информацией или  подробным рассказом, используя  иллюстрации и другие материалы.

Личность  экскурсовода, его образованность и  культура общения, способность быстро устонавливать контакт со слушателями, умения извлечь их интересным рассказом  и сосредоточить внимание на главном  – все это во многом  определяет успех экскурсии.

Недооценка  подхода к экскурсоводу как центральной  фигуре экскурсионного дела оказывает  воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных  маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных  экскурсоводов.

Уровень проведения экскурсии, эффективность  восприятия материала экскурсантами  зависят от психического состояния  личности, которое проявляется в  повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится  в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).  

Библиографический список

 

 

1. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело [Текст] : Г. П. Долженко. учеб. пособие; Издательство: МарТ, Ростов-на-Дону, Серия: Туризм и сервис, 2008.- 424 с.

2. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса - 6-е изд., стер ./ Б. В. Емельянов ; Издательство: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2009.- 122 с.

3. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма [Текст] : И. В. Зорин. Справочник. – Москва : Финансы и статистика; 2007.- 103 с.

4. Савина, Н. В., Экскурсоведение [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Савина, З. М. Горбылева. - Мн.: БГЭУ, 2009.- 140 c.

5. Хуусконен, Н. М., Глушанок Т. М. [Текст] : Н. М. Хуусенко, Т. М. Глушанок, – «Практика экскурсионной деятельности» : Учебник - издательский дом «Герда», 2007. – 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Имидж экскурсовода