Индустрия туризма в России: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить особенности туристического рынка России. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России;
- изучить индустрию туризма в России, состояние и проблемы;
- выделить особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе;
- составить оценку и прогнозы развития внутреннего туризма в России;
- анализ прикладного маркетингового исследования туризма в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Основные понятия и государственное регулировании сферы туризма в России…………………………………………………………………………..5
Индустрия туризма в России: состояние и проблемы
2.1 Туристский потенциал России……………………………....7
2.2 Индустрия гостиничного дела и питания………………..…8
2.3 Индустрия транспорта……………………………………....10
Особенности внутреннего российского туррынка на современном
этапе……………………………………………………………………..12
Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России……….16
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

+Организация туизма на внутреннем рынке.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

     Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств  размещения характеризуется высокой  степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции  и замене. Сохранилась и даже обострилась  проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень  интересными историко-культурными  и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики [7, стр.406].

     Вторая составляющая индустрии  гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в  сфере частного предпринимательства  и в силу отсутствия необходимости  единовременного вложения крупных  инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее  время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих  спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место  и в других туристских центрах [2, стр. 33].

2.3. Индустрия транспорта

     Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.

     Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном  уровне не урегулированы в достаточной  мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а  нормы международного туристского  транспортного права вступают в  противоречия с национальными нормативно-правовыми  актами, тем самым ущемляются права  российских туристов. К тому же туристы  и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству[3, стр.62].

     Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос  на услуги внутреннего туризма в  целом) сократился, в том числе  на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные.      Снижение спроса на транспортные услуги связано  со снижением платежеспособности граждан  России, со значительным повышением тарифов  на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами [4, стр.105].

     Парк авиационного и речного  транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме  того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу.      Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств  может достичь критической величины, за которой следует нарушение  ритмичности движения и угроза состоянию  безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма [5, стр.407]. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

3. Особенности  внутреннего российского туррынка  на современном этапе

     Достаточно взглянуть  на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что  более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте  родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и  многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями  о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах  отдыха в пределах области, края, в  которых они живут.

     Как результат, ресурсная  база внутреннего туризма задействована  на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего  туризма отсутствует полноценный  товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж [5, стр. 249].

По мнению большинства  руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее  время наблюдается тенденция  постепенного роста популярности внутреннего  туризма. При этом охотнее всего  россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных  туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%).      Для внутреннего туризма  характерны в основном краткосрочные  туры (1-14 дней) с целью досуга и  отдыха (70,8% количества обслуженных  туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение  в республиканские курорты и  здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

     Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса [6, стр. 49].

     Большую роль в оживлении  внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах  собственной страны могли бы сыграть  сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают [7, стр. 250].

     Наблюдения последнего времени  показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять  интерес к внутреннему и въездному  туризму. Это связано с тем, что  во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению  национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных  для экономики страны в целом.    Постепенно понимают эту выгоду и  в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными  и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.

     Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

    Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.

Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного  туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения [6, стр.75].

     Развитие российского  внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: - отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

     Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных  органов власти. Поэтому в настоящее  время к первоочередным задачам  государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных  условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и  дальнейшее совершенствование законодательной  базы; развитие предпринимательства  в сфере туризма, прежде всего  малого и среднего; укрепление материально-технической  базы индустрии туризма путем  привлечения отечественных и  иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности  страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных  методов и стандартов туристского  обслуживания; возрождение массового  социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан  России к родной стране, а также  более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной  для туризма [8, стр. 201].

     Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и  внутреннего туризма и стимулировать  развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этого требуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма в России, разработать эффективную современную модель конкурентоспособного отечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

4. Оценка и прогнозы  развития внутреннего туризма  в России

     Российский рынок туризма  составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться  в 3-4 раза большими темпами с приростом  оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

      Из-за множества проблем  с туристической инфраструктурой  Россия пока не может выйти в безусловные  лидеры мирового туризма в ближайшие  десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно  развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям. 

     По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры  въезда-выезда в пользу въезда, в  соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению  баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

     Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие  платежеспособного спроса, ограничение  возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма  могут пользоваться не более 1,5% общей  численности населения России.

     Поэтому  в настоящее время для обеспечения  конституционного права граждан  на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает  внутренний туризм.

     Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов [3, стр. 9].

Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась  на 15-е место, к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в  мире как по въезду, так и по выезду.

Высокими темпами будут  развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного  обслуживания туристов, в частности  для авиационного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     На рубеже тысячелетий  туризм превратился в глубокое социально-экономическое  и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

Информация о работе Индустрия туризма в России: состояние и проблемы