Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:36, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть тему развития гостиничного дела в России.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Изучение теоретических основ темы.
2. Изучение истории и развития туризма в России.
3. Рассмотрение способов повышения конкурентоспособности России на мировом рынке гостеприимства и туризма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ 5
1.1 История развития гостиничного хозяйств в мире. 5
1.2.История развития туризма в России 9
1.3 Перспективы развития туризма как сферы услуг в современном мире 12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ НА МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИЗМА 14
2.1 Законодательная база 14
2.2 Развитие туристской индустрии в России 16
1.3 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках 21
1.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
6 этап развитие советского туризма начала 30 – начало 90гг.
В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране.
Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.
В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.
Туризм - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики.
Определение прогноза развития международных обменов тесно связано с туризмом и поездками, которые сами по себе зависят от целого спектра факторов (социодемографических, экономических, политических).
В туристическом секторе отмечают следующие тенденции:
- Замедленные темпы роста (но все-таки роста);
- Большая конкуренция в целевой направленности регионов;
- Рост воздействия на туризм экономических, социокультурных факторов, а также окружающей среды;
- Повышение требовательности к туристическому продукту и избранному типу обслуживания.
Совокупность этих факторов приводит к заключению: чтобы достичь успеха в туризме, надо обеспечить полный профессионализм, составной частью которого выступает разумное регулирование туристической деятельности в сфере защиты прав и интересов потребителя, сочетающее элементы государственного регулирования и саморегулирования.
На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования “Tourism: 2020 Vision” провозглашены пять перспективных туристических направлений 21 века.
Тенденция роста объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтения «новому». Кроме того, намечается тенденция к дальнейшему и довольно быстрому снижению стоимости поездок на дальние расстояния, особенно с появлением нового скоростного транспорта.
Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга.
Туризм, как и любой вид деятельности, требует четкой правовой регламентации и управления. Регулирование вопросов туризма происходит как на государственном, так и на международном уровнях. В Российской Федерации основным правовым актом, регулирующим туристскую деятельность, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 года. В этом законе туризм признается одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.
Так как туризм в нашей стране тесно связан со спортом, многие вопросы по регулированию туристской деятельности отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 13 января 1999 года.
Как уже было отмечено, туризм является частью культуры, поэтому непосредственное отношение к вопросам туризма имеет Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года. Правительство Российской Федерации постоянно обращается к вопросам туризма и спорта. 25 января 2001 года было принято «Положение о государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму». Это положение отменило предыдущее положение от 27 апреля 1995 года. В соответствии с этим Положением федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области туризма, является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России).
Каждый турист является потребителем товаров и услуг. Поэтому Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года имеет непосредственное отношение к лицам, совершающим путешествия. Права туристов также защищены Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.
В международном праве основным нормативным актом, регулирующим туристскую деятельность, является «Хартия туризма», принятая Всемирной туристской организацией в 1985 году. Одним из первых официальных органов, занимающихся вопросами туризма на международном уровне, являлась Конференция экспертов по статистике Лиги Наций, созванная в 1937 году. В 1975 году была создана Всемирная туристская организация.
Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться прежде всего в рамках федеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее.
Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России». В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.
Одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать такие региональные маршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица), «Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.
Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».
Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.».
Дополнительный импульс для въездного и внутреннего туризма может придать развитие индустрии развлечений, в том числе создание игорных зон. В настоящее время уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.
Создание условий для развития круизного туризма возможно путем разработки комплекса мер, включающих реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей.
Основу российского пассажирского флота составляют трех-, четырехпалубные круизные суда, построенные в 70-х гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии. Последняя закупка относилась к началу 80-х гг. Отечественное производство относилось к двух-, трехпалубным круизным судам и завершилось в 60-70 гг. Импорт новых круизных судов российскими пароходствами и круизными компаниями сдерживается высокими таможенными пошлинами.
Повышенному интересу иностранных туристов к новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский). Это требует подготовки специальных предложений по государственной поддержки с целью привлечения туристов на северные островные территории.
Особую ответственность на туристскую индустрию налагает проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня подготовки гостиничных средств размещения и соответствующего качества обслуживания.
Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться и через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках.
Информация о работе Интеграция России в мировую индустрию гостеприимства и туризма