Исследование потенциального туристского рынка. Методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 08:00, реферат

Краткое описание

Туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Развитие туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально – экономического роста на национальном и местном уровнях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Структура туристского рынка
2. Методы исследования туристского рынка
3. Туристский рынок в Республике Казахстан
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование потенциального туристкого рынка и методы.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-АМЕРИКАНСКИЙ СВОБОДНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

«Исследование потенциального туристского  рынка. Методы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ: Кузьмин М.А.

 

Студент 1го курса,

группа 12-Т-4-Б-О-Р

 

 

ПРОВЕРИЛ: Загайнов Е.О.

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск, 2013

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

1. Структура туристского рынка

2. Методы исследования туристского рынка

3. Туристский рынок в Республике Казахстан

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Развитие туризма позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально – экономического роста на национальном и местном уровнях.

Рынок — это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. На нем действует большое количество независимых друг от друга продавцов и покупателей. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка.

Переход к рыночным отношениям вызвал глубокие преобразования в сфере  туризма. Многообразие природных, климатических, ресурсных, исторических условий, способствующих формированию туристского продукта, стали основой для построения туристских зон хозяйствования.

Необходимо отметить, что  туризм может выступить генератором  социально – экономического роста  государства, только в случае его  гармоничного развития: максимально  эффективного сочетания рыночных аспектов экономических связей и социально  ориентированных целей общества.

Расходы на туризм, их разносторонность и масштабность оказывают серьезное  воздействие на экономику, которое  носит как прямой, так и косвенный  характер. Прямое воздействие –  это поступление денежных средств, в результате расходов, производимых туристами. Предприятия сферы туризма, к которым непосредственно поступают расходы туристов, в процессе осуществления своей деятельности находятся в тесной взаимосвязи с другими секторами экономики, приобретая товары и услуги. В результате генерируется экономическая активность целого ряда смежных с туризмом отраслей, то есть оказывается косвенное воздействие.

Именно поэтому анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его  развития и вклада туризма в мировую  и национальную экономику чрезвычайно  важен.

 

1. Структура туристского  рынка

 

Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение  для обеспечения купли-продажи  туристского продукта в данное время  и в определенном месте.

В целом, с точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно  представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка  предложений и рынка спроса.

В реальной практике оба  рынка тесно связаны между  собой, взаимодействуя в резонансном  режиме, порождая, стимулируя и определяя  содержание и структуру, с одной  стороны туристской индустрии, с  другой – потребительского спроса.

В связи с этим, как  и всякий другой рынок, рынок туризма  неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим  масштабам рынки. В связи с  этим  в маркетинге  туризма существует достаточно много признаков классификации туристского рынка.

Наиболее важными типами туристского рынка являются:

1. С точки зрения пространственных  характеристик выделяются рынки:

-пригородного туризма  (поездки горожан за город в  период отпусков и в выходные  дни);

-внутрирегионального туризма  (путешествия в рамках какого-либо  региона);

-внутригосударственного  туризма (путешествия, ограниченные  рамками государственных границ  страны);

-международного туризма (путешествия  за пределы страны).

2. По использованию транспортных средств:

- рынок автомобильного туризма;

- рынок железнодорожного туризма;

- рынок авиатуризма;

- рынок водного туризма,

3. По виду путешествия:

- рынок индивидуального туризма;

- рынок группового туризма;

4. По цели путешествия:

- рынок рекреационного туризма  (отпускной, лечебный, познавательный, спортивный, этнический и др.);

- рынок делового туризма;

- рынок научного туризма.

5. По содержанию маркетинговой  деятельности:

- целевой;

- бесплодный (не имеющий перспектив);

- основной (где реализуется основная часть услуг);

- дополнительный (реализуется некоторая часть услуг);

- растущий (имеющий реальные возможности для роста продаж);

- прослоечный (коммерческие операции не стабильны, может быть как основным, так и бесплодным).

6.  По качественной структуре рынок бывает:

- потенциальный (100%), где клиенты  проявляют интерес к приобретению  туристических услуг;

-действительный (40%) - клиенты интересуются и покупают туристическую услугу, так как платежеспособны;

-квалифицированный (20%) - это действительный  рынок минус клиенты, не реализовавшие  заинтересованность в туруслугах;

-обслуживаемый (10%) - потребители  выбирают услуги фирмы из всего  разнообразия предлагаемых услуг,  в том числе и конкурирующих  фирм;

-освоенный (5%) - клиенты предпочитают  услуги только данной фирмы  (приверженцы).

На основе особенностей оказываемых  услуг, различают следующие типы туристских предприятий:

- фирмы по разработке и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

- предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, пансионаты, дома отдыха, мотели и др.);

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и др.);

- транспортные предприятия (авиа и автопредприятия, предприятия железнодорожного, морского и речного транспорта и др.);

- предприятия туристско-экскурсионного обслуживания (туристские бюро и агентства);

- предприятия сферы досуга и развлечений (киноконцертные залы, аттракционы, казино, клубы и др.);

- предприятия по производству сувениров и туристских товаров;

- рекламно-информационные туристские службы (рекламные агентства, бюро, информационные центры и др.);

- учебные заведения туристского профиля;

- научно-исследовательские и проектные организации туристского профиля.

 

2. Методы исследования туристского рынка

 

Исследования туристского  рынка – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Общая цель исследования рынка  состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения  в туристских услугах и создаются  предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

Текущее наблюдение за развитием  конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка.

Исследования различной  глубины и направленности проводятся компаниями на протяжении всего существования. Без данных о маркетинговой ситуации ни одно предприятие не сможет вырабатывать стратегические и тактические решения  относительно рынка. Исследования могут  проводиться силами предприятия  либо с помощью специализированных агентств.

Система исследований является составляющей частью системы маркетинговой  информации предприятия, включающей сведения о целевых рынках, каналах маркетинга, конкурентах, контактной аудитории, факторах макросреды.

Многочисленные организации  и агентства заняты в проведении маркетинговых исследований и сами пользуются их результатами. Это и  правительство, и образовательные  институты, и консультационные учреждения, и торговые ассоциации, а также  рекламные агентства, средства массовой информации, отели и мотели, авиакомпании и т. д.

Маркетинговые исследования как один из основных инструментов маркетинга имеют существенное значение в процессе систематического сбора, анализа информации с целью выявления  угроз, слабых и сильных сторон и  возможностей туристского рынка  для определенной фирмы, а также  с целью выработки соответствующей  маркетинговой стратегии для  успешного ведения бизнеса. Исследования, проводимые в туризме, обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений менеджерами туризма. Они позволяют: выявить значительные проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса, причины их возникновения и возможные пути их разрешения; определить будущие тенденции на туристском рынке; увидеть новые возможности; найти эффективные пути ведения бизнеса; а также дают возможность лучше понять запросы рынка и снижают вероятность риска от изменений, постоянно имеющих место на рынке

Основные цели исследований связаны с мониторингом за процессом  реализации планов, уменьшением неопределенности, снижением рисков и получением информации для принятия маркетинговых решений.

Чаще всего необходимость  в исследованиях возникает при  наличии маркетинговых проблем. К типичным признакам наличия  маркетинговых проблем можно  отнести:

·     снижение объемов продаж;

·     неудовлетворенность потребителя;

·     ситуацию, когда реальные результаты отличаются от прогнозируемых и др.

Исследование  туристского рынка проходит в  следующем порядке:

1. Выявление проблем и формулирование целей исследования. На первом этапе необходимо четко определить проблему и  согласовать цели исследования. Любой рынок может исследоваться по сотням параметров, поэтому важно конкретизировать маркетинговую проблему.

2. Отбор источников информации. На втором этапе необходимо определить вид информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Информация может быть первичной или вторичной. «Первичными» являются данные, являющиеся результатом нового исследования. «Вторичными» – полученные сведения из уже опубликованных материалов маркетинговых исследований. 

3. Сбор информации. Разработав программу исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. В зависимости от объема выборки требуется определенное количество обученных работников, владеющих технологией сбора информации.

Собранная информация заносится  на различные носители: бумажные, электронные, аудиовизуальные. 

4.  Анализ собранной информации. Следующий этап маркетингового исследования – извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Количественные данные, в отличие от качественных, анализировать несколько проще. Хотя и здесь можно столкнуться с элементарными ошибками в подсчетах. 

5. Представление полученных результатов. Обработанная и проанализированная информация по исследованию представляется в форме отчета. Для удобства восприятия результаты исследования приводят в виде таблиц, диаграмм, графиков. Основным показателем качества проведенных исследований является ответ на поставленные в начале работы вопросы. 

Рынок туризма следует определять как общественно-экономическое явление, соединяющее спрос и предложение  для осуществления процесса купли-продажи  турпродукта в конкретное время  и в конкретном месте.

При описании рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:

1)основным предметом купли-продажи  являются услуги;

2)кроме покупателя и продавца, туристский рынок включает немалое  количество посреднических звеньев,  которые обеспечивают связь спроса  и предложения;

3)спрос на тур услуги отличается рядом характерных черт – большим разнообразием участников путешествий, гибкостью;

4)турпредложения также отличаются  рядом характерных черт – тройственность  характера товаров и услуг  в туризме, немалая фондоемкость  отрасли, небольшая гибкость, комплексность.

Информация о работе Исследование потенциального туристского рынка. Методы