Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:10, контрольная работа
В первой половине XIX в. несколько уменьшились масштабы перемещения нерусских народов. К началу века Россия по производству черных металлов стояла на первом месте в мире, а Урал давал 4/5 русского чугуна и железа. Производство металла на Урале росло, но существенно более медленно, чем в других странах. Важными видами транспорта в первой половине века был гужевой и водный. Основной дорогой являлся Сибирский тракт, по которому Россия была связана с восточными районами страны. С Урала в центр страны везут лес, лен, свечи, мыло, подносы, сундуки. Часть товаров шла, как и прежде, на Нижегородскую ярмарку, но металлы направлялись прямо к местам их потребления, сало — в Петербург, лес — на Нижнюю Волгу. Вверх по Каме везли хлеб, растительное масло, фрукты, табак, ткани, посуду, галантерейные товары.
Своеобразное башкирское
казачье войско в первых десятилетиях
XIX в. оказывалось самым
8. Промышленность
К началу века Россия по производству черных металлов стояла на первом месте в мире, а Урал давал 4/5 русского чугуна и железа. Производство металла на Урале росло, но существенно более медленно, чем в других странах. В условиях индустриального переворота, развернувшегося на Западе, промышленность России стала отставать и к 1860 г. по выпуску металла вышла на 8-е место. Если в XVIII веке дешевизна крепостного труда и низкие расходы на заготовку угля и руды были основой процветания промышленности Урала, то в XIX веке институт принудительного труда превратился в тормоз развития промышленности. Без соответствующего материального стимулирования у рабочих господствовала психология «как можно меньше выкладываться».
Отставание металлургии наглядно проявилось в период войны 1812 года, когда уральские заводы не смогли дать нужного количества орудий и боеприпасов. В период Крымской войны отставание стало одной из причин поражения России.
Однако говорить вообще о техническом застое на Урале в первой половине века неправильно, средняя производительность доменных печей выросла вдвое. Предприятия переходили с кричного производства (когда получается сырое железо в виде пористого слитка, требующего дальнейшей проковки) на пудлингование (когда в результате перемешивания железа и шлака получается цельный слиток). В то же время продолжали использовать древесный уголь, а не минеральное сырье, что снижало эффективность производства. Расширялось использование паровых машин, которые появились на Урале в 1799 г., однако даже к 1860 г. они не вытеснили водяных колес. Внутренний рынок России не стимулировал развитие металлургии.
Вид миасского завода
На Урале были достигнуты большие успехи в добыче золота. Открытые в конце XVIII века многочисленные его месторождения долго не использовались, так как частная добыча была запрещена. Принятие указа 1812 г., разрешившего добычу золота всем желающим, привело к распространению золотодобычи. Богатые залежи золота были открыты у Миасского завода, где в 1823 г. были организованы казенные промыслы. В 1824 г., путешествуя по Уралу, император Александр I «самолично выкопал» самородок весом более 8 фунтов. В 1837 г. побывал на Урале и Александр II *.
Центр управления золотопромышленностью на востоке страны располагался в Екатеринбурге. Во главе дела стояли промышленники Рязановы, за ними выступали фамилии Казанцевых, Баландиных, Зотовых. Екатеринбургскими золотопромышленниками было добыто в 1846 году 1238 пудов золота, а в 1847—1387 пудов. Один только Тит Зотов добыл золота на 30 млн руб. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «Необычный прилив капиталов отразился и на жизни Екатеринбурга... Своего зенита беспримерная жизнь екатеринбургских набобов достигла в момент слияния двух фамилий, как Зотовы и Рязановы: сын Тита Зотова женился на дочери Рязанова, и эта «зотовская» свадьба тянулась целый год...»
К 1845 г. Россия обогнала все страны мира по добыче золота. Ее доля составила 47 % мировой добычи. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений Россия оставалась основным поставщиком золота на международном рынке.
Поиски золота привели к открытию на Урале платины. В 1824 г. был заложен первый в Европе и Азии Царево-Александровский платиновый прииск.
С появлением в южных губерниях новых центров добычи соли спрос на уральскую падает. Соликамские промыслы приходят в упадок, а усольские теряют свое прежнее общероссийское значение.
Сборы старателя на добычу золота
В течение первых десятилетий XIX в. обрабатывающая промышленность Урала развивалась медленно и лишь в середине века начался ее рост. Возникает машиностроительное и инструментальное производство. Важное место среди отраслей обрабатывающей промышленности занимало судостроение, сосредоточенное в Пермской губернии.
В то же время ряд отраслей оставался в стадии крестьянских промыслов. Был распространен пимокатный промысел, производство полотна, изготовление саней, домашней утвари и другое.
9. Транспорт
Важными видами транспорта в первой половине века был гужевой и водный. Основной дорогой являлся Сибирский тракт, по которому Россия была связана с восточными районами страны. В Сибирь из Европейской части России вели три главные дороги: Ирбитская, Екатеринбургская и Шадринская, которые затем в районе Тюмени сливались в один Московско-Сибирский тракт.
Существенное влияние на развитие края оказало перенесение Большого Сибирского тракта с линии Соликамск — Верхотурье южнее на линию Пермь — Кунгур — Екатеринбург. Это увеличило значение водных путей по Каме и Волге. На Макарьевскую ярмарку везли значительную часть металлов, сала, кож, соли — все, что можно было сплавить по Сылве, Чусовой, Каме. В середине века по Каме к Перми ежегодно сплавлялось более двухсот судов, а по Чусовой — около четырехсот. С верхней Камы шли в основном лодки с солью. Но особенно оживленным движение становилось ниже Перми, где ежегодно проходило свыше тысячи судов.
Но речные перевозки имели большой недостаток: поднимать суда вверх по течению с помощью бурлаков было слишком дорого, дешевле было построить новые. Поэтому, сплавив грузы в низовья, пустые баржи продавали тут же на дрова. Кроме того, водные пути создавали сезонность, так как доставлять товары можно было только по высокой воде. Важную роль сыграло строительство пароходов, которое началось в 1817 г. на Пожевском заводе, близ Перми. В 1846 г. образовалось Пермское пароходство, а к 1860 г. на Каме возникло еще пять пароходных компаний.
Возрастали экономические связи с центральными районами страны. Это стимулировало приток населения в города и села Урала, расположенные на торговых путях.
10. Торговля
С Урала в центр страны везут лес, лен, свечи, мыло, подносы, сундуки. Часть товаров шла, как и прежде, на Нижегородскую ярмарку, но металлы направлялись прямо к местам их потребления, сало — в Петербург, лес — на Нижнюю Волгу. Вверх по Каме везли хлеб, растительное масло, фрукты, табак, ткани, посуду, галантерейные товары. Существенно оживилась транзитная торговля. Из Сибири везли китайский чай, пушнину, рыбу, а в Сибирь — ткани, вина, металлические изделия, галантерею. Торговый путь с Урала шел и на юг, через Троицк и Оренбург. В южные степи и Среднюю Азию везли железные и медные изделия, сукно, кожу, сахар. Навстречу двигались стада скота, караваны с восточными тканями.
Годовые обороты ярмарок Урала превышали 20 % всего оборота ярмарок страны. А 80 % уральского ярмарочного оборота приходилось на Ирбитскую ярмарку, вторую по величине ярмарку в России. Обороты ее выросли за первую половину века в 17 раз.
Развивалась и постоянная торговля. Увеличилось число торговых точек в городах и заводах. Появляется на Урале и банковский капитал. В 1847 г. в Екатеринбурге открылась контора Коммерческого банка, в Ирбите — его отделение, функционировавшее только во время ярмарок. Еще раньше был создан банк в Верхотурье, а в 50-е гг. банки стали появляться один за другим — Общественный банк в Ирбите, банк в Соликамске и другие. К середине века купеческий капитал стал господствовать в промышленности.
Ирбит. Общий вид внутри гостиного двора
во время
молебствия в день открытия ярмарки 1 февраля
11. Сельское хозяйство
По отношению ко всей площади пашня составляла перед отменой крепостного права в Пермской губернии — около 10 %, в Вятской — 24 %, а в Оренбургской — около 6 %. В южных уездах Вятской и Пермской губерний выращивали пшеницу, разводили лен и коноплю. В Оренбургской губернии пшеница имела большее распространение. В середине века начинает распространяться по всему краю картофель. Особенно плодородными были земли Ишимского, Курганского и Тюменского округов.
Сельскохозяйственные орудия были примитивными. Повсеместно использовалась соха. Плуг стал проникать в крестьянские хозяйства в 40—50-е гг., но преимущественно у богатых хозяев. Косалитовка с длинной рукоятью постепенно вытесняет косу-горбушу. В ряде северных районов не было дорог и даже колесных телег, их заменяли волокуши.
На территории края в первой половине века в основном господствовала трехпольная система. Наряду с ней в малонаселенных, преимущественно лесных местностях применялись подсека и перелог. В Оренбургской губернии в малонаселенных степных районах наряду с трехпольем встречалось переложное земледелие.
Наряду с земледелием важной отраслью было животноводство. В Пермской и Вятской губерниях поголовье лошадей и скота в первой половине века существенно возросло. Особенно благоприятные условия для скотоводства были в Оренбургской губернии. Обеспеченность поголовьем скота и, в частности, лошадьми на Урале была выше, чем по стране. Усилиями пермских крестьян была выведена порода выносливых и крепких лошадей-обвинок, а вятские крестьяне вывели породу гужевых лошадей — вяток.
Сельскохозяйственные орудия, употреблявшиеся
в Пермской губернии в конце XVIII - начале
XIX вв.
Развивались огородничество, пчеловодство, охота и рыболовство. В Оренбургской губернии занимались бахчеводством. Развивались крестьянские промыслы и ремесла. Это были металлические поделки, производство холста. Особенно славилась Дымковская слобода, как центр производства кустарных деревянных изделий.
В хозяйственной жизни отдельных групп нерусского населения деревни имелись свои особенности. Так, у коми-пермяков большую роль играл охотничий промысел и отходничество на лесозаготовки, лесосплав. В татарских волостях были развиты коневодство, торговля лошадьми и мелочная торговля вразнос, своя специфика была и в удмуртских деревнях.
Крестьяне Урала в первой половине века активно участвовали в борьбе за свои права. В начале столетия приписные крестьяне протестовали против отрыва их от земли и превращения в заводских рабочих. Широкий размах приняла борьба и других категорий крестьян, выступления старообрядцев и местных народов края.
Во многих случаях крестьяне поддавались на уговоры чиновников и изъявляли покорность властям без борьбы. Оставались живы представления о доброте царя. Были случаи посылки ходоков к Николаю I.
Попытка без подготовки насадить в 1841—1843 гг. картофель вызвала картофельные бунты в уральской деревне. По оценкам администрации, в этом движении только в Пермской губернии участвовало до 200 тыс. крестьян.
В 1822—1823 гг. происходит знаменитое восстание кыштымских мастеровых, которое длилось целый год и насчитывало около 8 тыс. участников. Мастеровые требовали повысить плату и выдавать провиант согласно законам. Они захватили власть в Кыштыме, создали целую систему самоуправления — «мирские конторы». Возглавил это восстание мастеровой Климентий Косолапое. Потребовался год и присылка 3 тыс. солдат, чтобы подавить восстание. Восставшие выступали против злоупотребления властей, требовали на основании имевшихся законов облегчения условий труда, были требования перевести заводы в «казну».
Движение декабристов затрагивает и Урал. В 1821 г. в Оренбурге возникает тайное общество, которое возглавляет военный чиновник П. М. Кудряшов. В программных документах общества говорилось о необходимости смены монархического режима более справедливым и отмене крепостного права. Планировалось восстание. Организация была раскрыта с помощью провокатора. По этому делу было арестовано 80 человек.
Урал был и местом
ссылки декабристов. В Туринске образовалась
небольшая колония. Здесь жили В.
П. Ивашев, И. И. Пущин, Е. П. Оболенский.
Интересным явлением для Урала была крепостная
интеллигенция. Крепостные интеллигенты
выдвигались из среды мастеровых или низших
служащих благодаря тому, что потребности
производства заставляли заводчиков содержать
школы и содействовать просвещению своих
крестьян. Будучи служащими, учителями
и даже инженерами частных уральских заводов,
люди часто оставались крепостными или
происходили из горнозаводского сословия.
Примером распространения в среде крепостной интеллигенции освободительных идей может служить чермозское «Общество вольности». На Чермозском заводе существовала одна из лучших школ, которая имела девятилетний курс обучения. Здесь изучались география, история, геодезия, минералогия, металлургия, архитектура. При ней готовили инженерно-технический состав для заводов. Один из выпускников этой школы П. Поносов стал основателем тайного общества, которое выступало за необходимость ликвидации крепостного права. Общество было раскрыто властями и ликвидировано. Известны также дела А. Лоцманова, Н. Сабурова, которые пытались распространять революционные идеи.
В первой половине XIX в. заметно меняется внешний облик уральских поселений. Не только в городах и заводских поселках, но и во многих крупных селах и деревнях стала преобладать разбивка на улицы и кварталы. Новые дома строились в соответствии с планом, на участках, отводимых местным начальством. Вытеснение архаических форм застройки — беспорядочной (свободной) и рядовой (вдоль рек и дорог) — быстрее происходило в экономически наиболее развитых районах. Дома по-прежнему возводились в составе усадеб с хозяйственными постройками и участками огородов. В южных уездах усадьбы были с открытыми дворами, в северных и центральных — по большей части с крытыми. Соотношение в целом менялось в сторону увеличения доли открытых дворов.
Происходило дальнейшее вытеснение черных изб белыми. В Чердынском уезде даже к 80-м гг. столетия курные избы составляли 15 % всего жилого фонда. Яркое описание курной избы дал В. Г. Короленко, оказавшийся в ссылке в дер. Березовские Починки в одном из самых северных уездов Вятской губернии. Все местные крестьяне жили в таких избах. «Знаете, что значит курная изба? — пишет Короленко.— Это изба без трубы; дым, как затопят, «пыхает» прямо в избу и наполняет ее от потолка до пола. Чтобы была возможность дышать, отворяют волоковое оконце, но этого мало. Еще открывается дверь, и тогда морозный воздух выбивает дым на уровень головы, и он стоит вверху резко ограниченною пеленою. Если подняться во весь рост,— голова в дыму. Таким образом устанавливается своего рода равновесие: голове жарко, зато ноги стынут от 30—40-градусного мороза. Это продолжается около 3/4 часа, после чего двери закрываются...». К середине XIX в. черные избы сохранялись преимущественно в глухих местах, в основном на северо-западе. В других районах они встречались редко.
Информация о работе История развития Среднего Урала первой половины XIX в.