Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение исторического развития и современного состояния туризма в Королевстве Испания.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить природные предпосылки развития туризма в Королевстве Испании;
-ознакомиться с культурно-историческими аспектами развития туризма в Королевстве Испании;
- рассмотреть социально-экономические факторы развития туризма в Королевстве Испании;
- охарактеризовать туристскую инфраструктуру Королевства Испании;
- изучить деятельность испанских туроператоров на международном туристском рынке;
Этот период для Испании заканчивается в 1492 году, когда «католические короли» изгнали мусульман с этих территорий. С 1492 года начинается третий период – «новое время». Это эпоха Возрождения Испании, эпоха расцвета экономики и культуры, эпоха великих географических открытий, начиная с Колумба и Магеллана, а вслед за этим – эпоха освоения и захвата новых земель, в результате чего Испания стала крупнейшей метрополией мира.
Последний период развития Испании обычно отсчитываются 1808 г. – с начала войны за независимость с наполеоновской Францией, внесшей существенные изменения в политический режим Испании. Важнейшим событием в современной истории Испании явилось свержение фашистского режима Франко и приход к власти короля Хуана Карлоса I. Возвращение к демократическим ценностям дало новый импульс к развитию страны.
Испания – это удивительное сочетание различных культур: кельтской, греческой, финикийской, римской, арабской, иудейской и христианской. Где бы ни оказался путешественник на своем пути по дорогам Испании, повсюду его ждет встреча с загадочным прошлым, представленным внушительными памятниками и монументами – молчаливыми свидетелями славы и могущества империй разных эпох. Испания пережила период Римского владычества, о чем свидетельствуют римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни и оборонительные постройки, частично сохранившиеся в тех городах, римляне основывали свои поселения. Значительный след в культуре Испании оставили арабы, чье господство продолжалось почти восемь столетий, начиная с VIII-го века н.э. Они принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле, среди них мечеть в Кордове и дворец Альгамбра в Гранаде (XIII-XV вв.). Знаменитая мечеть в Кордове считается шедевром арабской архитектуры. Она построена в VIII в. В ней сотни колонн из различных ценных строительных камней, мозаика и арабески, роскошный орнамент. После возвращения христианами земель, завоеванных арабами, начинается эпоха, ознаменованная триумфом католической средневековой культуры. Великолепно сохранившиеся романские церкви и монастыри, величественные кафедральные соборы и храмы, королевские дворцы и замки знати – все это и по ныне остается частью повседневности и символизирует неразрывную связь прошлого и настоящего.
В Испанской истории значительное место занимает творчество известных на весь мир мастеров живописи – Эль Греко, Веласкеса, Гойи и других прославленных художников, сотворивших выдающиеся полотна эпохи возрождения, многие из которых хранятся в Мадридском музее Прадо. Наиболее знаменитыми испанскими художниками ХХ века стали Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Возникший на рубеже ХIХ и ХХ веков новый архитектурный стиль – модернизм – нашел свое яркое проявление в работах знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди, чье незавершенное творение – Собор Святого Семейства в Барселоне – стал символом этого города.
В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох, смешение архитектурных стилей, богатство художественных традиций создали поразительный по красоте сплав. Испанские города, обычно располагавшиеся на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц, поднимавшихся к воротам крепостных стен, лишь в некоторых местах в эту средневековую сеть «врезаны» регулярно спланированные площади (например, Пласа Майор в Мадриде).
От мавров сохранились не только здания в мавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мастера, оставшиеся на отвоеванных испанцами землях, исходили из принципов мавританской архитектуры, отразив их в декоративном стиле «мудехар», сочетавшем мусульманские традиции с готикой. Многочисленные мечети, переделывавшиеся в католические соборы, неизбежно сохраняли отпечаток стиля, в котором они были первоначально сооружены.
Почти в самом центре Пиренейского полуострова находится Мадрид - столица государства. В течение многих веков Мадрид был небольшой крепостью. Лишь со второй половины XVI в. когда король Испании Филипп II перенес сюда столицу Толедо, Мадрид стал главным экономическим центром страны.
В Мадриде есть достопримечательности, пользующиеся заслуженной славой во всем мире. К ним относится музей Прадо. Это - национальный музей, его картинная галерея - уникальное собрание живописи. Здесь особенно богато представлены испанские художники. Ни в одном музее мира нет такого количества картин Веласкеса, Гойи и других великих испанских живописцев.
Мадрид и его музеи привлекают многих туристов. Большое количество туристов из всех стран мира устремляется в южные провинции Испании. Туристские проспекты настойчиво приглашают посетить Андалусию, «страну солнца, песен и памятников старины».
Эта часть страны лежит на юге полуострова, у берегов океана и Средиземного моря. На многие километры тянутся рощи оливковых и апельсиновых деревьев, виноградники.
В Андалусии хорошо сохранились памятники арабского зодчества. Однако ни Кордова с ее мечетью, ни Севилья с ее садами Алькасара и башней Ла-Хиральда не превосходят по красоте Гранаду. Старинная испанская пословица говорит: «Кто не видел Гранаду, тот не видел ничего». Этот город лежит в живописной долине, на фоне суровых скалистых гор. Он как бы дремлет на берегу небольшой речки Хениль. Арабы называли Гранаду «частицей неба, упавшей на землю». Вокруг Гранады раскинулись оливковые рощи, виноградники, поля пшеницы.
Таким образом, Испания - это страна с древней историей. На ее территории сохранились многочисленные архитектурные памятники, остатки древнегреческих, карфагенских и римских поселений, монументы, римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни, оборонительные постройки, частично сохранившиеся романские церкви, монастыри, величественные кафедральные соборы, храмы, королевские дворцы и замки знати. Все это часть повседневности и символизирует неразрывную связь прошлого и настоящего. Интерес к этим культурно-историческим аспектам и их удивительное сочетание притягивает миллионы туристов как раньше, так в настоящее время.
1.3 Социально-экономические факторы развития туризма в Испании
Испания – промышленно развитая страна. Правительство последовательно осуществляет курс на модернизацию экономики страны и выравнивание региональных диспропорций, опираясь на стимулирование частного сектора, широкое привлечение иностранного капитала, сдерживание роста цен и зарплаты, сокращение дефицита госбюджета. Сильные позиции в экономике Испании занимает капитал США, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Франции.
Дата 4 января 1999 г. стала важной вехой в развитии мировой экономики: единая общеевропейская валюта – евро начала свое официальное существование. По мнению большинства экспертов, введение в обращение единой валюты положительно скажется на развитии туристского сектора Европы, появятся благоприятные условия для экономического роста и рабочей занятости. Среди основных преимуществ, здесь называют упрощенный порядок осуществления банковских операций, «прозрачность рынка», повышение конкуренции и качества туристских услуг.
Туристская политика и экономический эффект от туризма тесно связаны с политическим устройством каждой страны. При тоталитарном режиме государство осуществляет полное регулирование туристской деятельности, включая планирование. В большинстве капиталистических стран с хорошо развитой индустрией туризма (Испания, Италия, Португалия) существует уровень частичного регулирования государством области туризма. Через органы управления оно оказывает в большей или меньшей степени влияние в порядок продвижения и контроль туристской деятельности, оставляя частному сектору свободу создания предприятий в области туризма. В этом случае государство осуществляет руководство туристскими ресурсами, а также предложением услуг и инфраструктурой (агентствами путешествий, отелями, транспортом и т.д.), планирует предложения туристских услуг через различные программы развития.
Государство также устанавливает тарифы, налоги, цены в области экономической деятельности предприятий туризма, проводит контроль за исполнением туристских нормативов, ведет санитарный, валютный, полицейский и таможенный контроль в отношении туристов и контролирует действия предприятий, связанных с туризмом. Существуют такие политические условия, при которых государство практически не вмешивается в туристскую деятельность.
Несмотря на тот или иной уклад страны правительствам необходимо быть более осведомленными о важной роли туризма в формировании политики. Необходимо сотрудничество между частным и государственным сектором, как это произошло в других государствах. Международный и внутренний туризм оказывает позитивное влияние на экономику, общество, культуру и окружающую среду. При проведении политики правительствам следует поддерживать отмену излишнего регулирования в области туризма, а также принимать меры по обеспечению безопасности туристов, действенные меры по сохранению окружающей среды, оказывать поддержку для инфраструктуры туризма. Кроме того, важно производить оценку эффективности деятельности туризма в национальных экономиках посредством международных стандартизированных методов. Необходима разработка национальной концепции оценки эффективности инвестиций в туризм, носящей комплексный характер с учетом его инфраструктуры. Это увеличит приток инвестиций, сделает процесс принятия решений в сфере туризма более объектным и точным.
Фактор развитости экономики страны является основой для создания туризма. Ведь туризм и все, что с ним связано, - это не только природные и исторические предпосылки, но и уровень сервиса, предопределяемый уровнем экономического развития во всех его аспектах.
Туризм, как выгодная и высокодоходная отрасль, оказывает огромное влияние на экономику Испании. Благодаря туризму, изменились приоритеты во многих сферах народного хозяйства, уровень жизни населения. Также, туризм имеет влияние на распределение рабочих сил и финансовых потоков, на платежеспособный спрос на товары и услуги туризма в частности. Именно благодаря туризму географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и культурно-исторические достопримечательности становятся всеобщим благом.
Туризм в
Испании также стимулирует
В отличие от
средиземной и южной зон
Влияние туризма на экономику имеет и некоторые отрицательные стороны. Одной из наиболее острых проблем, вызванных развитием туризма, является состояние окружающей среды, которая актуальна, прежде всего, для средиземноморской и южной приморских зон Испании. Проблема состоит в том, что побережья этих районов буквально перегружены туристами, вследствие чего в последнее время власти этих приморских зон пытаются стимулировать увеличение интереса туристов к их внутренним областям районов. Также явным прогрессом в действиях властей Испании, раньше не уделявшим достаточного внимания вопросам экологии, можно считать стремление улучшить условия содержания природоохранных зон. 5% территории страны взяты под охрану региональных правительства или государства. Сюда относится приблизительно 500 природных парков и заповедников. Уже сейчас в Испании находится одиннадцать национальных парков.
Сезонность туризма – причина скрытой безработицы (зимой в районах его распространения). Последствия сезонности туризма в наибольшей степени испытывает приморская рекреационная зона. Сезон наибольшей туристской активности на побережье наблюдается примерно в течение четырех месяцев – с июня по сентябрь, максимальной нагрузкой в июле и августе. В целом в Испании число туристов в эти месяцы почти превышает их число в период затишья. Таким образом, структуру расселения и занятости населения Испании можно отнести к «положительным факторам» развития туризма. Такая миграция населения к районам, где в наибольшей степени развит туризм (Средиземноморское побережье, Канарские и Балеарские острова) показывает заинтересованности населения Испании в дальнейшем развитии туризма. По числу занятых туризм представляет собой крупнейшую отрасль мирового хозяйства – как во всем мире, таки в Испании, обеспечивая работу для 101 млн. человек или каждого шестнадцатого на земном шаре. Что касается Испании, то, по данным на 2000 год (ВТО), число занятых в туризме – 980 тыс. человек. В процентном отношении этот показатель равен 10% к общей занятости. Это самый большой показатель – 10% - среди стран Западной Европы, где он не достигает и 7%. Такая ситуация в значительной мере складывается благодаря заинтересованности населения в туризме и его развитии.
Таким образом, общий уровень экономического развития Испании и в том числе – высокий уровень развития инфраструктуры (транспорт, гостиничный сервис, предприятия общественного питания и т.д.) – мощные факторы развития туристской индустрии. Этому же в большей степени способствует и развитая система рекламно-информационных служб, и характер международного туризма в стране, и единая валюта европейского сообщества.
ГЛАВА
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Характеристика туристской инфраструктуры Испании
Инфраструктура Испании хорошо развита, обладает качеством и разнообразием. По данным испанского Национального института туризма, в Испании насчитываются 11598 отелей, из которых 1872 гостиниц относятся к категории 4-5 звезд. (Это 16% всех Испанских отелей и почти треть от общего количества мест размещения), пансионатов на 125. тыс. мест и кемпингов на 1,2 млн. мест. В этом секторе работают 144 тыс. служащих. В целом общее количество мест размещения в Испании составляет 1.04 млн., из которых 86% принадлежит отелям. Наибольше количество гостиниц расположено в Каталонии (1197 отелей и гостиничных заведений) а Балеарские острова предлагают самое большое число мест размещения (301957). К услугам туристов также 58.8 тыс. ресторанов и 226 тыс. баров, 172 площадки для гольфа, 27 горнолыжных станций, 226 спортивных портов, предназначенных для занятий парусным спортом. Туристов обслуживают 2.992 туристских агентств с филиалами.
По данным 2000 года 71% туристов предпочитали останавливаться в гостиницах (34,1 миллион человек), У родственников и друзей размещалось 15% туристов (7,4 миллиона). 7% туристов останавливались в снимаемом помещении. Средний период проживания туристов в гостиницах составил 7 дней ровно, в то время как бесплатное проживание (у друзей, в семье или в собственном доме) длилось в среднем 13 дней, а во временно-снятом помещении – 11 дней.
Гостиничный сектор Испании хорошо развит и представлен объектами разного класса и разных форм собственности. Существует несколько видов жилья, отличающихся друг от друга по уровню цен, местоположению и качеству предоставляемых услуг. Это: отели, пансионы, апартамент отели, квартиры, кемпинги и курорты.
Отели Испании категорированы по международным стандартам, категории обозначены количеством звезд от * до *****. Общее число отелей ***** в стране невелико. Самый большой объем по размещению принадлежит отелям ** и ***, которые очень близки по набору услуг. Услугами гостиничных заведений по-прежнему больше всех пользуются сами испанцы, хотя разрыв сокращается с каждым годом. По статистикам размещения путешественников в гостиничных заведениях, в 1999 году 54% путешественников были испанцами, хотя почти каждые две из трех проведенных в гостиницах ночей были осуществлены иностранцами. Наиболее высокий процент занятости приходится на трехзвездочные гостиничные заведения: 71,31% из 372.4 тыс. возможных мест. За ними следуют четырехзвездочные: 66% из 234.1 тыс. возможных мест.
Информация о работе История развития и современное состояние туризма в Испании