Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Среди проблем, выдвигаемых туризмом, наиболее важной является проблема обслуживания и гостеприимства. Диапазон профессий, нужных в индустрии туризма, очень велик. Однако основной чертой всех, кто работает в сфере туризма, является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и отрицательными аспектами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1.Классификация групп клиентов……………………………………………….5
1.1.Модель покупательского поведения………………………………………5
1.2.Факторы, влияющие на поведение покупателя…………………………..7
1.3.Типология туристов………………………………………………………. 10
1.3.1.Типы туристов………………………………………………………. 10
1.3.2.Организованные клиенты………………………………………… 13
2.Организация обслуживания клиентов………………………………………..15
2.1.Классы обслуживания клиентов турфирмы…………………………… 15
2.2.Технология обслуживания клиентов турфирмы………………………... 16
2.2.1.Содержание процесса обслуживания и продажи
туристского продукта. …………………………………………………………. 16
2.2.2.Документальное оформление взаимоотношений
турфирмы с клиентом……………………………………………………………20
2.2.3.Организация приема и обслуживания посетителей………………..21
2.3.Программный туризм как основа современного
туроперейтинга и обслуживания туристов……………………………………..28
2.4.Качество обслуживания и способы его регулирования………………… 31
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………….33
Приложение……………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация групп клиентов.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

        Вторая группа факторов охватывает  факторы туристской деятельности  в принимающей стране: общий уровень цен, разнообразие и качество предлагаемых турпродуктов. От сочетания этих факторов зависит привлекательность туристской дестинации (туристского направления) (6, 17).

        При выборе дестинации человек  составляет несколько альтернативных  вариантов. Этот перечень часто длинный. Но некоторые путешественники нацелены посетить какой – то специфический объект и задаются этой целью. При рассмотрении списка потенциальный турист сравнивает уровни цен в своей и принимающей странах, учитывает курс обмена валюты и отдаленность места назначения, которая выражается в затратах свободного времени и денег,

 

 

-7-

влияние рекламных компаний, связанных с целью продвижения  того или иного товара или услуги.

        Н.Б.Черных выделяет особую группу  туристов. Это деловые туристы. Их модель поведения существенно отличается от туристов, едущих на отдых. Поездки для установки оборудования, переговоров, заключения контрактов, вызванные производственной необходимостью, не зависят от желаний, вкуса и предпочтений командируемого. Он лишен возможности выбора и отправляется

в дорогу для выполнения служебных обязанностей. Экономические  и внешнеэкономические ограничения  влияют на решение о командировке, но они принимаются не самим командируемым (18, 131).

        В данном параграфе мы рассмотрели модель покупательского поведения и описали его применение к конкретным ситуациям, когда потребитель принимает решение о покупке. Делая вывод, можно отметить, что выбор зависит от свободы передвижений, уровня стабильности в обществе, моды и ряда других факторов.

 

 

1.2.Факторы, влияющие  на поведение покупателя.

       

        Цель данного параграфа – показать зависимость поведения покупателя от его культурных, социальных, личностных и психологических характеристик.

        Что и как  покупает человек, во многом определяется его культурными, социальными, личностными и психологическими характеристиками.

        По мнению  Н.Б.Черных, культурные факторы оказывают на поведение покупателя значительное влияние. Они включают в себя культуру, субкультуру и классовую принадлежность.

       Культура – это основная сила, предопределяющая желания и все поведение человека. Она включает основные ценности, желания, поведенческие особенности, которые он усваивает, живя в обществе. Культура выражается через огромное множество осязаемых вещей, которые можно объединить в четыре основные группы: пища, жилище, одежда и искусство.

        Именно культура  предопределяет, что мы едим, куда  и как мы ездим, где останавливаемся в пути.  Она адаптируется к изменениям окружающей среды. В мире много людей, одетых в одинаковую одежду разных национальностей (то есть смываются национальные особенности людей), имеющих одни и те же автомобили, телевидение, ужинающих в одних и тех же ресторанах. Для деловой жизни это хорошо, но для туризма плохо: нельзя терять свои национальные особенности, данные культурной средой. Вся эта одинаковость уменьшает один из стимулов путешествия – увидеть своими глазами культуру (18, 139).

        Внутри каждой  культуры образуются различные  группы людей, разделяющие общие системы ценностей, основанных на общности опыта и

 

-8-

жизненных ситуаций. Такие  группы людей являются носителями своей  собственной субкультуры.

        Особенности  субкультуры определяются национальными,  религиозными, расовыми, географическими и другими признаками.

        Любое общество  имеет ту или иную классовую  структуру.

        Социальный  класс представляет относительно стабильное и упорядоченное подразделения человеческого общества, члены которого имеют сходные интересы, ценности и поведенческие нормы. Современные общества делят на классы и социальные группы с учетом материальной, политической, социальной и культурной состоятельности индивидуума (18, 141).

        Поведение  потребителя во многом зависит  от социальных факторов: референтные группы, семья, а также от его собственной роли статуса в этих группах.

        Референтная группа – эта группа, которая влияет на позицию и поведение индивида и с которой он прямо или косвенно сравнивает свои поступки. Люди могут испытывать влияние эталонных групп, к которым они не принадлежат, но хотели бы.

        Эталонные группы оказывают значительное влияние на потребителей тем, что они демонстрируют пока еще недостижимый для потребителя стиль; формируют его жизненную установку, концепцию и самооценку, вынуждая потребителя стараться быть похожим на них хотя бы в выборе одних и тех же товаров, услуг и фирмы (участие знаменитостей в рекламных роликах) (18, 142).

        Д.Ф.Энджел  считает, что члены семьи могут  оказывать очень значительные  влияния на покупательское поведение друг друга. Чаще всего в семье решается, куда, когда и насколько семья поедет отдыхать.

        Весь мир  – театр, где женщины, мужчины  – все актеры. У них есть  выходы, уходы. И каждый не одну  играет роль (У.Шекспир). Человек на протяжении своей жизни принадлежит ко многим группам. В одних он проводит всю свою жизнь (семья), в других – какие-то ее этапы (учебная группа, воинский или трудовой коллектив, общественные организации, клуб по интересам и так далее). Его положение в каждой из этих групп можно определить с помощью терминов «роль» и «статус» (21, 6).

        Роль представляет собой действия, которые  ожидают от человека другие члены группы. (14,509). Какую бы роль не играл человек в своей среде, она оказывает влияние на его поведение как покупателя. Н.Б.Черных в своей работе указывает на то, что роль, которую выбрал человек в той или иной группе, может преследовать его всю жизнь. От него всегда будут ждать действий в соответствии с той ролью, в которой привыкли его видеть. Когда кто-то начинает играть не ту роль, которую от него ожидают, это чаще всего вызывает недовольство. Нередко роль человека в группе меняется под действием каких-то экстремальных обстоятельств, и это изменение может быть как положительным, так и отрицательным (18, 145).

         -9-

        В каждой роли содержится указание на статус индивида, отражающий большее или меньшее уважение к нему со стороны других членов группы. Часто роли выбираются именно из-за статуса, сопряженного с ними. Например, один бизнесмен всегда заказывал себе билет на отдых первого класса и очень расстроился, когда ему предложили лететь туристским классом. Роль и статус, по мнению Ф.Котлер, взаимосвязанные понятия. Изменение роли неизбежно ведет к изменению статуса и наоборот (13,192).

        Также он считает, что на  поведение покупателя существенное  влияние оказывают также его личностные характеристики, такие как возраст, этап жизни, финансовое положение, стиль жизни, жизненное кредо и самооценка.

        Интерес людей к определенным товарам и услугам меняется в течение всей их жизни. Молодежь обращает меньше внимания на тип размещения при отдыхе, чем люди старшего возраста, то есть возраст требует определенное сочетание туристских услуг в путешествии.

        Как утверждает Ф.Котлер, материальное положение также сильно влияет на характер и количество совершаемых людьми покупок. Переживая экономические трудности, потребители стараются сэкономить на отдыхе.

        Люди, принадлежащие к одной субкультуре,  общественному классу и даже имеющие одну и ту же профессию, могут иметь разные стили жизни (13, 194).

        Стиль жизни представляет собой весь диапазон действий человека в жизни и его взаимодействий с другими людьми, это синтез всех ролей, играемых человеком в различных группах, определяющий поведение человека в каждой конкретной ситуации.

        Личность каждого человека влияет на его поведение как покупателя. Под личностью понимаются отличительные психологические характеристики, определяющие индивидуальные и относительно устойчивые реакции человека на окружающую среду.

        Непосредственное отношение к  личности человека имеет также  его самооценка, то есть собственное представление о самом себе как личности. Самооценка может совпадать с мнением окружающих или не совпадать. Она позволяет выделить себя из окружающей среды как личность и подстраивать свое дальнейшее поведение под это представление (13, 195).

        По мнению различных психологов, на выбор, который человек делает  во время покупки, также оказывают  свое влияние четыре главных психологических фактора: мотивация, восприятие, усвоение, а также убеждения и отношения.

        Вся жизнь человека состоит  в удовлетворении каких – либо  потребностей. Они бывают: биологического, психологического, интеллектуального,  эстетического и другого характера. Потребности  не всегда достаточно сильны, чтобы побуждать человека к немедленному действию. Потребность становится мотивом поведения лишь тогда, когда она достигает определенного уровня интенсивности. Такое напряжение заставляет человека действовать с целью снятия его.

      

-10-

        После того, как потребность перешла в мотивацию, человек стремится действовать. В одинаковой ситуации два человека, имеющие одну и ту же мотивацию, будут действовать по – разному. Это зависит от особенностей восприятия ситуации.

        Понятие «восприятие» разные психологи объясняют по – разному, но более точно, на наш взгляд, дает это определение Э. Фромм. Восприятие – это процесс, посредством которого индивидуум собирает, организует и интерпретирует информацию, создавая свою собственную, осмысленную картину мира (17,83).

        В ходе действий покупатель  узнает много нового, то есть  учится, идет процесс усвоения.

        Н.Б.Черных расшифровывает термин «усвоение» как психологический термин, описывающий изменения в поведении индивидуума под влиянием накопленного опыта. Когда турист знакомится с новым для себя туром - он его познает. Опыт накапливается только в ходе реального действия.  Можно сколько угодно изучать тур по альбомам, плакатам, видеофильмам, рассказам знакомых, но только апробация его позволяет накопить опыт, необходимый для его усвоения (18, 151).

        В процессе своих действий  и усвоения люди приобретают  убеждения и установки, которые  в свою очередь оказывают влияние  на их последующее убеждение.

        Убеждение, как утверждают многие психологи, это не подвергаемое сомнению мнение, которое человек имеет по поводу чего–либо. Люди действуют, исходя из своих убеждений. Убеждения выражаются в виде категорических суждений. Через них люди выражают свое отношение к различным вещам (17,32).

        Отношением называются сравнительно устойчивая оценка и определенные чувства, связанные с каким-либо объектом или идеей. Отношения часто называют установками. Их очень трудно изменять, потому что они все взаимосвязаны в сознании человека (13, 197).

        Делая вывод, можно отметить, что  существует множество факторов, влияющих на поведение потребителя,  и его выбор является результатом  сложного переплетения множества  культурных, социальных, личностных и психологических факторов.

 

 

 

 

1.2. Потребитель – как участник процесса принятия решения о покупке.

 

        Занимаясь маркетингом, необходимо иметь представление о том, каким образом обычно принимаются решения о покупке. Азоев Г.Л. выделяет пять этапов процесса принятия решения о покупке.

1.Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды.

2. Поиск информации. Вслед за возникновением потребности что-то купить может возникнуть потребность в информации о товарах, способных удовлетворить ее. Если потребность слишком остра или под рукой имеется вполне приемлемый товар, возможно вы его купите и без предварительных поисков. Срок поиска информации зависит от потребности в товаре, от количества исходной информации и степени доступности дополнительной, от значения, которое придает потребитель сбору информации.

3. Оценка вариантов. К сожалению, невозможно свести в единую и простую схему не только сложные процессы оценки информации о товарах, которыми пользуются разные покупатели, но и те процессы, которыми пользуется один и тот же покупатель при покупке разных товаров. Существуют разные стратегии оценки предлагаемых альтернативных товаров и услуг.

4. Решение сделать покупку. На стадии оценки устанавливается рейтинг товара среди тех, из которых предстоит сделать выбор, и формируется намерение купить товар, которому отдается предпочтение. Обычно потребитель приобретает товары наиболее предпочтительных марок.

5. Потребительское поведение после покупки. Маркетинг не заканчивается на стадии покупки потребителем товара. После покупки потребитель может чувствовать удовлетворение или недовольство.

        Потребитель проходит пять этапов, осваивая новый для него товар.

  1. Стадия осведомленности. Потребитель имеет некоторые сведения о товаре, но этой информации явно недостаточно.
  2. Стадия интереса. Потребитель собирает информацию о новом товаре.
  3. Стадия оценки. Потребитель раздумывает, стоит или не стоит пробовать новый товар.
  4. Стадия испытания. Потребитель берет товар на пробу в небольшом количестве, чтобы самому убедиться в том, представляет ли он ценность или нет.
  5. Стадия освоения. Потребитель решается стать регулярным пользователем новинки.

Информация о работе Классификация групп клиентов туристских фирм и особенности их обслуживания