Краеведческие экскурсии в наччальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: углубление, расширение и развитие знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Объект исследования – организация и проведение краеведческих экскурсий.
Предмет исследования – изучение краеведческой экскурсии по «Окружающему миру» в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМЫ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……....................6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ…………………………..................6
1.2.МЕСТО ЭКСКУРСИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»………………………………………........................................................11
1.3.ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ………………….....................................................13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА…………………………………………...18
2.1. ОСОБЕННОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ…………………18
2.2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya.docx

— 2.00 Мб (Скачать файл)

Специальные учебные курсы  в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов  гуманитарного цикла также материалы  краеведения, используемые в начальной  школе в целях исторической пропедевтики.

Третья форма.

Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов  школьного компонента. «На них  занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они  стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных источников архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих  исследований в походах и экспедициях». [8, С.136].

По своему содержанию факультативы могут быть общеисторическими с  элементами краеведения, так и построенные  полностью на краеведческом материале. В первом случае местная история  выступает как способ конкретизации, «оживления», выявление исторических связей. Во втором случае учащимся даётся возможность получить систематические знания по истории края.

Основной задачей факультатива по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории  и исторической науке, с целью  углубления знаний и развития способностей учащихся. Реализации данной цели способствует:

а) расширение знаний за счёт увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии и  др..

б) обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического  исследования.

в) вовлечение ребят в  активную познавательную деятельность [8, С.137].

Факультатив по краеведению  по своему содержанию чаще всего охватывает историю края с древнейших времен и до наших дней. Очень важно  сделать акцент на специализацию  факультатива: археология, этнография и т. п., чтобы ребятам было понятно, что именно они будут изучать. Работа строится в следующем порядке:

первый этап — вводная  лекция учителя (объявляется тема, даются задания, рекомендации ребятам по методике записей воспоминаний, их оформлению, по вопросам сбора, обработки и систематизации материалов, раскрывается форма отчетности и этапы работы, проводится знакомство с библиографией, учитель даёт основные черты эпохи и сведения по той  теме, которой будут заниматься дети).

второй этап — экспедиция, поход, экскурсия, встреча с интересными  людьми.

третий этап — семинар.

четвертый этап — заключительная теоретическая конференция (на ней  ребята выступают с отчетами о  проделанной работе по своим темам). [8, С.137—139].

Но нельзя забывать о том, что все исследования ребят проводятся под четким руководством учителя, потому что, как правило, местные населенные пункты изучены мало и на большую  часть вопросов правильных ответов  нет, а также нужно обращать внимание на грамотность и правильность информации, собираемой детьми, следить за её научностью и верностью. Исходя из этого принципа: сотрудничество учителя и учащихся можно сделать вывод о том, что учитель, организующий работу по краеведению должен обладать определенными  характеристиками:

Во-первых, он должен знать  основные источники по истории края, историографию и библиографию, опубликованных работ.

Во-вторых, ему необходимо ознакомиться с методологическими  основами школьного краеведения.

В-третьих, преподаватель  искренне должен быть заинтересован  в проводимой работе, он должен сам  заниматься исследовательской работой. В-четвертых, учитель-краевед выступает  организатором установления тесной взаимосвязи учебной, внеклассной  и внешкольной работы, между факультативами и другими формами работы по изучению местной истории в школе, а  также межпредметных связей на краеведческой  основе. [8, С.137].

«Главные особенности  факультативных занятии: углубленное  теоретическое изучение материала; разнообразие форм и методов работы; самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования; соблюдение принципов интереса и  добровольности учащихся». [8, С. 138]

 

Факультативы по краеведению  сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так  и урочной работы с детьми: здесь  и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии.

Четвертая форма.

Внеклассные занятия. Они  могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. «Краеведческий блок во внеклассной  работе должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса» [4, с. 43].

Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории  и проходящие во внеурочное время  можно разделить на три группы:

Мероприятия, на которых  участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации  и другими интересными людьми).

Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую  на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ).

Мероприятия, которые позволяют  применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская  работа, поисковые экспедиции).

Но ни одна из форм не может  дать полноценные знания по краеведению  без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, работников народного образования  и учреждений дополнительного образования, педагогических ВУЗов и участников краеведческих обществ позволит получить ребенку наиболее полную картину  истории своего региона, как в  теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот  о чем введение краеведческого материала  в различные дисциплины и во внеклассную  работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка.

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор  зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Методы для организации работы по краеведению. Самые распространенные из них — это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей.

Так как материалы можно  обнаружить как в письменных источниках в архивах, музеях, так и в общении  с очевидцами, то наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование.

Обычно метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов.

А вот метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы  беседы и возраста опрашиваемого. Вопросы  надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных  эмоций у опрашиваемого.

Следует помнить, что во время  интервью записывать информацию следует  за опрашиваемым, чтобы не сделать  фактических ошибок, конечно, необходимо помнить, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов.

Материал будет иметь  научную ценность, если он неоднократно проверен и уточнен по разным источникам информации. [8, с. 19.]

Следующий метод- урок- лекция. На уроках — лекциях учитель сам  рассказывает ребятам об истории  края, но, на мой взгляд, этот метод  необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность  исследовать и делать открытия ребятам  самостоятельно. Кроме того, лучше  запомнится то, что увидится.

Уроки- экскурсии. Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы  — все это пробуждает интерес  к истории. Воспитывает не нравоучениями  и поучениями, а примером увлекательной  совместной работы, результатом которой  будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется  специальная подготовка, как для  ребят, так и для учителя.

Во-первых, учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия  поможет ребятам разобраться  с общероссийским историческим процессом, и какие возможности существуют для патриотического и эстетического  воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии  в учебной теме.

Экскурсии проводятся как  специалистами-экскурсоводами, так  и самим учителем. [5, С.122].

Краеведческие экскурсии  можно разделить на несколько  типов:

 Вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Ребята на таком мероприятии накапливают фактический материал, делают выводы, что очень помогает при изучении темы в классе.

Экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

Экскурсии, целью которых  является углубление, закрепление и  обобщение общеисторического материала  на базе вещественных и письменных исторических памятников.

Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся [5, С.169].

Важно предупредить учащихся, что после экскурсии им будут  предложены вопросы, на которые они  должны ответить. [3, С.127].

Учебные экскурсии являются обязательными занятиями и поэтому  проверка знаний их составная часть. «В процессе проверки знаний, необходимо выявить понимание общих закономерностей  исторического развития в данный период, знание исторических фактов, знание имен исторических деятелей, умение на основе анализа экспоната сделать  определенные исторические выводы, понимание  исторической ценности экспоната, психологическое  воздействие материала на формирование личности. Очень важно увидеть, как  воспринимаются учащимися экспонаты, как отразилось знакомство учащихся с подлинными предметами на понимание  ими эпохи». [3, С.126]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав литературные источники, мы в своей работе убедились, что краеведческое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние родного края. Междисциплинарный состав краеведческих знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание краеведческого образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека. В школе важнейшую роль в процессе краеведческого воспитания при изучение «Окружающего мира» играют краеведческие экскурсии.

Теоретическая основа краеведческого воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. —  С. 59—61.
  3. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. —  М.: Просвещение, 1982.
  4. Верба А. И. Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы / А. И. Верба, А. Е. Сейненский // Воспитание школьников. — 1986. — № 2.
  5. Голованов В. М. Краеведческий материал на уроках истории / В. М. Голованов //Вечерняя средняя школа. — 1983. — № 2.
  6. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 1988. — № 6. —  С. 26—28.
  7. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева //Словарь русского языка. — 4-е изд. Стер. —  М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. —  Т.2. —  С.118.
  8. Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе / С. В. Забытова; под ред. Н. А. Шаховой, И. Е. Федоровой. — Благовещенск, 2000.
  9. Захаренко, Е.Н., Комарова, Л.Н., Нечаева, И.В. Новый словарь иностранных слов. [Текст] / Е.Н.Захаренко, Л.Н.Комарова, И.В.Нечаева – М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2006.
  10. Иванов П. В., Матрусов И. С., Сейненский А. Е. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.

 

  1. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. —  М.: Просвещение, 1975. —  192с.

 

  1. Клепинина 3.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. – М., 1988.
  2. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.- № 3. —  С. 128—131.
  3. Князев Ю. А. Изготовление картосхем краеведческого содержания / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1987. — № 3. —  С. 53.
  4. Козина, Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания. [Текст] / Е.Ф. Козина,  Е.Н.Степанян. М.: Академия, 2004.
  5. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст] / А.В. Миронов - М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 235 – 238.
  6. Окно в природу /Экологические  прогулки с детьми младшего возраста/ Республ. экол. центр учащихся. [Текст] / – М., 1992.
  7. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст] / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов - М.: Академия, 2000. – 145 с.

Информация о работе Краеведческие экскурсии в наччальной школе