Лица Тверская. История названия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:07, реферат

Краткое описание

В XIV веке это была оживленная дорога от Кремля на Тверь - главный город сильного Тверского княжества, только в XV в. признавшего главенство Москвы. Тверская дорога постепенно застраивалась и на начальном своем участке от Кремля до ворот Земляного города, территории, известной в истории Москвы под названием Занеглименье (то есть «местность, находящаяся за рекой Неглинной»), превратилась в улицу.

Вложенные файлы: 1 файл

улица тверская.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

Э. Нирнзее возводил в Москве многоэтажные дома, учитывая современную стилистику зданий и бытовые привычки и особенности людей того времени.  
Дом № 10 был построен преимущественно для одиноких служащих, то есть людей среднего достатка, высотку в шутку даже прозвали «домом холостяков». На крыше над девятым этажом планировалось устроить столовую и оборудовать «зону отдыха» со смотровой площадкой и скейтинг-рингом. В подвале же предполагалось устроить нечто вроде клуба или концертного зала для жильцов и их гостей.

Празднованиям по случаю открытия дома помешало начало первой мировая война. Тогда Нирнзее подвергся антинемецким гонениям. И только в августе 1915 года ему удалось продать дом за неожиданно большую сумму банкиру Д. Л. Рубинштейну известному своими финансовыми махинациями и связями с Григорием Распутиным.

Ходили слухи, что этот дом Рубинштейн, оказавшийся в Петропавловской крепости, подарил всесильному при дворе Распутину за покровительство и освобождение из заключения. Новый владелец, как говорили, часто кутил здесь и устраивал оргии во время своих приездов в Москву. Однако точно известно лишь то, что Распутин приезжал сюда на автомобиле в марте 1915 года, когда он был обнаружен агентами московской охранки.

После 1915 года дом Э. Нирнзее было решено отдать под киностудию широко известный режиссера Владимира Гардина. Спонсором кинопроекта выступил успешный в то время предприниматель В. Г. Венгеров. Созданное «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» способствовало быстрому раскручиванию киностудии, так что буквально через 2 года здесь были выпущены первые кинопремьеры:  
«Без пуговиц» и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок». Оба эти фильма были созданы по сценариям великого русского сатирика А. Аверченко, в фильмах использовались просторные удобные помещения, спроектированные архитектором Э. Нирнзее. Так началась киноистория дома № 10. Однако дом Э. Нирнзее был замечен не только в кино, но и в литературе. Знакомство героев выдающегося романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» состоялось именно около этого дома. Описания Булгакова не хуже любых зарисовок и съемок дают безошибочное четкое представление о его грандиозном облике.

    1. Дом Моссовета № 13

Дом Моссовета построен Казаковым  для московского главнокомандующего графа Захара Чернышева и мало изменивший свой вид, если не считать четырех статуй воинов, стоявших по сторонам входа в дом и исчезнувших еще в тридцатых годах прошлого века.

После Чернышева этот дом  стал служить квартирой для московских главнокомандующих и генерал-губернаторов, довольно быстро в общем сменявшие друг друга. Десятым по счету после Чернышева был старый воин граф И. В. Гудович, прославившийся как гонитель очков и троек. Даже в чужих домах, увидав кого-нибудь в очках, он посылал к нему лакея сказать: «Снимите очки, нечего разглядывать так пристально». Приезжавшие в Москву на тройках обыкновенно выпрягали третью лошадь у заставы и подвязывали ее сзади. Тот же Гудович категорически воспретил вошедшее в моду среди молодежи «метание кошельков» на сцену артисткам. Выйдя в отставку перед самым «французом», купил себе дом рядом с генерал-губернаторским (№ 27 и 29). Во дворе этого дома, еще до Гудовича, в 1792 году снимал у кузнеца комнату Карамзин, и здесь была написана им «Бедная Лиза».

 

 

    1. Доходный дом Бахрушина

Адрес: Тверская ул., 12.
(1900-1902гг., архитектор К. К. Гиппиус)

Пятиэтажный дом имеет  выразительную фасадную пластику, создавшую  богатую игру света и тени, что характерно для сооружений раннего декоративного модерна. Хотя в целом постройка в объемно-пространственном отношении еще весьма эклектична, именно ритмические светотеневые контрасты придают ей качества современности. Наиболее характерный мотив фасада - балконы: длинный, охватывающий все здание балкон четвертого этажа, поддерживаемый крупными пластичной формы фасадными выступами; балкон третьего этажа на толстой закругленной по краям плите и лоджии второго этажа под боковыми эркерами. 
Самый интересный декоративный элемент - металлические детали ограждений балконов в виде тонких стеблей качающихся растений. Самостоятельное художественное значение имеет решение лоджий второго этажа, огражденных металлической решеткой с листьями болотных растений и фланкированных толстыми колоннами, капители которых выполнены в виде характерных для модерна женских масок с развевающимися волосами. Декоративная насыщенность этих элементов фасада отличает их от остальной фасадной композиции. В результате реконструкции, включавшей двухэтажную надстройку левой части (1933г.), здание потеряло первоначальный декор, фасад получил архитектурную обработку в духе конструктивизма. Центральная часть обозначена простыми пилястрами, по горизонтали здание членится балконом, идущим почти на всю его длину.

    1. Английский клуб

Адрес: Тверская ул., 21.
(1780 г.; 1811 г.; 1814-1817 гг., архитектор Д. И. Джилярди)

Как многие классицистические  постройки Москвы, ансамбль развивался постепенно: в 1780-х годах выстроена его центральная часть; в 1811 г. в соответствии с новым проектом (возможно, созданным архит. А. Менеласом) к дому пристраивается левое крыло; после пожара 1812 г. композиция, наконец, приобретает завершенный вид появляются правое крыло комплекса и великолепная каменная ограда со стилизованными львами над пилонами ворот с благообразно уложенными гривами, напоминающими придворные парики XVIII в. Послепожарное строительство осуществлялось уже по другому проекту, исполненному в характерных формах зрелого ампира. Гармония пропорций восьмиколонного портика с фронтоном, протяжении всей ее архитектурной истории) несравненным Д. И. Джилярди (уроженцем итальянской Швейцарии, почти всю свою творческую жизнь прожившим в России), позволяет предполагать и здесь его авторство. Частично сохранились некогда роскошная отделка интерьеров, мраморные лестницы, порталы, колонны, живописные плафоны, лепнина. В конце XIX  начале XX в. здание претерпело некоторые перестройки, следы которых были ликвидированы в результате последующих реставраций.

Самые яркие страницы истории  этого здания связаны с Английским клубом, который переехал сюда в 1831 году из усадьбы князя Гагарина на Страстном бульваре. Клуб был устроен на английский манер: в него принимались только мужчины, проводившие здесь часы досуга и серьезного отдыха играли в карты и бильярд, обсуждали политические вопросы, читали газеты и журналы. В клубе была так называемая «адская комната», где играли в азартные игры. До 1905 года Английский клуб был единственным в Москве, где это делали легально. Такая свобода объяснялась достаточно просто: генерал-губернатор был почетным старшиной клуба, а  
обер-полицмейстер его постоянным членом. Истинным же центром Английского клуба была «говорильня», как называл ее Чаадаев, особая комната, где проходили политические прения. К мнению собиравшихся прислушивался сам  
Николай I, интересуясь: «А что говорят об этом в Москве, в Английском клубе?» О «говорильне» писал Пушкин в «Евгении Онегине»: «Народных заседаний проба в палатах аглицкого клоба».

Сам Пушкин был постоянным членом Английского клуба и очень дорожил этим. Однажды он попал на «черную доску», его исключили за неуплату долга в 300 рублей. И только выпустив «Историю Пугачевского бунта», он смог расплатиться и восстановить свое членство в клубе. Здесь же Лев Толстой проиграл на китайском бильярде 1000 рублей какому-то проезжему офицеру. Не имея при себе денег, он тоже рисковал угодить на «черную доску», но его выручил Михаил Катков, редактор «Русского вестника» и «Московских новостей», одолжив необходимую сумму.

В 1917 году клуб закрыли, его членов разогнали, а 12 ноября 1922 года здесь прошла выставка «Красная Москва», положившая начало Музею Революции.

 

 

 

  1.  Гастрономическая Тверская

Москва всегда славилась  хлебосольством и гостеприимством, москвичи всегда любили хорошо покушать. Кафе, рестораны, булочные, магазины, чего только не было на Тверской. Первый московский гастроном, «дворец Бахуса» - Елисеевский был открыт тоже на Тверской и моментально стал одной из главных достопримечательности столицы. Туда ходили подивиться на золото отделки, лепнину, узорные росписи, хрустальные люстры, чудные заморские плоды, мохнатые кокосовые орехи и отливающие перламутром омары. Магазин чудом пережил суровые советские годы и сохранил чудесную атмосферу хлебосольной купеческой Москвы.

    1. Елисеевский гастроном

Дом № 14 по Тверской улице на углу с Козицким переулком знаменитый Елисеевский гастроном, до сих пор считается первым в Москве. В конце XVIII века статс-секретарь Екатерины Великой пригласил Матвея Казакова строить дворец для своей жены Е. Козицкой на углу Тверской и Успенского переулка, который был назван Козицким в честь новой домовладелицы. После ее смерти дворец перешел к 
 дочери княгине А. Г. Белосельской-Белозерской. Вскоре в доме завелась «нечистая сила»: на лестнице видели расхаживающее белое привидение, всюду слышались странные пугающие звуки. Барыня не выдержала и вместе со слугами сбежала из дома. Потом выяснилось, что в заброшенном доме напротив обитала шайка разбойников, которые решили выжить хозяев из удобного особняка и поселиться на их месте. Коварный замысел почти удался, потому что некоторые слуги княгини были из их компании. «Нечистую силу» отправили в полицейскую часть, а княгиня Белозерская вернулась в свой дом и жила в нем до самой смерти. Ее дочь, княгиня Зинаида Григорьевна Волконская, открыла салон, где собирались известные художники и литераторы; здесь не раз читали свои стихи А. С. Пушкин, Е. А. Бартынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, Адам Мицкевич.

В конце 90-х годов дом купил петербургский миллионер купец Г. Елисеев. Здание одели в строительные леса, обнесли глухим забором, и любопытные гадали, что же делают с бывшим княжеским дворцом. Высказывались самые невероятные предположения: «Индийская пагода воздвигается!», «Мавританский замок!», «Языческий храм Бахуса!». И хотя реальность оказалась гораздо прозаичнее, последнее утверждение было недалеко от истины, здесь открылся «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин».

Открывали Елисеевский торжественно, с молебном, который служили специально приглашенные священник с диаконом летом 1901 года.

    1. Торговый дом Д.И. Филипова 

Адрес: Тверская ул., 10.
(Начало XIX в. ; 1837; 1891-1897 - полная перестройка с изменением фасада, архитектор М. А. Арсеньев; 1900 - перестройка корпуса по переулку, архитектор М. А. Арсеньев; 1907 - надстройка, архитектор Н. А. Эйхенвальд; 1911 - перестройка гостиничного вестибюля в левой части комплекса, архитектор Н. А. Эйхенвальд; 1934 - надстройка)

Здание многократно перестраивалось, причем части, выходящие на Тверскую, до сих пор сохранили в нижних этажах остатки стен двух классицистических домов начала XIX в., объединенных в единое целое во второй половине XIX в. по заказу знаменитого московского пекаря Д. И. Филиппова. После этой перестройки в типичной для эклектики барочной стилистике сооружение приобрело выразительный силуэт с изящными чешуйчатыми куполами на углах (утрачены в результате надстройки 1934 г. ). От этого времени почти полностью сохранились мелкая эклектическая пластика фасадов и весьма своеобразные эркеры ступенчатой формы. Стилистически неоднороден фасадам вход в гостиницу (1911 г. ), выделенный нишей с двумя ионическими колоннами из серого гранита, над которой помещены картуш и рельефная композиция из двух обнаженных женских фигур. Сохранились интерьер вестибюля и частично - отделка залов ресторана и булочной, которая по-прежнему расположена в торговых помещениях первого этажа.

В этом доме в прошлом веке находился магазин знаменитого на всю Россию булочника Ивана Филиппова. За его калачами и сайками на Тверскую ездили не только со всей Москвы, но даже присылали из Зимнего дворца для стола императора. Жившим по соседству московским генерал-губернаторам подавали горячий филипповский хлеб прямо к утреннему чаю. По его рецептам пробовали печь в Петербурге, но не выходило так, как получалось в Москве.

Его сын Д. И. Филиппов от традиций отца отступил и обратился от простой публики к богатой и с изысканными вкусами. Рядом с магазином он устроил шикарную кофейню с зеркальными окнами, мраморными столиками: ее интерьер отделывали художник П. П. Кончаловский и скульптор С. Т. Коненков. Посетителей встречали лакеи в смокингах, хотя старый Филиппов не пустил бы их на порог Завсегдатаями кофейни стали аферисты, комиссионеры, агенты игорных домов, которые устраивали здесь нечто вроде сходок, и сыщики, которые следили за своими «подопечными» или отлавливали их. Но, конечно, филипповская кофейня не стала «злачным местом» Москвы приходили сюда и обыкновенные посетители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Тверская, которой нет

Многие новшества в Москве начинались на Тверской, но не все они были благотворны для древней столицы и ее культуры. В 1932 году улица была названа именем А. М. Горького сталинское правительство сделало пролетарскому писателю подарок еще при его жизни. А вскоре старинной Тверской выпала трагичная участь стать первой улицей, реконструированной по печально знаменитому Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Она потеряла тогда не только свое исконное имя, но и самобытное московское лицо.  
Такой могущественный «архитектор социализма» Л. Каганович видел будущую Москву такими должны были стать Пречистенка, Остоженка и многие другие московские улочки - безжалостно выпрямленными, расширенными, застроенными громоздкими однотипными зданиями. Примечательно, что на Тверской не осталось ни одной церкви. Разрушили и замечательный Страстной монастырь, находившийся на том месте, где сейчас стоит памятник А. С. Пушкину Были уничтожены или перестроены до неузнаваемости и многие старинные дома, некоторые из них передвинуты в глубь дворов.

    1. Кафе «Стойло Пегаса»

В 20-е годы в доме № 37 по Тверской улице находилось кафе 
«Стойло Пегаса»: в нем был своего рода литературный клуб, куда часто захаживали 
С. Есенин, А. Дункан, Н. Клюев, А. Таиров

Раньше в этом же помещении было кафе «Бом», которое посещали главным образом литераторы, артисты, художники. Кафе принадлежало одному из популярных музыкальных клоунов-эксцентриков «Бим-Бом» (Радунский-Станевский). Говорили, что это кафе подарила Бому (Станевскому), после Октябрьской революции уехавшему в Польшу, его богатая поклонница Сиротинина, и оно было оборудовано по последнему слову техники и стиля того времени. Когда оно перешло к имажинистам, там не нужно было ничего ремонтировать и ничего приобретать из мебели и кухонной утвари.

Для того чтобы придать  «Стойлу» эффектный вид, известный  художник-имажинист Георгий Якулов нарисовал на вывеске скачущего «Пегаса» и вывел название буквами, которые как бы летели за ним. Он же с помощью своих учеников выкрасил стены кафе в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками набросал портреты его соратников-имажинистов и цитаты из написанных ими стихов. Между двух зеркал было намечено контурами лицо Есенина с золотистым пухом волос.

Информация о работе Лица Тверская. История названия