Лица Тверская. История названия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:07, реферат

Краткое описание

В XIV веке это была оживленная дорога от Кремля на Тверь - главный город сильного Тверского княжества, только в XV в. признавшего главенство Москвы. Тверская дорога постепенно застраивалась и на начальном своем участке от Кремля до ворот Земляного города, территории, известной в истории Москвы под названием Занеглименье (то есть «местность, находящаяся за рекой Неглинной»), превратилась в улицу.

Вложенные файлы: 1 файл

улица тверская.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

Слева от зеркала были изображены нагие женщины с глазом в середине живота.

Справа от другого зеркала глядел человек в цилиндре, в котором можно было признать Мариенгофа, ударяющего кулаком в желтый круг.

В углу можно было разглядеть, пожалуй, наиболее удачный портрет Шершеневича и намеченный пунктиром забор.

Через год наверху стены, над эстрадой крупными белыми буквами  были выведены стихи Есенина: «Плюйся, ветер, охапками листьев,
Я такой же, как ты, хулиган! »

    1. Гостиница «Дрезден»

В дом № 6 во время сталинской реконструкции улицы было встроено здание гостиницы «Дрезден», одной из самых знаменитых в дореволюционной Москве. В ней останавливались хирург Н. И. Пирогов, писатели И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский. А. П. Чехов, композитор Р. Шуман. В 1916 году здесь провел последние дни жизни художник В. И. Суриков.

Под отелем «Дрезден» в прошлом веке располагалась портновская фирма «Жорж», владельцем которой был знаменитый на всю Москву брючник-закройщик Жорж. Сшитые им брюки узнавали по искусности покроя, при этом ему удавалось скрыть недостатки любой фигуры. Работать у Жоржа значило достичь вершины мастерства в портновском деле.

    1. Дом Фамусова

На месте нового корпуса редакции газеты «Известия» раньше находился дом М. И. Римской-Корсаковой, который в Москве называли «домом Фамусова» А. С. Грибоедов часто бывал здесь. По легенде, однажды на балу у Корсаковой он стал нападать на пристрастие москвичей ко всему французскому - точь-в-точь из будущего монолога Чацкого: «…Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Слепого, рабского, тупого подражанья». Все решили, что Грибоедов сошел с ума, и многие ездили к нему справиться о его здоровье. «Я же им докажу что я не сошел с ума!» - не выдержал Грибоедов и написал в ответ «Горе от ума».

Дом снесли  не пощадили ни старины, ни памяти о Грибоедове.

 

 

    1. Страстной монастырь

Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками, стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром «Россия».

Его колокольня была точно  на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину. Именно здесь в XVII веке в Москве с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской  
области, на месте этой исторической встречи и был основан Страстной монастырь. К счастью, сама икона уцелела в революцию и ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках, на левой, северной стене Петропавловского придела. Как известно, в советские годы эта окраинная, отдаленная от центральной Москвы церковь стала приютом многих московских святынь, привозимых сюда из разрушенных храмов и монастырей.

Страстная икона Божией Матери, славящая исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий «страстей» Христовых копьями и крестом. Старинная легенда, связанная с этой иконой, повествует, что в старину в селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая была одержима «беснованием»: совершенно помешанная, она бегала от людей, скиталась по лесам и не раз пыталась наложить на себя руки. Однажды, придя ненадолго в себя, она стала проникновенно молиться Божией Матери, прося избавить ее от этого бедствия и дала обет уйти в монастырь в том случае, если она выздоровеет. Получив долгожданное исцеление, Екатерина совсем забыла о данном обете и стала жить обыкновенной, полной суеты, мирской жизнью. И один раз на молитве она вдруг вспомнила о своем обещании. На нее напал такой ужасный страх, что от душевного потрясения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то у дверей ее комнаты тихо читает молитву, а потом дверь открылась, и к ней вошла Пресвятая Богородица в багряном одеянии, вытканном золотыми крестами. Она обратилась к больной: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему».

Екатерина не исполнила повеления Богородицы, опасаясь, что ей никто не поверит и примут за сумасшедшую. Видение повторилось еще дважды, а на третий раз она была сильно наказана за свое малодушие: ее парализовало, рот искривился, голова обратилась в сторону, и женщина впала в полное расслабление. Вскоре она была помилована. Снова во сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери, рассказать ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу для украшения этого образа. «Когда ты помолишься перед этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие», - добавил голос. Екатерина исполнила этот наказ, и, помолившись перед иконой, действительно получила исцеление. С тех пор у образа Божией Матери начали совершаться многие чудеса и исцеления. Местный землевладелец, боярин Лыков, прослышав об этой иконе, перевел ее в церковь своей вотчины в Палицах. История чудотворного образа на этом только началась, а вместе с ним и новая страница в летописи московской истории. Страстную икону решили перенести в Москву и 26 (13) августа 1641 года ее торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она еще называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел «возградить церковь камену», во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной «девичий» монастырь. Он и дал дореволюционное название площади Тверских ворот,  Страстная, а потом и местного бульвара. Свое старомосковское имя Страстная площадь носила до 1932 года. История и судьба Страстного монастыря оказалась тесно связана с Тверской улицей, на которой он был, основан даже после революции их постигла единая участь. Эта улица появилась еще в XIV веке на пути из Москвы в Тверь: «Город Тверь - в Москву дверь». А в памятном для нее XVII веке Тверская стала главной улицей Москвы, отчего и называлась Царской,  по этой улице совершались парадные выезды царя, а экипажи иностранных послов и гостей неслись по ней в Кремль. Через сто лет она стала началом дороги в новую российскую столицу -  Санкт-Петербург.

Здесь, на Тверской, начиналось все самое новое и лучшее в Москве. И если в ранние петровские времена с ней явно соперничала Немецкая слобода, то потом конкурентов Тверской более не осталось. На этой улице были опробованы почти все виды дореволюционного городского транспорта отсюда уходили в свой первый путь и дилижансы, и конка, и московский трамвай. И огни первых в Москве электрических фонарей засверкали именно на Тверской. Здесь же, напротив Страстного монастыря, в XVIII столетии был устроен первый московский бульвар Тверской, а в XIX веке за монастырем появился один из самых молодых и самый широкий бульвар Москвы, получивший имя Страстной. В середине 1770-х годов обитель сгорела в пожаре, выгорело все, кроме написанных на стенах Боголюбской иконы и образа св. Иоанна Воина. Императрица Екатерина II приказала восстановить Страстной монастырь. Бедствие в обитель пришло в 1812 году, наполеоновские полчища расположились здесь «на постой». (По какой-то горькой иронии судьбы в соседней с монастырем усадьбе Голицыных разместился штаб главного интенданта наполеоновской армии, где среди интендантских офицеров находился молодой Анри Бейль, будущий писатель Стендаль.) Интервенты разворовали и осквернили монастырь, не только святотатством, но и расстрелами, казнями, допросами сопротивлявшихся москвичей, а один храм и вовсе был обращен в магазин. Монастырь закрыли и заперли, хотя, по историческим свидетельствам, захватчики раз позволили монахиням совершить службу и дали им все необходимое для богослужения. И в октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении от нашествия иноплеменных. Молебен, на котором присутствовал казацкий генерал Иловайский, отслужил настоятель сгоревшей университетской церкви Иона. Эта достоверная история подтверждает московское предание о том, что именно с колокольни Страстного монастыря в Москве раздался первый звон после ухода неприятеля.

И после пожара 1812 года монастырь был роскошно отстроен заново. Достойный ученик Д. Жилярди, русский архитектор М. Д. Быковский построил замечательную надвратную колокольню с шатром и с часами, тогда это было новшеством. Церковь в ней освятили во имя св. Алексия Человека Божия, по именинам основателя Страстного монастыря, царя Алексея Михайловича, а иконы нового храма написал художник В. В. Пукирев, достаточно вспомнить его «Неравный брак».

Монастырь славился в старой Москве своим прекрасным хором и рукоделием монахинь. До революции на площади перед ним происходили летом народные гуляния в августовский престольный праздник и в шестое воскресение после Пасхи, когда Страстная икона праздновалась еще раз. Страстной монастырь оказался связанным и с именем Пушкина. И после смерти поэта, по преданию, на Тверской произошло знаменательное событие. В 1880 году напротив Страстного монастыря в начале Тверского бульвара поставили памятник Пушкину работы А. Опекушина, сооруженный на народные деньги. И существует легенда, что когда на Страстную площадь везли пьедестал для этого памятника, при повороте на Тверскую им встретилась бедная похоронная процессия с гробом Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И будто бы лошади, тащившие пьедестал, почтительно остановились, уступая дорогу возлюбленной поэта. Анна Керн была захоронена близ города Торжка в Тверской области, на погосте села Митино, на ее могиле стоит большой надгробный камень, на котором высечены пушкинские строфы.

А в 1950 году памятник Пушкину перенесли на другую сторону площади, развернули на 180 градусов и поставили на то место, где прежде стояла колокольня Страстного монастыря.

После революции старинный  московский монастырь постигла печальная  участь. Вначале он был осквернен пролетарствующими художниками, которые расписали его стены кощунствами, потом, в марте 1919 года, «упразднен», и его помещения занял Военный Комиссариат. Одно время общежитие студентов «Коммунистического университета трудящихся Востока» сосуществовало там с последними монахинями, еще ютившихся в своих кельях, затем обитель передали Центральному Архиву. А 1928 году ее окончательно ликвидировали, и с 1929 года в стенах бывшего монастыря открылся Центральный Антирелигиозный Музей, преобразование в духе советской власти. В этот музей была привезена легендарная корона с Воскресенской церкви в Барашах, там ее след уже обрывается. Страстную же площадь переименовали в Пушкинскую. А монастырь был полностью снесен в 1937 году  для чего, неизвестно, кроме как «в целях антирелигиозной пропаганды».

И только одна традиция народных гуляний по-прежнему осталась в советские годы на центральной площади главной московской улицы и тоже дважды в  
год: 7 ноября и 1 мая здесь вечерами собирались москвичи и прогуливались по центральной магистрали, где на диво горожанам перекрывали автомобильное движение. Многим памятна праздничная иллюминация Тверской и Центрального телеграфа.

 

    1. Церковь Иоанна Предтечи

Сейчас храмы и церкви на Тверской — большая редкость. А ведь не многим известно, что на месте стоящих сейчас высоток раньше располагались выдающиеся башни с куполами. Так более двух столетий назад на месте современного возвышенного здания ТАСС или чуть дальше, на месте дома № 4 по Тверскому бульвару стояла маленькая церковь Иоанна Предтечи близ Никитских ворот, третий храм в этом районе.

Церковь не имела колокольни, три ее главы были едва видны над стеной Белого города. Храм был построен в XVII веке, такие небольшие церкви строили для себя жители ближайших кварталов.

Первоначально в храме был один престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Впоследствии в алтаре, в правой (южной) апсиде был устроен придел Иоанна Предтечи «для наилучшего в священнослужении управления». Как часто бывало в Москве, название придела перешло на весь храм.

Храм просуществовал до 1786 года. Трудно сказать, сколько было лет его стенам, когда был подан рапорт о свершившемся опечатывании. Состав жителей близ ворот полностью обновился, уже никто не мог вспомнить, когда построен храм Иоанна Предтечи. Так, в 1770 году священник Иоанн Антонов на этот вопрос отвечал приблизительно: «Построена в давних годах». Церковь была разобрана из-за своей ветхости. Специалисты, производившие осмотр храма Иоанна Предтечи, отмечали, что, так как церковь никогда не ремонтировалась со времени постройки, то фундамент во многих местах осел, в стенах и сводах образовались трещины: над арками, в перемычках над дверьми и окнами. В храме стало опасно проводить службы, поэтому было решено все ценные вещи и церковную утварь перенести в находившейся поблизости церковь Вознесения за Никитскими воротами (Большая Никитская, 36). Освободившуюся же землю было решено использовать под городскую застройку.

 

 

 

 

 

 

  1. Отдохнуть на Тверской

Как интересно провести вечер  на Тверской?! Можно сходить в кино или театр, благо что на Тверской их предостаточно. Для посетителей открыты двери двух самых важный достопримечательностей актерского искусства: главного кинотеатра страны "Пушкинского" хозяина Международного Московского кинофестиваля и славящегося своими традициями Московского художественного академического театра имени А. П. Чехова.

    1. МХАТ

Московский Художественный академический театр им. А.П. Чехова (МХАТ) известен не только заядлым театралам Москвы, но и всем приезжающим в столицу. Сейчас это не просто театр. Это комплекс, включающий знаменитую сцену, школа-студия и архивный исторический музей.

Основателями этого театрального комплекса были знаменитые режиссеры  К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Благодаря их усилиям в начале  
XIX века усадьба, располагающаяся в Камергерском переулке была перестроена для показа интереснейших спектаклей и создания невиданных театральных образов. Архитектором театра стал Ф. О. Шехтель, согласившийся работать бесплатно. В итоге получилось изысканное здание интерьер которого выдержан в спокойных, нежных тонах. Настоящим чудом театра стала особая вращающаяся сцена со специальными механизмами, позволяющими быстро менять декорации. Над входом зажглись электрические фонари, а правый подъезд украсил горельеф «Пловец» скульптора Анны Голубкиной.

Первые пьесы были показаны уже в октябре 1898 года. В день открытия зрители увидели спектакль по произведению А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». С тех пор работа театра не останавливалась, труппа наполнялась большим количество выдающихся актеров, а репертуар театра был всегда разнообразным и необычным, что делало его притягательным для людей разных интересов, возрастов, достатка.

    1. Кинотеатр «Пушкинский»

Кинотеатр «Пушкинский» знаком как москвичам, так и приезжающим в столицу. Это главный кинотеатр страны, входящий в десятку крупнейших кинотеатров в Европе. Именно в его огромном кинозале на 2057 мест показывают самые главные мировые премьеры фильмов, поэтому кинотеатр постоянно пользуется спросом у кинолюбителей. Ежедневно его посещают толпы людей, уделяющих современным фильмам свое свободное время. Причем билеты еще не успевают появляться в кассах кинотеатра, как уже выстраиваются длинные очереди из желающих попасть на премьеры. Например, во время премьеры «Властелина колец: братство кольца» Пушкинскую площадь было трудно узнать, так как повсюду толпились поклонники творчества Джона Толкиена, нарядившиеся в одежды его героев.

Информация о работе Лица Тверская. История названия