Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение маркетингового контроля предприятий сферы сервиса и обслуживания. Задачами является анализ основных показателей контроля, маркетинговой прибыльности, предпочтений клиента, а также изучение такого понятия как контроллинг.
Введение 3
Система маркетингового контроля предприятия сферы сервиса и туризма 4
Анализ основных показателей контроля 5
Анализ отношения потребителей к фирме 13
Оценки эффективности деятельности службы маркетинга 15
Контроллинг в системе маркетинга туристского предприятия 19
История контроллинга 19
Заключение 29
Список использованных источников 30
Введение 3
Система маркетингового контроля предприятия сферы сервиса и туризма 4
Анализ основных показателей контроля 5
Анализ отношения потребителей к фирме 13
Оценки эффективности деятельности службы маркетинга 15
Контроллинг в системе маркетинга туристского предприятия 19
История контроллинга 19
Заключение 29
Список использованных источников 30
Понятие маркетинга в мировой практике появилось не сразу и имеет сравнительно большую историю. Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т. д. В силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт, которые и выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.
Цель курсовой работы: изучение маркетингового контроля предприятий сферы сервиса и обслуживания. Задачами является анализ основных показателей контроля, маркетинговой прибыльности, предпочтений клиента, а также изучение такого понятия как контроллинг.
Исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга являются цели предприятия, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля. При внедрении маркетинговых планов возможны разные неожиданности, поэтому отдел маркетинга должен постоянно отслеживать и контролировать всю маркетинговую деятельность.
Контроль маркетинга — постоянная, систематическая и непредвзятая проверка, и оценка положения и процессов в области маркетинга, направленная на выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, другими словами, сравнение норм и реального положения. [27]
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля (приложение 1), предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности турфирмы, выявления всех недостатков и принятия соответствующих мер.
Контроль результатов позволяет установить совпадения или несоответствия запланированных показателей реально достигнутым результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение потребителей) критериям.
Цель контроля ежегодных планов — убедиться в том, что компания достигла своих целей по сбыту, прибыли и другим показателям, установленным в годовом плане. Главное в контроле ежегодных планов — управление по целям, в котором выделяют четыре этапа (приложение 2 ).
Данная модель контроля применима на всех уровнях организации. Высшее руководство фирмы устанавливает показатели по прибыли и объемам продаж на год. Для каждого последующего уровня управления эти цели конкретизируются в различных показателях. Контроль над выполнением плана осуществляется посредством анализа следующих основных показателей:
1. Анализ сбыта. Анализ сбыта заключается в измерении фактического объема продаж и его сравнении с плановыми показателями. Для этого применяются различные методы.
Анализ отклонений продаж позволяет определить влияние различных факторов на разрыв между реальным и планировавшимся объемом продаж. В практике экономического анализа анализ влияния измеримых факторов на результат получил название факторного анализа. Существует несколько способов для оценки влияния, наиболее часто используемый — способ абсолютных разниц, который представляет собой расчет отклонения результирующего фактора, за счет влияющего в виде произведения отклонения данного влияющего фактора на другие влияющие факторы, в зависимости от выбранной системы подстановки.
Допустим, годовой план предусматривал, что турпредприятие сможет реализовать 100 путевок в Турцию по цене 500 долл., общая выручка должна была составить 50 000 долл. Однако прогнозы фирмы не оправдались, и она смогла продать лишь 70 путевок по цене 450 долл. и получила 31 500 долл. Отклонение в показателях сбыта составило 18 500 долл., или 63% от ожидаемого уровня. В какой степени «недопродажа» стала результатом снижения цены и в какой —результатом сокращения объема сбыта?
Таблица 1
Показатели |
Условные обозначения |
Базисное значение (0) |
Фактическое значение (1) |
Абсолютное значение (+, -) |
Прибыль |
PF |
50 000 |
31 500 |
-18 500 |
Объем сбыта |
V |
100 |
70 |
-30 |
Цена |
Р |
500 |
450 |
-50 |
В соответствии со способом абсолютных разниц отклонение в результате снижения цены рассчитывается следующим образом:
APFp = АР х V0.
Отклонение в результате сокращения объема продаж: APFb = AV*Pl.
Проведем расчеты.
APFp = (500 - 450) х 100 =5000 27%
APFv = (100 -70) х 450 = 13 500 73%
Таким образом, на 73% отклонение стало результатом неспособности достичь запланированного уровня сбыта, и поэтому менеджменту необходимо определить причины невыполнения плана.
В процессе анализа микропродаж рассматриваются отдельные товары, территории — все факторы, которые не позволили решить поставленную задачу. Предположим, турфирма реализует путевки по трем направлениям: плановые показатели составляют 100, 50 и 200 путевок соответственно. Реальный объем сбыта составил 80,60 и 50 путевок. Таким образом, разрыв между «планом» и «фактом» составил по первому направлению 8%, по третьему — 25%, а по второму удалось добиться превышения планового показателя на 12%. Особое беспокойство у руководства фирмы должна вызвать ситуация по третьему направлению. Руководитель отдела сбыта должен выяснить причины низкой эффективности продаж.
2. Анализ доли рынка. Уровень продаж компании не дает информацию о том, насколько успешны ее действия в сравнении с конкурентами. Для этого необходимо проанализировать динамику доли рынка, принадлежащей компании. Для определения доли рынка используются три способа:
С помощью показателя доли рынка можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала.
Таблица 2
Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка
Оценка рыночной доли |
Критерии оценки |
Высокая рыночная доля |
Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов |
Средняя рыночная доля |
Доля предприятия равна средней |
Пониженная рыночная доля |
Доля предприятия несколько ниж |
Низкая рыночная доля |
Доля предприятия значительно н |
Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции предприятия выглядят более устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли. Результатом исследований Американского института маркетинга и Гарвардской школы бизнеса является эмпирическая закономерность, показанная на рис
Выводы, сделанные на основе анализа доли рынка, правомерны при определенных условиях:
Необходимо четко определять причины изменения доли рынка. Она, как правило, рассматривается в 4 аспектах:
Общая доля рынка = ПхЛхРхЦ, где П (потребительское проникновение) — выраженная в процентах доля потребителей, которые совершают покупки в вашей компании, от общего их числа; Л (потребительская лояльность) — это процент покупок, которые покупатели совершают в вашей компании, от общего числа покупок во всех компаниях; Р (потребительская селективность) — средний размер покупки в вашей компании, выраженный в процентах от средней покупки в средней компании отрасли; Ц (ценовая селективность) — это средняя цена по вашей компании в процентах от средней цены по всем компаниям.
Представим себе, что доля рынка туристской компании сократилась. Представленное выше выражение подсказывает четыре возможные причины такого изменения:
3. Анализ маркетинговых расходов и объема продаж. Анализ ежегодных планов требует контроля над осуществляемыми для достижения поставленных целей расходами. Основным управленческим показателем является коэффициент маркетинговых затрат/ объем продаж.
а
Маркетинговые затраты могут складываться из нескольких отдельных показателей: расходы торгового персонала, затраты на рекламу, затраты на стимулирование сбыта, расходы на маркетинговые исследования, административные расходы и др. Необходимо контролировать все эти показатели маркетинговой деятельности и их соотношение с объемом продаж. В нормальной ситуации они могут колебаться, поэтому некоторые их изменения отнюдь не являются поводом для принятия срочных мер. Однако отклонения, выходящие за рамки допустимых величин, возможно, являются признаками серьезных проблем и оставлять их без внимания нельзя. За изменениями каждого коэффициента по периодам можно следить с помощью диаграммы контроля (приложение 3) , показывающей, что расходы на рекламу, скажем, в 99 случаях из 100 колеблются в пределах от 8 до 12%. Однако в последнем, пятнадцатом периоде отклонение превысило верхнее допустимое значение. Поэтому необходимо выяснить причину такого изменения.
Одновременно с этим необходимо постоянно отслеживать динамику показателей, не выходящих за рамки «коридора». Из рисунка следует, что коэффициент «затраты/объем продаж» после начала девятого периода устойчиво возрастал. Необычный характер динамики коэффициента должен стать сигналом о необходимости исследования ее причин.
4. Финансовый анализ. Динамика коэффициента «маркетинговые затраты/объем продаж» должна рассматриваться в контексте общего финансового состояния, что позволяет определить, как и где компания «делает» свои деньги. Маркетологи все чаще пользуются финансовым анализом разработки эффективных не только с точки зрения продаж, но и показателей прибыльности стратегий.