Массовая коммуникация, предмет, задачи курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).1

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 146.78 Кб (Скачать файл)

Различные люди или социальные группы не одинаково  понимают, а потом и оценивают  полученную информацию из средств массовой информации. Многие новости погружают массовую аудиторию в сферу медиасобытий, которая формирует некую достаточно самостоятельную подсистему в социальной системе. Эти события могут быть и нереалистичными, т. е. находиться в сфере так называемых псевдособытий, внушающих зрителям ложные представления о явлениях и процессах. Так или иначе эта субсистема все же зависит от социальной системы. Современными исследователями ставится задача выяснить причины распространения  таких новостей и закрепления их в массовом сознании..

Мониторинг  воздействия СМИ на массовую аудиторию

Для эффективной  организации этой работы необходимо:

    • осуществление всех мероприятий мониторинга в комплексе;
    • сочетание мониторинга с другими методами сбора данных;
    • учет правовых аспектов свободы средств массовой информации;
    • учет точек критического состояния массовой аудитории при проведении мониторинга, определение пороговых величин значений социальных индикаторов;
    • учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга.

Для проведения мониторинга воздействия СМИ  на массовую аудиторию необходимо реализовать  ряд этапов. На первом этапе ставятся задачи, связанные с необходимостью уточнения предмета исследования, а  также с разработкой инструментария, который с требуемой разрешающей  способностью может обеспечить сбор и анализ информации. Для конкретизации  предмета мониторингового исследования применяется метод экспертных оценок, в ходе реализации которого нужно  дать ответы на следующие вопросы, касающиеся определения:

    • характера СМИ, их политической ориентации, отношения к региональным и местным органам власти и к различным социальным институтам;
    • электорального поведения различных слоев населения;
    • последствий от проводимых крупных акций средствами массовой информации;
    • доверия массовой аудитории тем или иным СМИ;
    • приоритетах СМИ различной ориентации;
    • изменениях в электоральном поведении людей под воздействием электронных и печатных СМИ.

Эксперты, кроме ответа на формализованные  вопросы, дают общую оценку воздействия  конкретных СМИ на характер поведения  различных слоев населения. Объективность  экспертной оценки зависит от качества предложенного инструментария, который  должен быть достаточно полным, глубоким и одновременно кратким. Кроме того, инструментарий должен иметь возможность  измерять изменения структуры мнения населения во времени. Для этого логика и инструментарий должны фиксировать тренды; не вносить в результаты измерений возмущений, которые могли бы неправильно интерпретироваться.           

 Наиболее уязвимый вопрос- подбор  экспертов. При их отборе используются  достаточно распространенные критерии:   

  • широкая информированность по предмету экспертизы;  
  • наличие фундаментальных знаний в области СМИ и социального управления;  
  • наличие собственных оригинальных идей и концепций;  
  • умение занять четкую гражданскую позицию.

Экспертам, кроме ответа на отмеченные ранее вопросы, предлагается дать неформализованный  ответ  влияния СМИ на характер поведения массовой аудитории и на скорость протекающих изменений в поведении, оценках людей тех или иных социальных явлений и процессов. Такая информация позволяет уточнить предмет исследования, а также служить в качестве гипотезы и предварительной информации об изучаемом объекте.

Неосведомленность населения по многим политическим вопросам восполняется в определенной степени  средствами массовой информации. В  условиях сохранения на достаточно большом  уровне доверия населения к тем  или иным СМИ реакция населения  на общественно-политическое состояние  в обществе и различные общественно-политические акции зависит во многом от объективности  отражения протекающих процессах  в  средствах массовой информации. 

«Вся  беда наших СМИ в том, что они  влачатся с жизнью, слепо копируют её, а не стремятся взять на себя труд опережающего отражения. … Вызывает тревогу деятельность средств массовой информации, когда распространение  духовных ценностей всё более  подменяется безудержным рекламированием  культа наживы, культа доллара, грязных  способов добычи богатства. Информация в значительной степени определяется нравственными законами и не может  существовать без моральной основы. Когда из неё уходит нравственность, это самым трагическим образом  сказывается на жизни общества. Информация о насилии завоевала сегодня  весь мир, захлестываемый воинствующим аморализмом. А вектор напряженности  направляет всю умственную и эмоциональную  деятельность человека то к добру, то к злу, то к любви, то к ненависти  … Мир полон непримиримости, жестокости, жажды мщения. Смакуя это на телеэкране, в прессе и в книгах, информация насаждает зло и, главное, убеждает в его неизбежности.. А это очень  опасно для духовно-нравственного  здоровья человека». «Безудержное рекламирование СМИ сцен насилия, культа наживы, убийств и пр. ведёт к тотальному разрушению личности. Необходим заслон этому грязному потоку информации, если мы хотим спасти культуру. Прогресс, как в природе, так и в социуме осуществляется путём целенаправленного отбора и интегрирования полезной информации, способствующей стабильности системы и возрастанию уровня её организации».

Средства массовой информации оказывают  влияние и на политиков. «Социологические опросы, проведённые автором среди  политиков также подтверждают вывод  о том, что на них оказывают  воздействие средства массовой информации. 91 процент опрошенных в 1996 году работников посольств различных стран высказывались с подтверждением наличия такой взаимосвязи. При этом ими отмечался ряд функций СМИ. … Для участников внешнеполитических решений указанные функции масс-медиа могут быть благоприятствующими для принятия решений. Возрастание роли масс-медиа в международной политике обусловлено также увеличением расходов политических деятелей на услуги СМИ. Сегодня имеется огромный набор воздействия СМИ на политиков политиками для создания соответствующего общественного мнения.

Информационное общество постоянно  нуждается в различной информации. «Сегодня это сообщество характеризуется  особенно интенсивным использованием информационной и коммуникативной  техники вообще и «Интернета»  в особенности». Средства массовой информации приобрели ещё одно средство доставки информации до потребителя – Интернет. Если в начале были сомнения в необходимости Интернета – слишком мало обозримости, полезной информации и много анархии, - то теперь развилась собственная динамика, приведшая к тому, что правительства, промышленные предприятия, объединения, университеты, научные учреждения и даже не в последнюю очередь классические средства массовой информации не могут себе позволить быть не представленными в Интернете. Тем самым, Интернет достиг нового качества системы коммуникации, направленность развития которого ещё трудно оценить. Во всяком случае эта система уже в значительной мере обеспечила открытие национального и международного обмена информацией. В странах, где активно используются компьютерные информационные системы они превратились в средства массовой информации. Пока ещё    ни в одном законе и ни в одной стране мира электронные компьютерные информационные сети не отнесены к СМИ. Это, однако, лишь констатирует отставание правовых основ информатизации от технических, а не игнорирование этих систем в структуре Mass-media.

 

 

Средства массовой коммуникации: организация и работа с аудиторией

Взаимодействие СМИ и аудитории

Если  средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется  на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного  ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями  «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Все это  возможно потому, что печатные издания  автономны благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности  информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее, в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.

Нельзя  не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовками расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой и достаточной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят  от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства  с радио и телевидением они  должны максимально учитываться  журналистами, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизировать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

Информация о работе Массовая коммуникация, предмет, задачи курса