Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ влияния международного туризма на мировую экономику, на экономические отношения между отдельными странами.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: определить туристский рынок как сферу проявления экономических отношений., проведение анализа туристского рынка России для оценки возможностей его выхода на международный туристский рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. Международный туризм и его роль в мировой экономике…….. 4
1.1. Значение международного туризма в экономике отдельных
регионов (стран) мира…………………………………….. ………..……..11
Глава 2. Современное состояние и перспективы туризма в России ……18
Глава 3. Формирование туристического кластера в Республике
Дагестан (Матлас, Лазурный берег) ...............................................................33

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………. 40

Вложенные файлы: 1 файл

Международный туризм и его роль в мировой экономике (2).doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..………3

 

Глава 1. Международный  туризм и его роль в мировой  экономике…….. 4

1.1. Значение международного туризма в экономике отдельных

регионов (стран) мира…………………………………….. ………..……..11

Глава 2. Современное  состояние и перспективы туризма в России ……18

Глава 3. Формирование туристического кластера в Республике

Дагестан (Матлас, Лазурный берег) ...............................................................33

 

Заключение……………………………………………………………………...38

 

Список использованной литературы………………………………………. 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международный туризм в 2000 году легко преодолел  миллиардный рубеж по численности  прибытий туристов, тем самым, вышел  на позиции ведущей отрасли экономики  в планетном масштабе. Туризм отличается от других отраслей тем, что не приводит к истощению природных ресурсов, будучи экспортоориентированной сферой, проявляет большую стабильность в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Актуальность темы.

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

Актуальность  данной темы состоит в том, что международный туризм является фактором таких распространенных на данный момент процессов интеграции и глобализации.

Целью работы является анализ влияния международного туризма на мировую экономику, на экономические отношения между отдельными странами.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: определить туристский рынок как сферу проявления экономических отношений., проведение анализа туристского рынка России для оценки возможностей его выхода на международный туристский рынок.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Основная часть состоит из трех глав:

1. Международный туризм  и его роль в мировой экономике,  его значение в экономике отдельных  стран.

2. Современное состояние и перспективы туризма в России.

3. Формирование туристического  кластера в Республике Дагестан (Матлас, Лазурный берег).

Глава 1. Международный  туризм и его роль в мировой  экономике

 

 

Международный туризм в  настоящее время является одной  из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Это же справедливо и в отношении России. В 2012 г., несмотря на недавние негативные события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вряд ли снизится глобальный спрос. Скорее всего, будут изменения в характере туристских направлений и маршрутов. Рост числа международных туристских прибытий, по данным ЮНВТО, продолжится, но более умеренно, и составит в среднем 4-5%. 

Туризм в мировой  экономике - один из ведущих создателей рабочих мест, так как создает свыше 75 млн. рабочих мест во всем мире. Каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма. Международный туризм обеспечивает занятость, прежде всего молодежи и женщин, как в городах, так и в сельской местности. 

Важная особенность, которую  необходимо учитывать и в России, состоит в том, что туризм в мировой экономике занимает первое место по созданию первичных рабочих мест, которые обеспечивают работой студентов. Здесь легче и проще всего для молодого поколения войти на рынок труда. Конечно, не все те, кто начинают свой трудовой путь в туризме, продолжают всю свою жизнь, но наличие такой возможности очень необходимо. Поэтому в структуре туризма молодежь играет все более важную роль1

Другая особенность  международного туризма заключается  в том, что меняются возрастные характеристики путешествующих туристов. Раньше основной контингент потребителей услуг индустрии туризма представлял собой людей, в основном, в диапазоне между 30 и 50 годами. В настоящее время в развитых странах мира люди, которые могут себе позволить путешествовать, живут дольше, выходят на пенсию более здоровыми. Постепенно увеличивается количество путешественников, которым больше 60 и 70 лет. Вместе с тем отмечается и другая тенденция: впервые за последнее десятилетие огромный сегмент молодежи в возрасте 16-18 лет также становятся активными туристами. Мировая практика свидетельствует о том, что создаются туристические компании, которые специализируются на молодежном туризме. Появляются они и в России.

Доходы от туризма в ВВП страны, с учетом мультипликативного эффекта   
         

По оценкам Всемирной  туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, приходится 9,4 %. По данным Минспорттуризма России, доходы от туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции - 15,5 %, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5 %, а в России всего 6,5 % (см. рис.). По мнению экспертов, Россия использует свой туристско-рекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира.

Основные тенденции развития туризма в России 

В Российской Федерации  в 2011 г., по данным Минспорттуризма России, выездной туризм увеличился по сравнению с 2010 г. на 38% и составил 13,1 млн. российских туристов. В 2000 г. поездки российских граждан с целями рекреации и отдыха посредством туризма составили 4,49 млн. По сравнению с 2010 г. число таких поездок увеличилось почти в 3 раза. Самыми посещаемыми российскими туристами странами в 2011г. оказались Турция (2,2 млн. человек), Египет (1,5 млн. человек), Италия (362 тыс. человек), Греция (360 тыс. человек), Испания (355 тыс. человек), Германия (349 тыс. человек), на долю которых приходится более 50% выездного туристского потока. 

Внутренний туризм достиг 29,1 млн. путешествующих в 2011 г., что на 3,2% больше по сравнению с 2010г. Однако в 2007 г. число внутренних туристов было на той же отметке, что и в 2010 г. Причем в 2006 - 2007 гг., т.е. до финансово- экономического кризиса, средний годовой прирост потока туристов составлял от 10 до 15% и, по прогнозам Ростуризма, должен был возрасти к 2015 г. до 46-48 млн. человек. Теперь эти прогнозы, скорее всего, будут скорректированы2

Доходы от международного туризма, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2010 г. в разных странах составили (в млрд. долл.): США - 93,9 (1 место в мире), Испания - 53,2 (2 место), Франция - 49,4 (3 место), Китай - 39,7 (4 место), Индия - 11,4 (16 место), Россия - всего 9,3. Пока это лишь 28 место в мире (в 2007 г. было 30 место с доходом 7,0 млрд. руб.). 

По показателю международных  туристских расходов наша страна в 2011г., по данным ЮНВТО, заняла 10 место в  мире с показателем в 20,8 млрд. долл. На первом месте по расходам туристов за рубежом в 2011 г. находилась Германия (81,2 млрд. долл.), на втором - США (73,2 млрд. долл.), на третьем - Великобритания (50,1 млрд. долл.), на четвертом - Китай (43,7 млрд. долл.), на пятом - Франция (38,5 млрд. долл.). Поэтому при развитии въездного туризма в России необходимо ориентироваться в первую очередь на эту пятерку стран, население которых активно путешествует. 

По международным туристским прибытиям ЮНВТО в 2011г. присвоило  нашей стране 14 место с показателем в 19,4 млн. прибытий (в 2007 г. - 10 место (20,2 млн. прибытий)). Для сравнения, Франция в 2011 г. приняла 76,8 млн. туристов (1 место в мире), США - 54,9 млн. (2 место), Китай - 50,9 млн. (3 место). По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия займет лишь девятое место в мире по количеству туристских посещений. 

Причинами сдержанного  роста иностранного туристского  потока в Россию можно назвать  постоянное удорожание стоимости турпакета  за счет роста цен на авиа и железнодорожные  билеты, другие предоставляемые иностранным туристам услуги, а также ненадлежащее обеспечение безопасности, злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников полиции и таможни, визовые формальности и др. Для передвижения по всем странам шенгенской зоны достаточно паспорта и визы, а на территории России иностранные граждане должны проходить регистрацию в органах внутренних дел каждого города, пребывание в котором превышает 72 часа. 

В Едином федеральном  реестре туроператоров на начало 2012 г. числятся 4465 туроператора. Однако из них только 642 компании, или 14,4% от общего числа туроператоров, осуществляют деятельность в сфере въездного туризма. Это говорит о том, что въездной туризм, как одно из приоритетных направлений туризма в России требует дополнительных стимулов к развитию. Однако, несмотря на отрицательное сальдо экспорта, и импорта туристских услуг, в России туризм признан одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. По данным Минспорттуризма России, объем платных туристских услуг, оказанных туроператорами и турагентами, в 2011 г. увеличился на 2,1% и составил 87,8 млрд. руб. Услуги гостиниц и других средств размещения составили 115,4 млрд. руб., что на 1% выше по сравнению с уровнем 2010 г. Следует отметить, что индустрия гостеприимства постепенно развивается и в нашей стране, правда, не такими быстрыми темпами, как выездной туризм. 

С начала 90-х годов  и вплоть до настоящего времени основными  факторами активного развития в  России выездного туризма по сравнению  с внутренним являются: недостаточное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы; несоответствие цены и качества предлагаемых услуг; дефицит квалифицированных кадров; недостаточность механизмов создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую инфраструктуру на федеральном, региональном и местном уровнях; обилие негативной информации о России как о стране, неблагоприятной для туризма; слабое продвижение российского турпродукта на российском и международном рынках туруслуг; неразвитость индустрии развлечений и др. 

Среди основных причин, сдерживающих развитие внутреннего туризма, следует  отметить: низкую платежеспособность массового отдыхающего, а также  относительную доступность отдыха и лечения на отечественных курортах; высокую стоимость проезда на курорты и в другие туристские центры страны; недостаток механизмов поддержки развития социального туризма3

По данным социологических  центров (ВЦИОМ и ФОМ), почти две  трети населения, или 52-58% страны, в  течение 2005 - 2011 гг. оставались дома и никуда не выезжали во время отпуска. Число россиян, которые в отпуск отправляются за границу, в среднем на протяжении последних семи лет остается на отметке 2-4%. Однако данные по Москве и Санкт- Петербургу отличаются от общероссийских показателей: так, в 2012 г. в отпуск за границу планируют отправиться 16% москвичей и 10% петербуржцев. 

Доля россиян, отдыхающих на российских черноморских курортах, в 2005-2011 гг. находится в пределах 6-9% от общего числа населения. Столько  же российских граждан проводят отпуск «в другом городе России», а отпуск в Крыму проводят только 1-2%. Данные о расходах, которые российские граждане готовы потратить на отпуск, говорят о том, что за шесть лет (с 2006 по 2011 г.) они выросли с 10494 руб. до 17102 руб., т.е. составляют немногим более 400 евро. 

Следует также отметить, что для массового туриста  зарубежный турпродукт по сравнению  с отечественным более доступен по цене. В сфере внутреннего туризма  наиболее существенно дорожают стоимость  услуг в сфере воздушного и наземного транспортного сообщения, проживание в средствах размещения, посещение музеев и выставок. 

В целом отечественный  туризм, как выездной, так и внутренний, растет за счет очень немногочисленной группы населения, которая может  себе позволить полноценный отдых за рубежом или в России.

Материальная база российской туристской индустрии 

По данным Росстата, число  коллективных средств размещения в  России увеличивается: в 2000 г. их насчитывалось 905826, в 2011г. - 1238827, что на 27% больше уровня 2000 г. В 2004 г. в стране насчитывалось около 4 тыс. гостиниц, а в 2011г. их стало 7410, за 6 лет количество гостиниц увеличилось почти вдвое. В настоящее время активно строятся новые гостиницы, в том числе малые. Все больше международных гостиничных цепей появляется в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, появляются и отечественные гостиничные бренды. 

Однако количество санаторно-курортных  организаций (СКО) или специализированных средств размещения, по данным Росстата, продолжает сокращаться. В 2011г. число СКО составило 403429, тогда как в 2000 г. их насчитывалось 487630, т.е. за прошедшие 9 лет СКО сократилось на 842 здравницы, или на 17,3%. Это свидетельствует о том, что СКО сложнее функционировать в условиях рынка. Учитывая их социальную направленность и важный вклад в оздоровление российских граждан, государству следует уделять больше внимания их поддержке на всех уровнях власти. 

В России практически  все субъекты РФ обладают туристским потенциалом для тех или иных видов туризма, но большинство из них не имеют туристской инфраструктуры. Кроме того, тенденция общего недостатка средств размещения приводит к отсутствию конкуренции и существенному ежегодному росту цен на гостиничные услуги. Таким образом, проблемы качественного и количественного роста индустрии гостеприимства, как в столице, так и в целом в России, требуют эффективного решения. 

Основными факторами, препятствующими  привлечению инвестиций в индустрию  туризма, являются: отсутствие готовых  инвестиционных площадок, невыгодные условия аренды земли, наличие административных барьеров, недостаток механизмов поддержки развития туристского бизнеса, в том числе отсутствие системы «единого окна», а также налоговых, таможенных и других, присутствующих в развитых и развивающихся странах, льгот. Так, одно только оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года4

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике