Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ влияния международного туризма на мировую экономику, на экономические отношения между отдельными странами.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: определить туристский рынок как сферу проявления экономических отношений., проведение анализа туристского рынка России для оценки возможностей его выхода на международный туристский рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. Международный туризм и его роль в мировой экономике…….. 4
1.1. Значение международного туризма в экономике отдельных
регионов (стран) мира…………………………………….. ………..……..11
Глава 2. Современное состояние и перспективы туризма в России ……18
Глава 3. Формирование туристического кластера в Республике
Дагестан (Матлас, Лазурный берег) ...............................................................33

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………. 40

Вложенные файлы: 1 файл

Международный туризм и его роль в мировой экономике (2).doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Помимо перечисленных  выше проблем особую важность представляет принятие генеральных планов развития, как курортных территорий, так и других туристских центров и городов, с учетом стратегии развития России, мировых тенденций развития индустрии туризма. К основным факторам, определяющим будущее туриндустрии, следует отнести как политические, так и социально- экономические условия развития страны, конкуренцию на отраслевом и межгосударственном уровнях, авиа и другие виды перевозок, информационные и инновационные технологии как в самой туриндустрии, так и в смежных отраслях, и др. 

Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития туризма в России, огромный туристский потенциал нашей страны пока еще не востребован, так как в российском туризме остается немало проблем. Большая часть из них носит комплексный характер, и их решение зависит от всех участников туристского рынка: государственных структур, турбизнеса, общественных организаций, научного сообщества. Отечественный туристский бизнес по уровню сервиса и развитию инфраструктуры уступает зарубежному. Российские граждане недостаточно путешествуют по своей стране. Пока Россия проигрывает и в международной конкурентной борьбе за привлечение туриста. Однако мировая практика свидетельствует о том, что там, где сходятся интересы большинства, туристские проблемы пусть и не сразу, но находят свое решение. 

Для создания конкурентоспособной национальной туриндустрии важна четкая и ясная государственная политика в этой сфере, закрепленная в соответствующих нормативно-правовых актах, включающая в себя стратегические цели и задачи, сформированные механизмы и инструменты их решений, подбор квалифицированных кадров для их реализации и др. Важно осуществлять стратегическое планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития и тенденциями мировой туриндустрии; предусматривать долгосрочные инвестиции в эту сферу и обеспечивать соответствующий благоприятный инвестиционный климат; формировать новые направления развития туризма; готовить высококвалифицированные кадры всех уровней в достаточном для отрасли объеме; продвигать российский туризм на внутреннем и международном рынках.

1.1.Значение международного туризма в экономике

отдельных регионов (стран) мира

Первые места по развитию въездного туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической  индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал. Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России. Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля — $39,6 млн.

Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был  включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.

Поток туристов по городам  Золотого кольца имеет серьезную  тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура5.

В течение последних  двух лет в крупных городах  ЦФО отмечено появление новых  либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3 звезд и 4 звезды. Так, в начале года в центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4звезды гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.

В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4 звезды гостиница  на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4 звезды на 100 номеров каждая.

В августе 2005 года открылась  гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в Переславле-Залесском.

Владимирский отель  «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах  России. В Рязани в 2005 году после  капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3 звезды, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4 звезды в Тверской области.

В 2004 г. и первой половине 2005 г. было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной  недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.

Несмотря на большой  туристический потенциал Пскова, данная сфера в городе развита  недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1200 мест. Большинство  туристических маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано с недостаточной комфортностью гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса.

В последние годы началось строительство нескольких современных  отелей, однако, они небольшие –  до 50 мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина – недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы.

Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение  в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).

Благодаря продуманной  политике органов государственной  власти в ряде субъектов региона  улучшился инвестиционный климат в  сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал  региона используется в настоящее время в далеко не полной степени6.

Процесс формирования, становления  и развития туристской отрасли, в  качестве значимой отрасли территориальной  специализации, в настоящее время  не возможен без реальной государственной  поддержки, и, прежде всего, в области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы. Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах, которые пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга, питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом реальных доходов туристов.

Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона, и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.

Основная цель СЗФО состоит  в формировании конкурентоспособной  туристско-рекреационной отрасли  в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

World Economic Forum (WFE) вычислил  конкурентоспособность 124 стран  мира в сфере туризма и отдыха. В 2006 г. в России были опрошены  представители 553 компаний. По данным  Российского союза туриндустрии, за девять месяцев 2006 г. в  Россию въехало более 2 млн. иностранных туристов и 95% из них выбрали туристический маршрут Москва — Петербург — Золотое кольцо.

Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов  мира по туристской привлекательности  и остается одним из самых привлекательных  туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.

Нехватка гостиничных  мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем  незагружены7.

В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров.

Высоким развитием рынка  туризма характеризуется Южный  федеральный округ. Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами различных  сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и городах Кавказских Минеральных Вод – гостиничная, рекреационная и санаторно-курортная отрасль.

Большое значение в развитии туристской инфраструктуры играет государственно-частное партнерство. Так, через федеральные целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников и т.п.

Наиболее перспективные  в этом отношении регионы страны - это юг, где успешно развивается  пляжный и оздоровительный туризм, Дальний Восток и Забайкалье с  их уникальными экологическими ресурсами  и возможностями для развития активных видов туризма. В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Юг России (2008-2012 годы)». В программе имеется отдельный раздел "Развитие туристско-рекреационного комплекса». Ростуризм является одним из государственных заказчиков программы.

В рамках программы предполагается расширение действующих и строительство  новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа, где имеется значительный потенциал  для развития туризма: побережье Каспийского моря в Республике Дагестан, горнолыжные комплексы – «Архыз» и «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике, «Лаго-Наки» и «Оштен» в Республике Адыгея, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской республике. Строительство туристско-рекреационных комплексов предполагается осуществлять за счет различных источников: за счет средств бюджетов предполагается построить инфраструктурные объекты (инженерные сети), а создание туристско-рекреационных комплексов - за счет привлеченных инвестиций. За весь период реализации программы на указанные цели из федерального бюджета планируется направить более 17 млрд. рублей.

Итак, развитие международного туризма в России имеет достаточно значимые культурные, исторические, и природные рекреационные ресурсы, востребованные зарубежными туристами. Привлечение части ежегодных потоков международных туристов в какое-либо место России, разумеется, требует намного большего и включает:

- ясное понимание того, что именно побуждает иностранных туристов к поездке;

- детальную программу обслуживания этих туристов на весь период их пребывания, включая поддержание требуемого уровня гостеприимства;

- четкое понимание реальных путей поощрения туризма в отношении различных категорий международных посетителей;

- крепкую организационную структуру для координации стимулирующих туризм усилий.

 

Глава 2. Современное  состояние и перспективы туризма  в России

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике