Методы исследования и прогнозирования туристских рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная ТУРИСТСКИЙ РЫНОК.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

     Перечисленные факторы в свою очередь подразделяются на:

     - экстенсивные (рост численности работников, увеличение материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма);

     - интенсивные (повышение квалификации персонала, техническое совершенствование материальной базы);

     - сдерживающие (негативные) кризисы: милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен, забастовки, криминогенная обстановка, неблагополучие экологической обстановки, банкротство туристских фирм [52,37].

     Негативные  факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие туризма в России в настоящее время. Кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие МТБ внутреннего туризма.

     Особое  место среди факторов, оказывающих  влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости  от сезона объем туристской деятельности может иметь серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (повышенной в разгар сезона, умеренной для межсезонья и пониженной - для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям - конгрессный, деловой и т. д. Проблемам сезонности в туризме посвящены многие совещания международных туристских организаций[1,7].

     Экономические факторы связаны с развитием  мировой экономики, в которой  наблюдается устойчивая тенденция  к увеличению производства услуг  по сравнению с производством  товаров и, как следствие, увеличение доли потребления услуг. Сюда также относится ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения.

     Туристский  рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеет свои экономические интересы, которые могут не совпадать. При их совпадении происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - это своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Центральное положение на рынке занимает покупатель (клиент). Обязанность хорошего продавца - удовлетворение потребностей своих клиентов[12,25].

     Туристский  рынок довольно сложен, так как  его товар чаще всего продается  не напрямую, а через посредников (хозяйствующий субъект - туроператор - турагент - потребитель).

     В широком плане туристский рынок  означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг или товаров для туристов).

     При этом следует иметь в виду, что  указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте (например, в месте приема туристов в гостинице  или у туроператоров). Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной, поэтому сделки купли-продажи туристского продукта могут состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта - посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку.

     Принято считать, что рынок эффективно функционирует  в том случае, если соблюдаются  следующие основные условия[36,45]:

     - свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами);

     - наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг;

     - возможность свободного выбора потребителя.

     Современный туристский рынок выполняет следующие специфические функции:

     1. Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта[12,56]. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.

     2. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

     3. Функция экономического обеспечения  материальных стимулов к труду.  Заключается в том, что в  процессе взаимообмена денег  и туристского продукта на  рынке распределение (как необходимая  фаза воспроизводства) предстает  в завершенном виде.

     Рынок туризма неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим  масштабам рынки. В связи с  этим существуют различные способы  классификации туристского рынка.

     По  отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие  рынки[8,32]:

     - рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

     - рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;

     - рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

     В зависимости от цели путешествия  выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.

     В зависимости от характера организации  путешествия различают рынки  организованного и неорганизованного туризма. По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

     В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а  также автомобильного туризма.

     Каждый  из перечисленных туристских рынков неоднороден. Так, рынок делового туризма  включает поездки делегаций или  отдельных лиц для участия  в переговорах, совещаниях, с целью  посещения выставок, ярмарок и  др. Другой разновидностью делового туризма  являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. По своему характеру их можно отнести к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный состав участников предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность делового туризма.

     В связи с особенностями и содержанием  маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

     - целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;

     - основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;

     - дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;

     - растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.

     Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно - необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке[43,27].

     Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

     Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.

     Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия, они  составляют лишь 50% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.

     Подобная  классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного  туристского рынка и определить особенности работы на нем различных  туристских предприятий. 
 
 
 
 
 

    1. Развитие  туристского рынка  России

     Во  многих регионах постсоветской России, живущих сегодня в условиях рыночной модернизации хозяйства, пристальное внимание стали обращать на туризм. Руководители субъектов Федерации надеются, что в перспективе он сможет стать одной из важных бюджетообразующих отраслей хозяйственного комплекса. Нередко на туризм возлагаются надежды и как на фактор устойчивого развития территории, так как он оказывает положительное влияние на ускорение хозяйственных и социальных процессов, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию местного производства, «работает» на формирование позитивного имиджа региона.

     Но  в настоящее время туризм как  отрасль хозяйства, находящаяся  в стадии формирования, приносит положительный экономический эффект лишь в немногих регионах нашей страны. Только в тех, куда направлены большие туристские потоки из других субъектов Федерации и из зарубежных стран. В остальных же районах России, где вопросам туризма также уделяется немало внимания (принимаются законы о туризме, формируется его инфраструктура, проводятся активные рекламные компании и многое другое), он не превращается в высокодоходную хозяйственную отрасль.

     В чем причины, сдерживающие развитие туризма во многих российских регионах, а следовательно, и в стране? Какие субъекты Российской Федерации при планировании перспектив своего развития могут делать ставку на туризм? Что привело в последние годы к снижению потока международного въездного туризма?

     Федеральное агентство по туризму называет несколько причин, отрицательно влияющих на развитие туризма в стране. Среди основных указываются следующие[15,7]:

     - недостаток качественного туристского продукта, под чем подразумеваются «ресурсы плюс условия для посещения тех или иных объектов туристами, инфраструктура»;

     - несоответствие цены и качества сервиса российских гостиниц;

     - большие сроки и стоимость оформления виз;

     - недостаточная реклама туристских возможностей России за рубежом;

     - негативный образ нашей страны, создаваемый зарубежными средствами массовой информации.

     Преобладающая часть субъектов Российской Федерации  слабо включена в туристскую деятельность в рамках международного въездного  и внутреннего въездного туризма  которые только и могут приносить ощутимый доход региону. К числу причин, сдерживающих развитие в них туризма, кроме вышеназванных для всей страны, следует добавить еще такие, как:

     - недостаток туристских ресурсов международного и федерального значения, способных привлечь массы туристов;

     - малая изученность туристского потенциала;

     - неверно выбранная стратегия развития регионального туризма;

     - слабая рекламно-информационная база[15,8].

     За  время существования российского туристского рынка достигнуто немало, начиная от формирования законодательной базы туристической деятельности до появления крупных туристических фирм, существование которых доказывает перспективность туристической деятельности в нашей стране.

     С одной стороны, современный туристический  рынок, несмотря на перипетии национальной экономики, стремительно развивается. Туристический поток год от года растет, с каждым новым сезоном увеличивается количество туристических фирм, все более масштабными и значимыми становятся центральные и региональные туристические выставки. Однако стоит провести структурный анализ российских туристических потоков, изучить доли рынка национальных туроператоров, сразу же становится очевидной уязвимость, нестабильность и даже в чем-то обреченность российской туристической индустрии[10,56].

     Условия жизни россиян, характеризуемые существенной дифференциацией населения, невысокой материальной обеспеченностью, как и особенности отечественных отпусков и форм отдыха, привели к тому, что представители среднего класса стремятся выехать на зарубежные курорты, а отдых в своей стране предпочитают либо клиенты высокого сегмента, либо, наоборот, малобюджетные туристы. Если причины привязанности к российским курортам туристов с низким уровнем доходов можно легко объяснить их сравнительной дешевизной, то предпочтения искушенных в отдыхе VIР-клиентов основаны, скорее всего, на таких конкурентных преимуществах внутреннего туризма, как отсутствие языкового барьера, адекватное отношение к отдыхающим обслуживающего персонала, возможности приобретать туры в «последнюю минуту»[18,74].

Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков