Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа
Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография
Данная ситуация приводит к ряду негативных последствий. Прежде всего, это ориентация отечественных курортов либо на малобюджетных туристов, либо на «высокий» сегмент потребителей, что вызывает гипертрофированный рост цен на услуги гостиничных предприятий, предлагающих сравнимые с зарубежными условия проживания.
Вторая
негативная тенденция заключается
в том, что рост выездного туризма
в основном происходит за счет увеличения
численности российского
Анализ направлений современного российского выездного туризма позволяет сделать вывод, что наиболее популярными являются дестинации, отличающиеся льготными туристическими формальностями, обладающие определенной степенью известности среди потребителей, предлагающие среднего качества «наземное» обслуживание по невысоким ценам[35,115].
Известность зарубежного направления среди отечественных потребителей - динамичная величина, на рост которой способны оказывать воздействие как промоушн - усилия заинтересованных туроператоров, так и туристических представительств зарубежных стран. Особо активным продвижением зарубежных дестинации занимаются туроператоры (и с участием иностранного капитала, и полностью российские фирмы), степень заинтересованности которых в продаже туристического продукта усиливается льготными условиями сотрудничества с принимающими компаниями, отелями, возможностью получения аккредитации в консульских службах и даже непосредственными капиталовложениями со стороны иностранного бизнеса и власти.
Дешевизна туристического продукта основывается на географической близости дестинации, низком уровне жизни местного населения рецептивного региона и возможности получения высоких дисконтов в случае вступления туроператоров в рисковые формы взаимодействия с поставщиками туристических услуг (в первую очередь, с авиакомпаниями и отелями).
Туроператоры как организаторы групповых поездок готовы перенимать на себя существенные риски поставщиков по одной причине - возможность удешевления туристического пакета, так как именно достижение минимальной себестоимости в настоящее время является основным конкурентным преимуществом на российском рынке выездного туризма[10,47].
На первый взгляд, минимизация себестоимости туров - позитивная для туристического рынка тенденция, способствующая росту туристического потока и рентабельности аутгоинга (за счет эффекта масштаба), но современная ситуация в индустрии туризма России свидетельствует об обратном.
На
фоне растущего потребительского спроса
на туристическом рынке
Специфика туристической деятельности заключается в необходимости наличия не только прочных связей с поставщиками туристических услуг, но и доступа туроператоров к финансовым источникам (кредитам банков, частных инвесторов, крупных промышленных предприятий), поскольку сезонный характер тур-бизнеса требует «замораживания» крупных денежных сумм (оплата блоков мест в отелях, чартерных программ), многократно превышающих оборотные капиталы самой турфирмы.
Отечественные инвесторы не склонны осуществлять долгосрочные капиталовложения в туристическую деятельность из-за ее ярко выраженной сезонности, отсутствия материального выражения, зависимости от множества экзогенных факторов. Более привлекательны для них промышленные предприятия, имеющие непосредственное отношение к природным ресурсам[26,159].
Не желая рисковать и работать на перспективу, инвесторы, если и финансируют туроператоров, то на довольно жестких условиях (кратчайшие сроки возвращения кредитов, высокие проценты за пользование заемными средствами и т. д.). Это толкает «молодых» профинансированных туроператоров, сломя голову, бросаться на рынки массовых направлений выездного туризма, сулящих в случае успешной конкурентной борьбы (т. е. достижения минимальной рыночной цены турпакета) высокие объемы продаж и рост прибыли за счет эффекта масштаба.
Данное
утверждение постоянно
Демпинг стал обычным явлением для туристического рынка российской столицы. В регионах демпинговые процессы сдерживаются обычно монопольным властвованием региональных авиаперевозчиков, ограниченные перевозные мощности которых обычно не удовлетворяют туристический спрос.
Демпинга в направлении европейских государств (за редким исключением в виде Болгарии, Чехии и Испании) и российских курортов (!) практически не наблюдается. Причина тому наряду с существующими визовыми режимами, увеличивающими глубину продаж туров, еще и в скромной квоте гостиничных номеров, выделяемых для российских туристов, что существенно ограничивает предложение на туристическом рынке и не допускает снижения рыночной цены[2,19].
Однако демпинг ежегодно сотрясает турецкое, египетское, тайское, тунисское направления, отличающиеся визированием по прибытию и широкой, доступной по цене гостиничной базой, мощности которой позволяют подтверждать практически любой тур в любое время года.
Негативные последствия демпинг имеет для всех участников туристического рынка. От него страдают конкурирующие туроператоры, которые вслед за демпингующим новичком вынуждены снижать рыночные цены за счет сокращения собственной рентабельности и вступления во все более рискованные схемы сотрудничества с поставщиками туристических услуг[18,80]. Негативно сказывается демпинг на поведении турагентов, которые в поисках минимальных цен становятся все более мобильными.
От
демпинга страдают и потребители, в
сознании которых формируется
Следовательно, массовые направления, кажущиеся наиболее желаемым сегментом туристического рынка, способным быстро окупить капиталовложения и затраты, превращаясь в поля ценовых войн, на самом деле становятся низко-рентабельным, но в то же время рискованным направлением деятельности. Ситуация на массовых направлениях ухудшается растущими издержками турбизнеса, низкими входными барьерами на туристическом рынке, отсутствием сильных туристических брэндов.
Перспективы у представителей национальной туристической индустрии, специализирующихся на массовых направлениях выездного туризма, очевидны.
Прежде всего, это увеличение количества многопрофильных туроператоров за счет выхода известных монопрофильных игроков на новые массовые направления выездного туризма.
Погоня за минимальной рыночной ценой обязательно приведет к падению качества туристического продукта. Неудивительно, что именно на массовых направлениях выездного туризма наблюдается наибольшее количество жалоб туристов и агентов, вызванных частыми заменами отелей, изменениями сроков поездок и т. д. Туристические представительства многих государств, превращающихся в направления массового туризма (причем это касается не только стран Ближнего Востока, но и Чехии, Франции, Испании), серьезно обеспокоены перспективами «вульгаризации» собственного туристического продукта, вызванной концентрацией российских туроператоров на сотрудничестве с самыми низкопробными гостиницами, экскурсионными фирмами, перевозчиками, услуги которых наиболее дешевы.
Наконец, перманентное сокращение рентабельности производства групповых туров в популярных направлениях может усугубить и без того далеко не благожелательное отношение крупных инвесторов к туристической деятельности, что в конце концов приведет к полному прекращению финансирования туроператоров, способно свернуть туристическое производство, практически полностью перевести его в сферу «теневой экономики» и сжать туристический рынок за счет ухода с него огромного количества как молодых компаний, так и туроператоров со стажем[26,92].
Финалом
в национальном производстве массового
туристического продукта станет приход
на отечественный рынок
Наступление
столь нежелательных для
Механизмами продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию[49,128]. К ним следует отнести:
-
участие в крупнейших
-
поддержка и консолидация
-
некоммерческое рекламное
-
подготовка некоммерческой
- распространение информации о России как о привлекательном туристическом направлении в глобальной сети Интернет;
-
проведение иных акций,
Опыт
реализации государственных рекламно-
Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.
Роль
государства должна сводиться к
стимулированию роста престижа туристического
бизнеса, постоянному «отсеву» с
туристического рынка фирм-однодневок
и полукриминальных организаций, поддержанию
не только ценовой, но и качественной конкуренции
(например, через введение реально работающих
систем добровольной сертификации качества
услуг туристических компаний).
Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков