Мотивационные аспекты в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы туристской мотивации……………………...14
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на жизнь общества……………………………………...26
2.2.Типология туристов………………………………………………………...28
2.3.Место туристского назначения и его роль в мотивации путешествия…..31
Выводы…………………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации…………......40
Выводы…………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ТУРИЗМУ.docx

— 122.23 Кб (Скачать файл)

7. Развлечение и потребность  в общении с людьми. Путешествия  в праздничные дни и туры  с развлекательно-познавательными  программами.

8. Удовлетворение любопытства  и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется  во всех вышеперечисленных турах,  но наиболее характерен для  познавательных туров (см.рис.2).

Специфические интересы различных  туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста





 

Рис.3. Туристские мотивы, определяющие выбор туристах[7,стр,156].

 

1. Природные и климатические  мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т. д.  чрезвычайно привлекательны для  туриста , играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т. д. Отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.

2. Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремёсла и другие составляют культурное наследие страны. Культурное самовыражение народов всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Наилучший способ знакомства с другой культурой является туризм. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, её творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - это одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Важной частью восстановительной функции туризма является познание мира (увидеть, услышать, ощутить мир своими глазами), они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и другие.

Таким образом, культура региона  способна вызвать у потенциальных  туристов сильнейший побудительный  мотив к путешествию. Поэтому  сохранение культурного наследия и  его рациональное использование  имеют определённое значение для  устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления

3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в  месте туристского назначения, стоимость  путешествия и т. д.; играют  существенную роль в формировании  недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.

Каждый туристский регион, каждая страна, каждый город и местность  стремятся рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы для  получения экономических выгод  и доходов. Для привлечения туристов необходима туристская индустрия и  инфраструктура, способная предоставить туристу соответствующий уровень  обслуживания, безопасность, гармоничное  удовлетворение туристского интереса и потребностей.

Становление и развитие туризма  как отрасли характеризуется  системой определённых экономических  показателей, которые отражают количественный объём реализации туристских услуг, экономические показатели производственно-обслуживающей  деятельности хозяйственных туристских субъектов.

Система показателей развития туризма включает: объём туристского  потока, состояние и развитие материально-технической  базы, показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы, показатели развития международного туризма, ценообразование  и т. д.

Показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы включают: объём реализации туристских услуг, показатели использования рабочей  силы, показатели использования производственных фондов, себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового  состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и другое).

Многие компании индустрии  гостеприимства периодически испытывают трудности в экономической среде  и встречаются с неопределённостью  в будущем. В постоянно меняющейся конкурентной среде бизнеса возрастает необходимость планирования в компаниях, в связи, с чем прогнозирование  спроса является основой эффективного планирования.

4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям  туриста. Доказано, что не многие  туристы приезжают снова в  те места, где они уже были, за исключением случаев, когда  туристом движут сентиментальные  причины или сильный экономический мотив(см.рис.3).

Без изучения и понимания  мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и  предложить его на рынке потребителя, а главное, удовлетворить желание  клиента, обеспечить ему положительную  гамму туристских впечатлений и  эмоций. При организации необходимо тщательное изучение моделей поведения  человека в различных ситуациях, мотивации принятия решений, выбора вида отдыха, главных целей, направления  путешествия, выбора партнёров и туристской фирмы[7,стр.156].

При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.

Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом.

1. Единый четко преобладающий  и обоснованный мотивационный  исход оказывается решающим при  выборе места туристского назначения, например горнолыжного курорта,  элитного и дорогостоящего вида  отдыха и развлечения. Подготовленный  турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащенной лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные и не имеют решающего значения при выборе.

2. Один превалирующий  мотивационный исход и несколько  вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Таковы познавательные туры в желаемую страну, например во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдается на выбор туристам: одни могут посетить Евро-Дисней, другие - Лувр и т. д.

3. Главный мотивационный  исход и несколько четко выделенных  сопутствующих исходов, например  при выборе пляжного отдыха. Выбор  географического направления (конкретного  курорта) и уровня отдыха в  значительной степени зависит  от компании, наличия денежных  средств и опыта предыдущих  поездок. Как правило, для отдыха  на пляже достаточно двух-трех дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью[1,стр.465].

Изучение мотивационных  исходов следует вести на примере  среднестатистического туриста, который  совершает путешествие в период своего ежегодного отпуска (полного  или частичного).

 

 


 

 

 


 



 

 

 

 


 

 

 

 

Рис.4. Классификация мотивационных исходов в зависимости от цели путешествия[2,стр.176].

 

    1. Основные факторы туристской мотивации

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать  при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

1. Возраст. Мотивация выбора  путешествия в значительной степени  зависит от возраста и самостоятельности  в принятии решения или возможности  влиять на его выбор:

- дети до двух лет.  Решений самостоятельно не принимают,  но опосредованно оказывают большое  влияние на выбор родителями  вида отдыха;

- дети дошкольного возраста (до семи лет). Путешествуют с  родителями (за редким исключением  - в организованных группах), решений  самостоятельно не принимают,  но могут оказывать давление  на родителей или лиц, их  сопровождающих. Концепция отдыха  ориентирована на потребности  ребенка;

- школьники (до 18 лет). В  основном финансово зависимы, обладают ограниченной самостоятельностью, чаще всего следуют на отдых в составе групп, отличаются высокой любознательностью. Ориентация на познавательный и активный отдых;

- молодежь, студенты (до 25 лет). Как правило , имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных исходов, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму, коммуникабельны, с ярко выраженными приключенческими мотивами.

- туристы 25-35 лет. Обычно семейные, с малолетними детьми, связаны необходимостью закрепления своего положения в обществе, служебной карьерой. На отдых выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют туристы из категории "новых русских", мотивации которых непредсказуемы и могут свестись к интенсивному разбрасыванию денежных средств, требованию из ряда вон выходящих развлечений даже не столько в целях получения острых ощущений, сколько для привлечения к себе внимания окружающих;

- туристы 35-50 лет. Предпочитают  активный, менее познавательный, более  спокойный отдых, чаще без детей  и без партнера. Как правило,  обеспечены, знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив - за свои деньги получить отличный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту;

- туристы от 50 лет и  старше. За редким исключением,  обладают относительно слабыми  физическими возможностями, склонны к недомоганиям. Им показаны существенные климатические ограничения. Предпочитают познавательный отдых, как правило, вне сезона, а также опосредованно связанный с лечением.

2. Образование. Этот фактор  инициирует позывы увидеть достопримечательности,  культуру, зрелищные события. Выделяют такие уровни образования: начальное, среднее, среднее специальное, высшее и др. Не исключение туристы, у которых нет образования, а есть только жизненный опыт.

При комплектовании групп  сотрудникам турфирм желательно учитывать уровень образования  туристов, что позволит выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, упростит обслуживание и сопровождение групп.

3. Социальная принадлежность. Оказывает существенное влияние  на мотивацию выбора отдыха. Выделяют  следующие социальные группы:

- рабочие и служащие. Занятые  монотонной работой, они подвержены  стремлению к активному отдыху  и составляют значительный контингент  туристов;

- учащиеся и студенты. В силу своих возрастных и  социальных особенностей и характерных  в связи с этим стремлений  к расширению и подтверждению знаний составляют подавляющую часть групп познавательного туризма. Испытывают большое влияние познавательных исходов;

- пенсионеры. В большинстве  стран имеют льготы и дотации,  использование которых в условиях  ограничений климатического характера  позволяет им совершать туристские  поездки в "средний" и  "низкий" сезоны;

- фермеры и работники  подсобных хозяйств. Из-за отсутствия  четко регулируемого отпуска  или возможности выделения времени  на отдых являются исключительно  неблагоприятной для туризма  группой

4. Менталитет. Определяется  в основном воздействием общества, в котором человек проводит  большую часть своего времени,  что, в свою очередь, зависит  от уровня образования и занимаемого  в обществе положения. При выборе  вида отдыха этот фактор имеет  большое значение, особенно для  туристов старше 18 лет, в период  становления личности. Тезис "бытие  определяет сознание" очень актуален  при изучении принципов мотивации.  Обычно во время отдыха имеет  место стремление к восполнению  недостающих эмоций и ощущений.

5. Конфессия. Влияние этого фактора проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлекательные программы, например варьете, стриптиз-шоу, казино. Представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов и молитв.

Информация о работе Мотивационные аспекты в туризме