Обеспечение безопасности туристов на туристском маршруте (на примере спортивного тура)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

В связи возрастающей популярностью туризма весьма актуальной становится проблема его безопасности. Туристская безопасность должна учитывать взаимодействие трёх основных агентов туризма - территории с её индивидуальным набором и соотношением условий и ресурсов, лиц, инициирующих развитие туризма на данной территории (собственников территории и туроператоров) и собственно туристов. Под безопасностью в туризме понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

Содержание

Введение

Глава I. Безопасность в активных видах туризма

1.1. Понятие безопасности
1.2. Особенности спортивных туров
1.3. Подготовка и обязанности гидов

Глава II. Безопасность при организации спортивного тура

2.1. Проблемы безопасности при организации туров
2.2 Классификации спортивных маршрутов
2.3 Факторы безаварийности на примере водного туристского маршрута

Заключение

Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Туркомплексы и турбазы могут использоваться для проведения категорийных походов для туристов спортсменов. Разработка таких туров должна производиться совместно менеджером туркомплекса и туристско-спортивным клубом (союзом) - заказчиком такого вида туров. Поскольку категорийные маршруты пролегают в труднодоступных местах (горы, горные реки, морское побережье и т.д.), то основополагающими моментами при выборе туркомплекса являются подходящие природные условия и географическое расположение туристического комплекса.

Туры для спортсменов, как правило, связаны с проведением чемпионатов различных статусов. Целью проведения данных спортивных мероприятий является оформление спортивных разрядов, а также присвоение званий

 

1.3 Подготовка и обязанности гидов

В законе о туристской деятельности дается следующее определение гида (экскурсовода) - это профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Гид туристской группы, прежде всего, руководитель и организатор туристского маршрута. Туристский маршрут представляет собой заранее спланированную и оплаченную поездку в одно или несколько мест с комплексом необходимых услуг: перелетов, переездов, проживания, питания и т.д. Различают две основные формы туристского маршрута: с сопровождением и без сопровождения.

Туристский продукт без сопровождения, его иногда называют индивидуальным, предполагает самостоятельную поездку по спланированному маршруту и, как правило, включает заказ и предварительную оплату следующих услуг: перелет (переезд) в оба конца, трансферты, проживание, экскурсии или специальные поездки в места отдыха и др. Индивидуальный турмаршрут предоставляет клиенту максимальную гибкость в выборе сроков, продолжительности поездки и набора услуг, в то же время данный маршрут не позволяет снизить стоимость поездки за счет приобретения услуг в комплексе и использование групповых скидок. Для туристской фирмы организация индивидуального турмаршрута представляет весьма трудоемкое дело. Путешествия с сопровождением рекомендованы для такой категории туристов, как: люди преклонного возраста, не уверенные в себе туристы, опасающиеся неожиданностей, туристы-одиночки, люди, которые хотят увидеть максимум достопримечательностей в минимум времени, туристы, отправляющиеся в «экзотические» или небезопасные места. Необходимо отметить, что в рамках такого маршрута свобода действий туриста в какой-то степени ограничена жесткой программой. Учитывая возможности современной туристской инфраструктуры, транспорта, информационных технологий, возможны самые разнообразные комбинации турмаршрутов для более полного удовлетворения потребностей, интересов и спроса потребителей.

Туристский маршрут с сопровождением предусматривает предварительное, четкое планирование и осуществляется в сопровождении профессионально подготовленного представителя туристского предприятия - гида (экскурсовода) туристской группы (гида-переводчика, инструктора-проводника), который призван решать на месте все возникающие проблемы, связанные с пребыванием туристов на маршруте. Гид туристской группы (ГТГ) выполняет различные функции. Гид является представителем своего туристского предприятия и материально ответственными лицом, которое следит за соблюдением сметы расходов на маршруте, отвечает за сохранность проездных билетов, денежных средств и правильное их использование. Как администратор гид туристской группы отвечает за дисциплину и порядок в группе. Он должен строго соблюдать правила и условия проведения путешествия, быть общительным с туристами, создавать хороший морально-психологический климат в группе, обладать организаторскими способностями. Гид должен постоянно следить за своим внешним видом, быть опрятным, являться примером корректного обращения, как с туристами, так и с обслуживающим персоналом средств размещения, мест питания, транспорта, а также, должен смотреть, чтобы туристы не загрязняли общественные места и природу, не наносили ущерб экскурсионным объектам. Общаясь с туристами, гид должен уметь ответить на возникающие вопросы, которые могут затрагивать не только объекты экскурсий, но и сферу политики и экономики той страны, где находятся туристы. Гид туристской группы выполняет частично и функции экскурсовода. Совокупность перечисленных функций, выполняемых гидом при подготовке и проведении маршрута, можно представить в виде схемы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Функции гида туристской группы

 

Во время первой встречи с туристами (вступительной беседы) гид должен вкратце рассказать о маршруте, экскурсионных объектах, основных достопримечательностях и др. А во время проведения туристского маршрута постоянно находится с группой, также, он содействует проведению как плановых, так и внеплановых экскурсионно-культурных мероприятий. Права и обязанности гида определены должностной инструкцией гида туристской группы, в соответствии с которой он обеспечивает обслуживание туристов и отвечает за выполнение программы и условий проведения путешествия в соответствии с турпутевкой и информационным листком, при этом он руководствуется действующим законодательством, постановлениями, другими документами, регулирующими и регламентирующими туристскую деятельность. Гид туристской группы,  должен знать программу и условия обслуживания группы в каждом пункте маршрута, правила и порядок проезда, резервирования мест в пунктах пересадки и обратного выезда, размещения, питания, экскурсионного обслуживания, калькуляцию стоимости предоставляемых услуг, содержание и правила оформления документов, связанных с обслуживанием туристов (в пунктах пропуска и т.д.). Гид имеет право требовать от принимающего туристского предприятия выполнения предусмотренных турпутевкой экскурсионной программы, условий питания, проживания, транспортного обслуживания. Он может давать указания и советы водителям автобусов и экскурсоводам, которые нарушают исполнение своих должностных инструкций. Гид может снять с маршрута туриста, грубо нарушающего правила поведения. Перечисленные функции могут являться основанием для разработки должностных инструкций гида туристской группы.

Гид тургруппы выполняет, как уже отмечалось выше, ряд функций, позволяющих ему грамотно и профессионально обслуживать клиентов. Согласно новой редакции закона о туристской деятельности, одной из функций гида является организация экскурсионной деятельности. Поэтому мы посчитали важным ознакомить гидов - экскурсоводов с основами экскурсоведения.

Экскурсоведение раскрывает теорию, методологию, функции, выполняемые экскурсией, методику экскурсионной деятельности, а также обобщающую практику туристско-экскурсионных предприятий.

Знание классификации экскурсий помогает ориентироваться в вопросах планирования туристско-экскурсионных программ, добиваться правильной с точки зрения технологии их построения. Экскурсии могут быть посвящены самым разнообразным темам, подготовлены для различных категорий экскурсантов, проводиться в разных местах, для их проведения может быть использован различный транспорт. Классификация экскурсий помогает четко определить тему, правильно наметить хронологические рамки экскурсии, позволяет лучше организовать работу с экскурсантами. Экскурсии классифицируются по ряду признаков (рис. 1.3).

Рис 1.3. Виды экскурсий

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Безопасность при организации спортивного тура

 

2.1 Проблемы безопасности при организации туров

Требования к организации безопасного ведения туристской деятельности и другие вопросы функционирования спортивного туризма определены нормативными документами соответствующих спортивных федераций и ассоциаций.

Требования к организации безопасного ведения туристской деятельности всех видов подразделяются на семь основных групп:

  • организационные требования;
  • требования к технической оснащенности (снаряжению, оборудованию, экипировке и т.д.).
  • требования к состоянию здоровья и к уровню подготовленности

участников (медицинским показаниям, физической, психологической, тактической, технической подготовке и др.).

  • требования к страхованию туристов на случай внезапного заболевания

и от несчастных случаев, к страхованию средств передвижения и других технических средств;

  • требования по спасению туристических групп;
  • требования по обеспечению реабилитационных мероприятий (доставка потерпевшего в медицинское учреждение, организация похорон, оказание помощи семье погибшего и т.д.)
  • требования к выполнению профилактических мероприятий.

 

Виды безопасности

Проблемы безопасности

Социально-политическая безопасность страны (места) пребывания

а) Обычные правонарушения (воровство, карманные кражи, нападения, кражи со взломом, мошенничество и т.д.);

б) Беспорядочное и целенаправленное насилие (изнасилование) и домогательство;

в) Организованная преступность (вымогательство, принуждение к занятию проституцией, насилие над личностью и т.д.);

г) Терроризм, воздушное пиратство, захват заложников;

д) Войны, социальные конфликты, политические и религиозные беспорядки.

Отсутствие социальной и правовой защиты туриста.

Безопасность тур. центров

Некачественное функционирование туриндустрии и смежных секторов (транспорт, спорт, отдых, розничная торговля и т.д.)

Личная безопасность туриста

а) Неконтролируемое и опасное поведение туристов во время занятий спортом и досугом, вождения автомобиля и невоздержанное потребление спиртных напитков;

б) Хронические заболевания, обострившиеся во время поездки;

в) Неправильное отношение туристов к местном законам;

г) Специфические виды незаконной и преступной деятельности;

д) Посещение опасных мест;

е) Потери личных вещей, документов, денег и т.д. по причине собственной невнимательности и беспечности.

Природная и экологическая безопасность

а) Незнание основных характеристик природы и климата

посещаемого турцентра и факторов воздействия на человеческий организм специфической местной флоры и фауны;

б) Неподготовленность к поездке с медицинской точки зрения (прививки, др. профилактические мероприятия);

в) Не принимаются меры предосторожности в питании и личной гигиены;

г) Чрезвычайные ситуации (природные бедствия, эпидемии и т.д.), вызванные естественными причинами.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Серьезную озабоченность национальных туристских администраций вызывают карантинные инфекционные заболевания. К их числу относятся чума, оспа, холера, желтая лихорадка. Руководители туристских фирм, работающие на зарубежных маршрутах, обязаны проводить работу по предупреждению заражений туристов инфекционными заболеваниями. Отправляя туристов в эпидемиологические опасные страны, менеджеры турфирм должны вручать каждому

из них памятку «Гражданам, отъезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям (чума, холера, желтая лихорадка, малярия, ВИЧ-инфекция)». Кроме того, в обязанности руководителей туристских фирм входит проведение ряда организационных мероприятий по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями (инструктажи).


 

Туроператоры и турагенты должны уделять серьезное внимание обеспечению безопасности при организации поездок и продаже туров.

В связи с этим федеральные туристские администрации и местные власти по туризму, заинтересованные в привлечении туристов на свои территории, обязаны проводить соответствующую политику в области безопасности, реализовывать соответствующие планы и информировать об этом туроператоров и турагентов.

В новой редакции закона о туристской деятельности на Ростуризм возлагаются обязанности информировать туроператоров и турагентов об угрозе безопасности в стране временного пребывания, в том числе путем опубликования информации. Туроператоры предоставляя информацию туристу о стране в объеме, необходимом для совершения путешествия должны включать информацию о таможенных, пограничных, санитарных, медицинских и иных правилах. Турист должен знать о формальностях, которые могут принципиально повлиять на путешествие. Чтобы в данном случае определить необходимый объем информации, следует изучить законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и следить за разъяснениями соответствующих органов.

   Туроператоры, турагенты  и туристы имеют право требовать  расторжения договора при наступлении  обстоятельств угрозы безопасности  в стране временного пребывания.

   Организация работы  по обеспечению безопасности туристов включает ряд мероприятий:

   1. Создание имиджа   предприятия как надежного производителя 

качественного турпродукта.

   2. Использование стандартных  безопасных технологий, средств,

методов при формировании туров.

   3. Ответственный подход к подбору поставщиков услуг при создании турпродукта.

   4. Инструктаж туристов обо всех опасностях на маршрутах и мерах

их профилактики до и во время поездки.

   5. Тщательный подбор  гидов тургрупп для туров с  сопровождением.

   6. Совместная организационная, юридическая, работа с партнерами принимающей стороны по вопросам безопасности.

   7. Постоянный контакт  с государственными и муниципальными 

туристскими структурами, отвечающими за безопасность.

   Информация по  безопасности, предлагаемая турфирмами, помогает туристу: воспринимать безопасность как неотъемлемую часть качественного туристского продукта; объективно относиться к факторам риска во время туристской поездки; быть требовательным к безопасности туристского продукта.

Информация о работе Обеспечение безопасности туристов на туристском маршруте (на примере спортивного тура)