Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа
В связи возрастающей популярностью туризма весьма актуальной становится проблема его безопасности. Туристская безопасность должна учитывать взаимодействие трёх основных агентов туризма - территории с её индивидуальным набором и соотношением условий и ресурсов, лиц, инициирующих развитие туризма на данной территории (собственников территории и туроператоров) и собственно туристов. Под безопасностью в туризме понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
Введение
Глава I. Безопасность в активных видах туризма
1.1. Понятие безопасности
1.2. Особенности спортивных туров
1.3. Подготовка и обязанности гидов
Глава II. Безопасность при организации спортивного тура
2.1. Проблемы безопасности при организации туров
2.2 Классификации спортивных маршрутов
2.3 Факторы безаварийности на примере водного туристского маршрута
Заключение
Список литературы и источников
Успешная работа туроператоров и турагентов на территории турцентра будет зависеть от того, насколько безопасными окажутся транспортные услуги, гостиницы, питание, программы экскурсионного осмотра. Туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. При разработке программы безопасности в туризме туроператоры могут ориентироваться на данные таблицы:
Объекты безопасности |
Меры безопасности |
Проживание в туристских гостиницах, базах, кемпингах |
Соблюдение требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов |
Обслуживание в предприятиях питания |
Соблюдение установленных в СаНПиН 42-123-5774 требований по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов |
Транспортные перевозки туристов |
Соответствие требованиям Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т.д.) |
Туристское снаряжение и инвентарь |
Соответствие требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения |
Конкретные виды туристских услуг |
Соблюдение нормативной документации на соответствующие виды услуг: государственные стандарты, Правила, Уставы, кодексы и др.; Ознакомление с элементами риска каждой услуги и мерами по его предотвращению |
Информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовленности туриста, особенности индивидуальной экипировки |
Освещение в рекламно-информационных материалах, в текстах информационных листков и пр. документах. Информация предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией |
2.2 Классификация спортивных маршрутов
Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов в Российской Федерации.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы, согласно ЕВСКМ, разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео и парусные, а также могут представлять их комбинации.
Спортивные походы классифицируются по возрастающей степени сложности и категорийности трудностей. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото, спелео и горного туризма отсутствует.
Основными показателями, определяющими степень сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия.
При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.
Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.
ЕВСКМ утверждена Федерацией спортивного туризма Туристско-спортивного союза России.
В настоящее время назрела необходимость создания новой, не ориентированной на спортивные достижения, и в то же время понятной для туристов с любым опытом, начиная с минимального (прохождения некатегорийных маршрутов), системы, позволяющей самостоятельно классифицировать каждый туристский маршрут с точки зрения опасности его прохождения.
Предлагаемая методика классифицирования водных маршрутов не противоречит ЕВСКМ, разработана на её основе и сохраняет принцип нарастания сложности маршрутов за счёт нарастания трудности типичных для данного вида туризма локальных и протяжённых препятствий (тактико-технических характеристик). Основными отличиями предлагаемой методики от ЕВСКМ являются:
возможности более дробного анализа;
численных характеристик (балльная оценка опасности прохождения), закономерно возрастающих с повышением категории и подкатегории;
(несколько меняющиеся
качественно с повышением
принимается вариант, прогнозирующий наибольшую опасность.
Начальная категория сложности присваивается маршруту исходя из имеющихся данных (подтверждённых или нет - не имеет значения) о максимальной категории трудности определяющих препятствий. То есть при наличии (предположении) хотя бы одного препятствия пятой категории трудности опасность прохождения маршрута рассчитывается исходя из начальной (базовой) пятой категории сложности, даже если по ЕВСКМ маршрут имеет третью.
Начальная подкатегория сложности присваивается маршруту исходя из наиболее подходящих общетактических характеристик. Сумма баллов опасности общетактических характеристик выбранной подкатегории является константой для данного маршрута, его базисным (минимальным) уровнем опасности. Баллы опасности по тактико-техническим характеристикам плюсуются к базисному уровню по принципу проявления или непроявления данной характеристики (например, наличие на маршруте подкатегории 3-2 такого локального препятствия, как перекидной мост, даёт два балла к общему уровню опасности, отсутствие этого препятствия - ноль баллов).
Значение общего уровня опасности данного маршрута всегда лежит в диапазоне от базисного (сумма баллов опасности общетактических характеристик) уровня данной подкатегории до уровня её эталонного маршрута (сумма баллов опасности общетактических характеристик плюс сумма баллов всех возможных для данной подкатегории препятствий).
Расчет уровня опасности для данного маршрута происходит по формуле:
U = O+T, где U - уровень опасности
для данного маршрута, O - сумма
баллов опасности
При создании обобщённой системы классификации (безотносительно конкретных маршрутов и территорий) была создана шкала классов опасности, иллюстрирующая соотношение категорий сложности по ЕВСКМ, выделенных подкатегорий сложности, обобщенных базовых и эталонных уровней опасности (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Сложность маршрута
Место конкретного маршрута на данной схеме определяется точкой с координатами: вычисленный уровень предполагаемой опасности (по оси X), подкатегория сложности (по оси Y). Таким образом, определяется предполагаемая принадлежность конкретного маршрута к одному из девяти классов опасности.
Графики на рис. 2.1 показывают, что опасность прохождения нарастает линейно внутри класса и экспоненциально между ними, таким образом, появляется возможность их чётко разграничить, а значит - учесть качественные отличия классов опасности и рекомендовать чёткие меры безопасности для каждого из них.
Так в пределах Урала представлены водные маршруты I - VIII классов опасности, а наиболее посещаемые маршруты относятся к I (19 маршрутов), III (14 маршрутов), IV (10 маршрутов), V (23 маршрутов), VII (6 маршрутов) классам опасности.
Ошибки организации и прохождения маршрутов активного туризма в большинстве своём типичны и повторяемы, их можно исключить, анализируя факторы обеспечения безаварийности.
Из организационных нарушений наиболее распространёнными являются: соотношение инструкторов и неподготовленных участников составляет 1 к 15 и более 89,905; работа инструкторов по одному на группу 31,55; выход инструкторов на маршрут без минимальной тактической подготовки 70,032; выход инструкторов на маршрут без минимальной медицинской подготовки 97,79; нахождение группы на маршруте без средств связи (как между экипажами, так и с внешним миром) 80,126; непроведение инструктажей по технике безопасности - общего, перед радиальными выходами и перед прохождением локальных препятствий 99,054; недостаточная тактическая проработка маршрутов на стадиях проектирования и рекогносцировки 65,615.
Наиболее распространённые тактические нарушения: растягивание группы за пределы визуальной, голосовой и радиосвязи 88,328; одновременный заход экипажей на прохождение локальных препятствий, некатегорийных и низших (1А - 2Б) категорий трудности 22,082; отсутствие взаимной страховки при прохождении локальных препятствий более высоких категорий трудности 30,915; прохождение локальных препятствий, некатегорийных и низших категорий трудности, без однозначного руководства внутри экипажей, в том числе эки-13
пажей с нулевым опытом сплава 40,379; произвольное построение группы при прохождении маршрута 89,274.
Наиболее распространённые технические нарушения: отсутствие у групп необходимых спасательных средств и средств защиты либо их недостаточное количество 85,174; игнорирование участниками, постоянное либо периодическое, имеющихся в распоряжении группы средств защиты 70,347; неумение проводить спасательные работы, пользоваться средствами спасения и самоспасения, имеющихся в распоряжении группы 85,489; технически неверное прохождение локальных препятствий 75,71.
Учёт наиболее распространённых ошибок и нарушений, их профилактика позволяет предотвратить до 30 % «несчастных случаев» (в терминологии работы - локальных чрезвычайных ситуаций - нештатные ситуации и локальные чрезвычайные ситуации).
2.3 Факторы безаварийности на примере водного туристского маршрута
В качестве средства профилактики и купирования ошибок на туристских маршрутах могут выступать факторы безаварийности - критерии подготовки и проведения маршрута, позволяющие сбалансировать определённые недостатки конкретной территории, ситуации или туристской группы.
По моему мнению, наиболее значимыми факторами безаварийности туристских маршрутов являются следующие.
На стадии организации маршрута: фактор 1 - качество и характер начальной информации о территориях и конкретных маршрутах; фактор 2 - степень организованности туристской группы; фактор 4 - степень подготовленности участников, включая накопление туристского опыта; фактор 5 - психологическая совместимость участников, сформированность команды.
На стадии прохождения маршрута: фактор 6 - адекватность тактико-технических решений при прохождении маршрута; фактор 7 - следование ожидаемому графику движения и распределения нагрузок; фактор 8 - соответствие реальной сложности препятствий ожидаемым категориям трудностей; фактор 9 - степень необходимости пересадки экипажей и проводки судов при прохождении препятствий повышенной сложности; фактор 10 - точность и правильность выполнения страховки. На рис. 2.2 показана взаимосвязь факторов обеспечения безаварийности на водных маршрутах.
Рис. 2.2. Факторы обеспечения безаварийности на водных туристских маршрутах
Выделены две группы факторов: непрогнозируемые и прогнозируемые. Прогнозируемые факторы включают тех, которые зависят от людей. Они названы людскими: факторы безаварийности на стадиях организации и прохождения маршрута, которые в свою очередь включают в себя 5 составляющих (всего 10 факторов). Кроме того, в составе прогнозируемых факторов показаны и технические.
Все эти факторы, в свою очередь, включают конкретные элементы риска. Для удобства учёта действия каждого фактора использованы варианты его проявления, для которых проведена балльная оценка, а их совокупность применительно к каждому фактору показывает соответствующее количество баллов в общем значении безаварийности. Методически факторы 1 и 3 определяются суммированием баллов, отдельных составляющих их элементов. Факторы 2, 4 и 5 - выборкой из возможных вариантов. Факторы 6-10 не структурированы и баллы по ним присваиваются исходя из реальных условий. Коэффициент технического фактора безаварийности образуется выборкой из 5 вариантов.