Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель данной работы выявить особенности организации религиозного туризма в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо:
-рассмотреть понятия религиозного туризма;
-проследить историю развития этого вида туризма;
-проанализировать развитие религиозного туризма в России;
-выявить особенности организации на примере двух религиозных тура по России;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА …...4
§ 1.1. Основные понятия и виды религиозного туризма. ………………….….4
§ 1.2. История возникновения религиозного туризма ………………………..10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)…………………………………………………………………14
§ 2.1. Развитие религиозного туризма в России………………………………14
§ 2.2. Анализ организации религиозных туров по России...………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет
путей сообщений»
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»
В.Гусев
студент группы 715
Организация религиозного туризма
Курсовая работа
по дисциплине «Организация туристской деятельности»
Руководитель канд. экон. наук, доцент Ковынева Л.В.
Хабаровск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА …...4
§ 1.1. Основные понятия и виды религиозного туризма. ………………….….4
§ 1.2. История возникновения религиозного туризма ………………………..10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО
ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)……………………………………………………………
§ 2.1. Развитие религиозного туризма в России………………………………14
§ 2.2. Анализ организации религиозных туров по России...………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….…24
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
Введение
Необходимо отметить что, в настоящее время религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. В наше время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно, религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма. Исходя из этого, стоит отметить актуальность рассматриваемой тема.
Цель данной работы выявить особенности организации религиозного туризма в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо:
-рассмотреть понятия религиозного туризма;
-проследить историю развития этого вида туризма;
-проанализировать развитие
-выявить особенности
Объектом изучения данной работы является организация религиозного туризма, предмет работы представлено рассмотрение особенностей организации религиозного туризма.
Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим основам религиозного туризма. Здесь рассмотрены основные понятия и виды религиозного туризма, а также истории возникновения данного вида туризма.
Во второй главе рассмотрено развитие религиозного туризма в России и проведен сравнительный анализ двух религиозных туров по стране.
При написании работы использованы материалы 16 источников, в том числе Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», ГОСТы по туризму, учебные пособия и учебники, а также статья из журналов о туризме. Объем работы составляет 25 листов, не включая приложения.
В приложения данные представлены в виде таблиц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА
§ 1.1 Основные понятия и виды религиозного туризма
Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Он имеет две основные разновидности: паломнический туризм (отдельно следует выделить духовно-паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Религиозный туризм во всех конфессиях имеет свои особенности. Данный вид туризма является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские объект, которые пользуются все возрастающим спросом.
В наше время нередко можно
услышать такие словосочетания, как
« паломнический туризм», « паломнический
тур», «паломническая экскурсия». Все
они проистекают от непонимания сути паломничества,
от сближения его с туризмом по чисто внешнему
сходству. И паломничество, и туризм связаны
с темой путешествия. Однако, несмотря
на сходство, они имеют разную природу.
Даже посещая одни и те же святые места,
паломники и туристы делают это по - разному.
Туризм – это путешествие с познавательными
целями. И одним из популярных видов туризма
является туризм религиозный. Главное
в нем – знакомство с историей святых
мест, жизнью святых, архитектурой, церковным
искусством. Обо всем этом рассказывают
на экскурсиях, которые и являются для
туриста самым главным элементом путешествия.
Экскурсия может быть также и частью паломничества
– но только не главной и вовсе не обязательной,
а лишь вспомогательной. Главное в паломничестве
– это молитва, богослужение и религиозное
поклонение святыням. Туристом, путешествующим
с религиозными целями, является человек,
выезжающий за пределы страны постоянного
проживания на срок не более полугода
для посещения святых мест и центров религий.
Следовательно, религиозным туризмом
следует понимать виды деятельности, связанные
с предоставлением услуг и удовлетворении
потребностей туристов, направляющихся
к святым местам и религиозным центрам,
находящимся за пределами обычной для
них среды.
Религиозный туризм классифицируется на:
Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.
Паломничество для христиан – посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомолье, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которые организовывало Российско – Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.
Среди причин для совершения
паломничества можно выделить следующие:
- желание исцелиться от душевных и физических
недугов;
- помолиться за родных и близких;
- обрести благодать;
- выполнить богоугодную работу;
- отмолить грехи;
- выразить благодарность за блага, посланные
свыше;
- проявить преданность вере;
- стремление к подвижничеству во имя веры;
- обрести смысл жизни.
Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых, но и для детей. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.
Индустрия религиозного туризма является
составной частью всей туристской индустрии.
В ней можно выделить следующие четыре
сегмента:
1. предприятия размещения - совокупность
специализированных средств размещения
(гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских
келий);
2. предприятия
питания - совокупность
3. транспортные предприятия;
4. религиозные объекты показа:
- культовые сооружения (монастыри, святилища,
храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни
и т. д.);
- природные объекты культа (святые источники,
рощи, реки, озера, пруды и т. д.);
- объекты культа малых форм (придорожные
кресты, алтари, капища и т. д.).
Все эти сегменты должны соответствоать
ГОСТами, которые являются едиными для
большинства сфер туризма.
В индустрии религиозного туризма выделяют
культовые центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее
большое значение для представителей
определенной конфессии, в котором проводятся
культовые и иные мероприятия, собирающие
большое число паломников. В таких местах
обычно есть храм с чудотворной иконой,
или раньше жил известный святой, духовный
учитель, аскет, или имели место исторические
религиозные события. Религиозный центр
- более широкое понятие, чем культовый
центр. Религиозный центр, помимо объекта
культа, включает образовательные учреждения
и/или административные органы религиозных
организаций. Например, старейший монастырь
Москвы, Свято Данилов, является религиозным
центром для паломников. Здесь помимо
объектов культа находится резиденция
Патриарха и Священного синода. Дать четкие
определения этим понятиям, учитывая особенности
всех религий, невозможно. Например, понятие
культового центра для ислама практически
неактуально, как и нахождение какого
либо священного предмета в религиозном
центре. Определение культового центра
и религиозного центра подходят только
для обобщенного понимания вопросов религиозной
жизни.
Для католиков Святая Земля – Израиль, католические святыни расположены также в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и др. странах Западной Европы. Святые места для посещений иудаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине. Для последователей ислама – суннитов священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местами паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн – Наджарф и Кербела в Ираке. Основные святыни буддистов расположены в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан – Удэ (Бурятия).
Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристской фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.
В туристском бизнесе весна считается межсезоньем, в религиозном же туризме она – высокий сезон. В этот промежуток времени жители некоторых стран становятся потенциальными туристами из-за большого количества нерабочих и праздничных дней. Считается, что одним из наиболее удобных месяцев для проведения религиозных путешествий являются декабрь и январь. Одним из важных факторов уменьшения сезонности и увеличения потока паломников считаются религиозные праздники. В некоторые из них паломничество обязательно или приветствуется, в другие этому не придается особого значения.
Время проведения и названия православных, католических, мусульманских и иудейских религиозных праздников, представлены в приложении, в таблицах 1-4[7, с.182]
В плане организации туристской деятельности в религиозном туризме применимы госты, являющиеся основными для всех видов туризма.
§ 1.2 История возникновения религиозного туризма.
Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. Термин "паломничество", как полагают филологи, происходит от слова "пальма" - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника "Вход Господень в Иерусалим". Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование "Вербное воскресенье".
Традиции паломничества
В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или "дорожники", от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или "итенирарии", были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий "Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины", написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. [2, c 195].