Организация религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить особенности организации религиозного туризма в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо:
-рассмотреть понятия религиозного туризма;
-проследить историю развития этого вида туризма;
-проанализировать развитие религиозного туризма в России;
-выявить особенности организации на примере двух религиозных тура по России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА …...4
§ 1.1. Основные понятия и виды религиозного туризма. ………………….….4
§ 1.2. История возникновения религиозного туризма ………………………..10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)…………………………………………………………………14
§ 2.1. Развитие религиозного туризма в России………………………………14
§ 2.2. Анализ организации религиозных туров по России...………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.75 Кб (Скачать файл)

В XIX в. "священные путешествия" приняли организационные формы. Начиная с 1861 г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300-400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.

История православного  паломничества 

Некоторые российские ученые считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка княгини  Ольги в Константинополь для  совершения обряда крещения. При князе  Владимире паломничество на Афон совершил преподобный Антоний, будущий  основатель Киево-Печерской лавры. В 1062 г. игумен Варлаам совершил первое паломничество на Святую землю. В начале XII в. игумен Даниил дважды посетил и описал Святую землю. В 1389- 1391 гг. дьякон Игнатий совершил паломничество в Иерусалим и сделал описание храмов, монастырей и других святынь. В 1418- 1421 гг. иеродьякон Зосим описал Святую гору Афон. Расцвет паломничества наступил в ХІХ в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Владимир Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. С 1893 г. в России стали продаваться "паломнические книжки" с пониженным на 35 % тарифом на проезд по российским железным дорогам. Популярными становятся паломнические туры внутри России. В начале ХХ в. в Дивеево, где находятся мощи Серафима Саровского, ежедневно прибывали 3 тыс. паломников. Одним из основных центров паломничества стала Троице Сергиева лавра, в которую ежедневно приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского до 5 тыс. паломников. Паломничество играло и играет важную роль в жизни общества [3, c.12]. 
 
Религиозный туризм в исламе

Религиозный туризм мусульман  имеет ярко выраженную паломническую  составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни  совершить паломничество (хадж) в  священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск  числа паломников мусульман именно во время хаджа, который бывает раз  в году, с меняющимися в зависимости  от лунного календаря датами. Эти  города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.

Ислам зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Слово "ислам" можно перевести  как "покорность богу". Он является самой молодой религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого направления придерживаются большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципы верховности и единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных.. 
Отсутствие культа святых, чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов паломников.

Паломничество - "хадж" является одним из так называемых столпов ислама, то есть основой веры. По меньшей мере, один раз в жизни мусульманин должен отправиться в паломничество в Мекку, к Каабе. Хадж считается большим паломничеством, в тоже время существует понятие «умра», то есть  малое паломничество.

 Мекку и Медину ежегодно посещают около 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей в мире - Харам бейт Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Название "Кааба" происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, размером приблизительно 10-12 м, высотой 15 м. Кааба построена из серого камня с окрестных гор, основание из мраморного фундамента высотой 25 см. Ее четыре угла называются - красный, сирийский, йеменский и черный (так как около него находится "черный камень", к которому паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его). Снаружи святилище Кааба покрыто черным покрывалом (кисеей). Это покрывало ежегодно изготавливается в Египте. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяют на белый чехол. В конце паломнического месяца ее снова облачают в новое черное покрывало, а старое разрезают на куски и продают паломникам, как реликвию. Дверь Каабы находится на высоте 2 м от земли, к ней поднимают лестницу. Внутри три деревянные колонны поддерживают кровлю, множество ламп с надписями, пол выложен мраморными плитами. Камень, на который по преданию становился Авраам, находится во дворе, в небольшом строении. 
Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой расстояние 300 км. Это расстояние паломники обычно преодолевают на самолете или автомобиле. Мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен Пророк Мухаммед. В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал Нур, чтобы посетить пещеру, где великому Пророку Мухаммеду было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат Таур, где он скрывался от преследователей.

Кроме паломнических центров в  Мекке и Медине, исламские паломники  посещают и другие религиозные объекты  в других странах мира. В Иерусалиме находится одна из важнейших святынь ислама - мечеть халифа Омара ("Купол скалы"). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Для мусульман это место важно тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил свое ночное путешествие на небеса.

Некоторые другие важные мусульманские паломнические святыни: 
- в Стамбуле находится Голубая мечеть (бывший Софийский собор); 
- в Дамаске - мечеть Омейядов; 
- в Багдаде - Золотая мечеть; 
- в Каире - мечеть Ибн Тулуна и султана Хасана; 
- в Дели - минарет Кутб Минар и мечеть Кувват уль Ислам [8, c.91].

Религиозный туризм в буддизме

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир  охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн. приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн.

Особенности и история паломничества в  буддизме

Традиции буддийского  паломничества восходят ко времени  жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим  последователям посещать места, где  он родился (Лумбини, Непал), получил  просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия). 
В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив. 
Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Буддийские места в Индии  и Непале могут быть разделены  на пять категорий: 
1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды; 
2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни; 
3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма; 
4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой; 
5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь [8, c.92].

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГ ТУРИЗМА

     (НА   ПРИМЕРЕ РОССИИ)

     § 2.1. Развитие  религиозного туризма в России

В настоящее время паломническим  туризмом в России занимаются несколько десятков организаций: 15-20 монастырей или их специализированные отделы и 10-20 объединенных фирм от нескольких храмов. Самым крупным центром называют московский «Радонеж», активную  туристскую деятельность ведет ООО «Валаамский монастырь». В регионах продвижениям религиозных туров занимаются различные светские фирмы. Но наибольшее развитие паломнический или религиозный туризм получил в Москве и Санкт-Петербурге [15, с.25].

21 сентября  2010г. в Выставочном центре «Крокус-ЭКСПО» в рамках XVI международной туристской выставки  состоялась международная научная конференция, основной темой обсуждения которой стали особенности и перспективы религиозного туризма в России [10].

Религиозный туризм - одно из наиболее динамично развивающихся  в последнее время и перспективных направлений туризма. Основная цель религиозного туризма, как определяют ее участники конференции, -- «стремление приобщить людей, принадлежащих к различным конфессиям, к диалогу и взаимодействию, к смягчению возникающей на религиозной и социальной почве напряженности в обществе». Об этом говорится в итоговой декларации, принятой участниками форума. Там же содержится тезис о принципиальной разнице между религиозным туризмом и паломничеством и необходимости законодательного разграничения этих понятий, на что не раз обращали внимание участники ежегодных паломнических конференций Русской Православной Церкви.

Открывая конференцию в «Крокус-ЭКСПО», архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, также коснулся этой темы. По его словам, паломничество - это «религиозная деятельность», которая сейчас активно возрождается: в РПЦ уже создано более 500 паломнических служб. В паломничество, как правило, отправляются люди воцерковленные, преследуя, в первую очередь, духовные цели. «Почему же Русская Православная Церковь занимается религиозным туризмом?» -- задал вопрос архиепископ и сам же ответил: религиозный туризм имеет серьезный миссионерский потенциал. «Не все настолько воцерковлены, что готовы молиться и наполнять свою жизнь поклонением святыням. Большое количество людей хотело бы отправиться в религиозные места с познавательной целью: познакомиться с историей храмов, монастырей, узнать, что такое монастырская жизнь, как живет Церковь, что такое пост и т.д. - сказал он, подчеркнув, что религиозный туризм может стать ступенькой на пути к паломничеству. Кроме того, религиозный туризм представляет особый интерес в связи с введением во многих регионах России «Основ Православной культуры» - путешествия по местам, связанным с православием, могут стать «практическими занятиями» в рамках этого культурологического курса, отметил архиерей.

Экс-директор Паломнического центра Московского Патриархата, ныне возглавляющий  Международную туристскую академию (МТА) Сергей Житенев представил на конференции аналитический обзор «Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом». Один из авторов обзора, вице-президент МТА Юрий Путрик в своем докладе обратил внимание на социальную значимость религиозного туризма в современной России. По его словам, «в эпоху нестабильности возрастает интерес к более устойчивым моральным субстанциям», что и стало предпосылкой развития религиозного туризма. Поскольку такой вид туризма «снимает социально-психологическое напряжение в обществе», его развитие требует серьезной государственной поддержки, утверждал автор доклада. 
В прозвучавших на конференции докладах затрагивались темы развития религиозного туризма в разных регионах России, в Белоруссии и Болгарии, подготовки кадров для религиозного туризма и другие.  
В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в святые места. Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают  в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира. За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми, они представлены в приложении, в таблице 5[9].

 Большая часть русских храмов и обителей входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти обьекты интересны для экскурсионно-познавательной направленности религиозного туризма, их перечень представлен в приложении, в таблице 6 [10].

Потенциал культурного и  природного наследия, как объектов религиозного туризма, безусловно, велик. На территории России находятся очень много объектов поклонения. В настоящее время большое количество храмов, монастырей и т.д. возрождаются, но все же в глубинках остаются и те, к которым невозможно добраться и разместить туристов.

    § 2.2. Анализ организации религиозных туров по России

О включении святых мест православия, расположенных в России, в современные туристические маршруты говорят руководители епархий РПЦ, и их всецело поддерживает, одобряет и направляет патриарх Кирилл, предостерегая, в то же время, монастыри от автономизации. По мнению сотрудников церкви, при монастырях должны создаваться миссионерско-просветительские центры, чтобы турист мог пообщаться не только с экскурсоводами, но и со священнослужителями.

 Государство также стремится поддерживать развитие религиозного туризма. Так, в сентябре 2009 года Международная туристская академия получила государственный грант в размере 2,5 млн руб., которые она израсходует на создание информационных и методических пособий по религиозному туризму в России [13].

Посещение монастырей России включено в программы турфирм «Соловки-тур» (Соловки), «Лада» (Санкт-Петербург), «Вершина» (Москва), «Магазин путешествий» (Москва), «АльпИндустрияТур» (Екатеринбург), «Славянка» (Иваново),Mistral (Казань) «Турнэ» (Москва),«Сервис-тур» (Великий Новгород) многих других. По оценке гендиректора паломнического центра Московского патриархата Сергея Житенёва, «таких фирм в России около 1000». По его же оценке, до 2 млн российских паломников ежегодно совершают поездки по святым местам. Паломничество за рубеж — в основном на Афон, в Израиль, в Египет и в Турцию — не превышает 30—40 тыс. человек в год.

Информация о работе Организация религиозного туризма