Особенности менеджера турфирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение особенностей таких явлений как набор, отбор и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников ВУЗов, как современных технологий управления персоналом в турорганизациях. Соответственно поставлены следующие задачи:
- теоретическое рассмотрение таких явлений как набор, отбор и адаптация молодых специалистов;
- детальный разбор: анализа содержания работы; источников и методов привлечения молодых специалистов;

Вложенные файлы: 1 файл

особенности менеджера турфирмы.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

В обязанности менеджера  турагентства входит:  

  • прием звонков,
  • консультирование (в том числе по телефону),
  • исследование рынка и подбор тура в соответствии с запросами клиента,
  • взаимодействие с менеджерами из туроператорских компаний,
  • оформление договора с клиентом.  

Некоторые туристические  компании совмещают агентские и  операторские функции. Обычно это небольшие  фирмы, которые изначально создавались  как агентства, но со временем стали  разрабатывать и собственные  продукты.

В мире на долю туризма приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой  торговли услугами (по данным сайта  Федерального агентства по туризму).

Въездной, выездной, внутренний…

Обычно в туристических  компаниях создается три крупных  отдела. Один занимается въездным туризмом – выступает в роли принимающей  стороны, обеспечивая пребывание иностранцев  в России. Второй – внутренним: организует туры для соотечественников в пределах своей страны. Третий – зарубежным (выездной туризм): его менеджеры отправляют желающих на отдых за границу. Первыми двумя направлениями иногда занимаются сотрудники одного (российского) отдела.

Существует и более узкое деление: массовые и индивидуальные туры, детские и молодежные, свадебные и др.

Видов туризма огромное количество и в каждом – своя специфика. Например, менеджер экскурсионного туризма должен уметь подсказать клиенту, что именно можно посмотреть во Франции, а что  – в Японии или Сингапуре. Специалист по оздоровительному отдыху посоветует место, где можно не только отдохнуть, но и полечиться, порекомендует нужную климатическую зону. Менеджеры по экологическим видам туризма  разрабатывают варианты отдыха на природе, позволяющие на время забыть о  городской суете и бешеном  ритме жизни мегаполисов. Спортивный и экстремальный отдых (дельтапланеризм, полеты на парапланах) требует от менеджера не только специальных знаний, но и особой тщательности подготовки программы. Ошибка может стоить клиенту здоровья, а то и жизни. Есть еще рыболовный и охотничий, горнолыжный и круизный, событийный и спортивный, паломнический и даже гастрономический туризм....

В крупных компаниях возможна узкая специализация, но чаще турменеджеры – универсалы, способные организовать как классическую экскурсионную поездку по городам Чехии или Франции, так и эксклюзивный тур для влюбленных с венчанием в Индийском океане на глубине около трех метров. Как говориться, был бы спрос...  
В крупную компанию-туроператор новичку устроится сложно и карьерный рост здесь вряд ли будет стремительным. Можно попасть, например, в отдел бронирования и долгое время заниматься только заказом и оформлением билетов. Когда вы еще дорастете до начальника отдела... Из плюсов – стабильная зарплата, в перспективе – интересная работа над формированием туров, выработка стратегии и т. д. В небольших туристических агентствах свои таланты можно раскрыть быстрее, но начинать путь в профессию придется со скромной должности помощника менеджера или даже курьера. В туристической отрасли ценятся люди, прошедшие все ступеньки карьерного роста.

По словам специалистов, изучить туристический рынок  и понять ценовую политику основных туроператоров можно достаточно быстро. Постепенно вам станут доверять работу посерьезнее. Примерно через год можно рассчитывать на должность менеджера. А это уже непосредственное общение с людьми. Сумеете успешно продавать туры, сохранять спокойствие даже в самых стрессовых ситуациях – можете считать, что доказали свою профпригодность. Руководитель направления (или отдела) – следующая ступень. Это более высокий уровень ответственности. Ваша задача – контролировать работу персонала, помогать менее опытным менеджерам, «разруливать» возможные конфликтные ситуации с клиентами, туроператорами, а иногда и среди сотрудников. Параллельно большинство начальников отделов продолжают продавать туры – к тому времени они обзаводятся постоянными клиентами, которые хотят отправиться на отдых исключительно с помощью «своего» менеджера.

Еще через 2-3 года можно рассчитывать на должность заместителя директора  или даже управляющего директора. Теперь вам предстоит определять стратегию  фирмы, решать, какие направления  наиболее эффективны, с какими операторами  лучше сотрудничать, когда провести очередную рекламную кампанию..

Выше – только создание собственного бизнеса. Или же переход  в более крупную, возможно, компанию-туроператор. Масштаб деятельности там совершенно другой, но и характер работы тоже отличается – это нужно учитывать.  
Негосударственные лидеры.

Сегодня в туриндустрии доля тех, кто не имеет специального образования, все еще составляет около 70%, но работодатели считают, что такое положение  вещей не вечно: им требуются профессиональные кадры. 

Высшее образование в  сфере туризма можно получить в нескольких высших учебных заведениях Москвы. Это тот редкий случай, когда  лидером в подготовке специалистов является негосударственный вуз  – Российская международная академия туризма (РМАТ). Здесь представлен самый широкий спектр специальностей, направлений и специализаций, затрагивающих практически все области туристической деятельности. Академия ведет свою историю еще от Центральных туристских курсов ВЦСПС, созданных в 1969 г.

Менеджеру по туризму необходимо:

– знать законы «О защите прав потребителей», «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации», другие нормативные акты, регулирующие деятельность туркомпаний

– владеть иностранными языками, лучше – несколькими 

– разбираться в тонкостях  бизнеса: маркетинге, менеджменте, бухучете в туризме 

– знать специальные компьютерные программы 

– свободно ориентироваться  в географии курортных зон, иметь  представление об истории и культуре, обычаях местного населения различных  стран мира.

Московская академия туристского  и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР) – тоже вуз с традициями. Она была образована на базе бывших Высших курсов Управления по иностранному туризму, позднее реорганизованных в Институт повышения квалификации. Одним из первых «молодых» негосударственных вузов начал готовить турменеджеров Российский новый университет (РосНоу). Соответствующие специальности появились и в Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС), Университете Натальи Нестеровой, Международном независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ), Столичном институте иностранных языков и др. Обучение там только платное, хотя в некоторых случаях (для медалистов, детей-сирот и т. п.) возможны скидки.

Специализированные факультеты (институты) открыли и некоторые  государственные вузы: Московский государственный университет сервиса(МГУС), Российский университет дружбы народов (РУДН),Государственный университет управления (ГУУ). Здесь качество образования гарантировано статусом вуза, но в большинстве случаев оно все-таки более универсальное, чем в профильных учебных заведениях. Зато есть бюджетные места, правда, их очень мало.  
В чем разница?

Есть четыре специальности, по которым может обучаться будущий  профессионал туристического бизнеса.

«Социально-культурный сервис и туризм». Обучаясь по этой специальности, вы получите глубокие знания в области мировой культуры и искусства, русской и зарубежной литературы, страноведения, изучите различные гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

«Туризм». Изучаются иностранные языки (обычно не менее двух), географические, экономические, управленческие дисциплины – все в приложении к деятельности в туристической индустрии: туристское ресурсоведение, экономика туристского рынка, мотивация потребителя услуг и т. п. Предусматривается большой объем практики в туроператорских компаниях и турагентствах.

«Менеджмент организации». Основной акцент делается на изучении управленческих дисциплин, как общих, так и затрагивающих деятельность туристических фирм: управление персоналом, управление качеством, организационное поведение и пр.

«Экономика и управление на предприятии». Близка предыдущей, но отличается более обширным изучением финансов и экономики.

Две первых специальности  больше подойдут гуманитариям, третья и четвертая предполагают хорошее  знание математики. Это заметят уже абитуриент.

В перечень вступительных  испытаний везде включен русский  язык (или русский язык и литература), почти везде – иностранный. Третьим  испытанием для специальностей «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» может быть география или история. А вот при поступлении на «Менеджмент» или «Экономику и управление...» придется сдавать математику.

В государственные вузы попадают только очень подготовленные абитуриент – конкурс достигает 15 человек на место. Даже на платное отделение нужно сдавать те же экзамены и в той же форме, что на бюджетное. Правда, количество заданий может быть сокращено.

В негосударственных вузах  ситуация несколько проще. Испытания  здесь проходят в виде тестирования или собеседования, и отбор будущих  студентов ведется менее жестко.  
 
                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Если в профильных вузах  особенностям работы в турбизнесе уделяется  внимание уже с первого года обучения, то в остальных спецпредметы начинают изучать только на третьем-четвертом курсах. Поэтому при поступлении стоит обратить внимание на специализации, которые предлагают вузы. Некоторые из них дублируют название специальности – например, «Туризм». Другие нацелены на детальное изучение отдельного аспекта туристического бизнеса: «Экскурсионный менеджмент», «Организация деятельности турфирмы» и т. п.

Значение для будущего трудоустройства имеет уровень  подготовки по иностранным языкам. В туристских вузах их осваивают  в течение всех пяти лет. Иногда есть возможность изучить не один, а  два и более языка: в МГУС, РосНоу и др.

Уже с первого курса  студенты начинают посещать различные  выставки (профильные и непрофильные) и ездить на обзорные экскурсии в  гостиницы. Первую практику они проходят после второго курса: работают в  туроператорских компаниях и  турагентствах курьерами или  секретарями. Старшекурсникам предлагаются обычно более высокие позиции  – помощника менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  2. Беликов М.Ю., Гужин Г.С., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме (Введение в специальность). – Краснодар: Изд – во Кубанского Государственного Университета, 1997.
  3. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства/Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995.
  4. Васькин А.А. Оценка менеджеров: учебно-практическое пособие. – М.: Компания Спутник +, 2000.
  5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: Юрист, 1998.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И., менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Издательство МГУ, 1995.
  7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. Для студентов и аспирантов вузов по спец. "Менеджмент". М,: МГУ, 1995.
  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Банкки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  9. Егоршин А.П. Управление персоналом.- Новгород: НИМБ, 1997.
  10. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность.-М.: "Нолидж", 1996.
  11. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М,: Высшая школа, 1999.
  12. Плешнин И.Ю. Управление персоналом. – М.: Юрист, 1995.
  13. Сымыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.- Р-н-Д.: "Феникс", 1997.
  14. Шекшня С.В. Управление персоналом современнойорганизации. Учебно практическое пособие. Изд.4-е, перераб. И доп. (Серия "Библиотека журнала "Управление персоналом") – М.:ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.
  15. Храбовченко В.В. Управление персонала в туризме и гостеприимстве. – Краснодар. Издательство Кубанского Государственного Университета, 1999.
  16. Internet
  17. http//www.smesupport.leontief.ru/recruitment

 

 

 


Информация о работе Особенности менеджера турфирмы