Особенности развития туризма в малых исторических городах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 05:40, курсовая работа

Краткое описание

Многим россиянам со средним доходом и выше известно, что отдых за границей – это не только престижно, но еще и комфортно. Большие отели с бассейнами, приятный сервис и относительная ценовая доступность давно сделали отдых в курортных странах желанным для наших сограждан. Но дело не только в отелях и бассейнах, заграница – это возможность познакомиться с историей и культурой других народов и стран. Памятники культуры там обычно очень бережно охраняются и возрождаются, делаясь доступными для всех желающих с ними ознакомиться.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия текст.docx

— 5.79 Мб (Скачать файл)

Хороший сервис в малых городах так же является не очень конкурентноспособным в плене ценообразования. В нашем исследовании мы наблюдали большой разброс цен между предложениями классов высшего и низшего и почти не было предложений для среднего класса. Так, к примеру, поездка в Углич может обойтись в 40 дол. [16], так и в 202 дол.[17].

 

2.2 Анализ мировой практики в сфере решений проблем внутреннего и въездного туризма

Ни для кого не секрет, что существует несколько тактик улучшения состояния той или иной отрасли, одной из наиболее распространенной из которых является перенятие более успешного опыта из другой отрасли либо из другого региона. Не исключением является и туристическая отрасль. Помимо тех проблем, которые были перечислены в п 1.2. настоящей главы, существуют так же глобальные проблемы, решить которые под силу только методами государственного регулирования.

По данным Федерального агентства по туризму, мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках.

Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:

  • появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
  • достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

  • попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
  • осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
  • предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
  • обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт.

Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой. Несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн.евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиеся развивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих стран на мировом рынке, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

  • повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
  • обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
  • повышение роли государственной политики в сфере туризма;
  • усиление роли государственно-частных партнерств;
  • необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

 

2.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России

Как показали предыдущие исследования, туристический потенциал малых исторических городов необычайно велик. Однако отсутствие информации и о большинстве из них (тех, что не входят в Ассоциацию малых исторических городов России), слабо развитая туристическая инфраструктура, сводит на нет всю их историческую ценность. Поэтому в настоящем пункте мы постараемся дать объективные рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.

Анализ российского и зарубежного законодательства в сфере туризма позволяет выявить положения, которые в российских нормативных актах, регулирующих туристскую деятельность, ранее не рассматривались, а именно: создание системы гарантий выполнения туристской программы, разработка квалификационных требований для профессиональных туристских кадров и включение их в нормативы лицензирования туристских фирм, разработка положения об ответственности за недостоверность рекламы туристских услуг.

Важной задачей государственного регулирования является упорядочение отношений собственности в сфере туристских услуг. Следует отметить приоритетность частной формы собственности в развитии регионального туризма. Именно малое и среднее предпринимательство ориентировано на оптимизированное использование имеющихся ресурсов, высокую степень ответственности гос.власти за эксплуатацию туристских возможностей территории.

Государственные предприятия, как правило, оказываются менее прибыльны, чем частные, имеют более низкую эффективность, обладают слабой восприимчивостью к инновациям и неоправданно большим управленческим аппаратом. Т.е. необходимо налаживать систему, где роль государства сводится к развитию социальной и институциональной инфраструктуры туризма.

Необходимо, чтобы государство, создало стимулирующие условия для частного бизнеса, что позволит без существенных финансовых затрат добивается двоякой цели: роста экономики и доходной части бюджета, с одной стороны, и развития регионального туризма и его инфраструктуры - с другой. Хотя, в целом, эта тенденция уже была нами замечена как осуществляемая на государственном уровне.

Многими исследователями особо важным для регионального туризма признается его программно-целевое развитие. При этом отмечается приоритетность государственной налоговой, кредитной и финансовой поддержки туристского предпринимательства, связанной с вложением значительных государственных средств (кредитные льготы, субсидии, освобождение от налогов, пошлин и т.д.). Сегодня, согласно Крутику А.Б., вполне можно сделать вывод о нецелесообразности применения таких убыточных форм поддержки в современных российских условиях.

Согласно В.Ю.Островской, ведущая роль должна принадлежать более эффективным экономическим формам государственной поддержки, в частности налоговым кредитам, налоговому и таможенному льготированию, организации целевых инвестиционных фондов, государственным гарантиям по кредитам и лизинговым операциям, а также льготному арендному использованию государственной собственности.

Структурные перемены в современной отечественной экономике позволяет говорить о необходимости кардинальной структурной перестройки регионального туризма в малых исторических городах, в первую очередь, путем изменения приоритетов - перехода от исключительной ориентации на элитарный туризм к развитию массовых видов туризма.

Исследование туристской индустрии и рынка туруслуг и предпочтений потребителей позволило выявить приоритеты в развитии регионального туризма по видам и формам реализации туристских услуг. Мы решили систематизировать полученные в рамках настоящего исследования данные и представить их и рекомендации в виде таблицы (ПРИЛОЖНЕНИЕ 1).

В целом, в этой таблице описываются способы решения проблем, выявленных в ходе исследовании, решение которых позволит отечественному туризму стать более развитым и позволили малым историческим городам улучшить свое материальное положение.

Основные предложения по развитию регионального туризма со стороны государства ориентированы, прежде всего, на:

  • Развитие социальных программ в туризме в малых исторических городах, развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовых программ (событийный туризм);
  • Стимулирование развития инфраструктуры туризма и туристских услуг в малых исторических городах;
  • Поддержку материально-технической базы туризма в малых исторических городах;
  • Реставрацию и ремонт культурно-исторических памятников в малых исторических городах;
  • Развитие туристской бизнес-среды (сотрудничество с научными организациями, стимулирование туристского бизнеса в малых городах и районах) в малых исторических городах;
  • Организацию информационной поддержки туристских объектов

регионального значения в малых исторических городах;

  • Развитие объединений и ассоциаций предпринимателей в туризме и его инфраструктуре в малых исторических городах.

Эффективное взаимодействие субъектов сферы туристских услуг с органами регионального и местного управления является необходимым условием оптимального развитие регионального туризма.

Необходимым также является развитие новых форм взаимодействия частных фирм и государственных структур в туризме, направленных на:

  • организацию новых форм и видов туристского обслуживания;
  • формирование органами государственного регионального управления конкурса частных инвестиционных туристских проектов, которые позволят использовать преимущества государственной поддержки субъектам туристского бизнеса, особенно на начальном этапе;
  • разработку государственных целевых программ по развитию туризма с совместным участием государственного и предпринимательского капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ГОРОДОВ                 КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

3.1 Проблемы и перспективы развития туризма в малых городах Красноярского края

По словам президента краевого Союза товаропроизводителей, предпринимателя Валерия Сергиенко малые города - это мощный потенциал развития Красноярского края. Здесь живёт более трети населения региона. В них сосредоточен серьёзный производственный комплекс.

Но при всём этом малые города края не живут, а выживают. Колоссальная безработица, низкая заработная плата, разбитые дороги и ветшающая социальная инфраструктура - таковы последствия увлечения руководства региона инвестиционными мегапроектами, которые ничего не принесли большинству населения края, кроме временных заработков и разбитых семей.

Это преступная политика, и её нужно прекратить. Пора использовать настоящее богатство региона - его людей, ведь именно ради их блага и должна работать реальная власть.

Ситуация продолжает ухудшаться. Минрегионразвития РФ опубликовал список наиболее проблемных моногородов. В него попали сразу пять малых городов Красноярского края. По оценкам власти, есть серьёзные риски дальнейшего ухудшения социально-экономического положения. Причём это относительно благополучные Железногорск, Лесосибирск, Бородино, Зеленогорск и Норильск. Власти прогнозируют этим муниципальным образованиям серьёзное сокращение персонала в градообразующих организациях. Урезание составит порядка трёх процентов среднесписочной численности работников. В итоге уровень регистрируемой безработицы в муниципальном образовании превышает средний по стране.

Информация о работе Особенности развития туризма в малых исторических городах России