СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика гостиницы «Октябрьская»
2. Организационная структура управления
3. Анализ потребителей
Вывод
Приложение
Литература
Введение
Гостеприимство - одно из фундаментальных
понятий человеческой цивилизации, и в
настоящее время под воздействием научно-технического
процесса превратилось в мощную индустрию,
объединяющую различные сферы деятельности,
в которой работают профессионалы, создавая
уют и комфорт на благо людей.
Гостиничная индустрия как вид экономической
деятельности включает предоставление
потребителям услуг по размещению и организацию
за соответствующее вознаграждение преимущественно
краткосрочного проживания в гостиницах,
кемпингах, мотелях, общежитиях и т. д.
Целью написания отчета по практике является
изучение и анализ деятельности гостиницы
"Октябрьская".
В ходе написания работы передо мной
ставились следующие
задачи:
-проанализировать деятельность гостиницы
"Октябрьская" города Волгограда
на основе проведения анализа характеристики,
организационной структуры управления
и анализа потребителей;
-рассказать о своих функциональных обязанностях
во время прохождения практики в гостинице
"Октябрьская" в качестве горничной;
- Общая характеристика гостиницы «Октябрьская»
- Гостиница «Октябрьская» была построена в 1977г. и предназначена
для предоставления основных и дополнительных
услуг. Гостиница «Октябрьская» расположена в центральном районе города
Волгограда. Гостиница расположена по
адресу ул. Коммунистическая, д. 5а. Телефон
для бронирования: +7 (8442) 33-18-41, 33-18-36 сайт
WWW: http://www.hotel-oktyabr.ru/ . Рядом с гостиницей находятся кинотеатр «Победа», железнодорожный вокзал, автовокзал,
Волгоградский государственный цирк,
Новый экспериментальный театр, городской
парк культуры и отдыха, ресторан, поэтому
расположение гостиницы считается выгодным.
В непосредственной близости находятся
основные маршруты городского транспорта,
музеи, центральный универмаг, областная
и городская администрации, площадь Павших
борцов, Центральная набережная, другие
общественные и культурные объекты. (рис.1.1).
-
- Рис. 1.1. Гостиница «Октябрьская»
- Гостиница «Октябрьская» представляет собой четырехэтажное здание.
На первом этаже здания располагаются
административные помещения, служба приема
и размещения, а также ресторан. Гостиничные
номера расположены на втором - четвертом
этажах.
- Организационно-правовая форма гостиничного предприятия - общество с ограниченной ответственностью. В настоящее время на рынке гостиничных услуг организационно-правовая форма предприятия типа общества с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной.
- Целью создания гостиницы является оказание услуг гостиничного комплекса и получение прибыли. Основными видами деятельности гостиницы «Октябрьская» являются:
- оказание услуг гостиничного комплекса по временному проживанию;
- предоставление услуг питания.
- оказание проживающим в гостиничном комплексе услуг банно-прачечного хозяйства;
- оказание услуг по охране автотранспорта, принадлежащего проживающим;
- Гостиница «Октябрьская» а так же предоставляет клиентам дополнительные
услуги как:
- услуги размещения;
- обеспечение клиентов питанием;
- услуги пункта обмена валюты;
- заказ авиа и железнодорожных билетов;
- услуги охраняемой автостоянки;
- вызов такси;
- услуги прачечной, мелкий ремонт
- бизнес-центр, факс;
- конференц-зал на 100 человек
- прокат аудиотехники
- продажа газет и журналов
- хранение ручной клади и громоздких вещей.
- Номерной фонд представлен 79 номерами на 111мест: из них 5 двухместных однокомнатных номеров
эконом-класса, 19 двухместных однокомнатных
номеров, 39 одноместных однокомнатных
номеров, 8 улучшенных, 2 двухкомнатных
полулюкса и 6 трехкомнатных люксов. Большинство
номеров гостиницы оборудованы цветным
телевизором и холодильником, санузлом
оснащены все номера. Люксы и полулюксы
оборудованы ванной, остальные номера
- душем. Также в номерах класса люкс и
полулюкс установлена система кондиционирования
воздуха.
- Гостиница предлагает услуги размещения различных ценовых категорий. Стоимость номеров варьируется от 950 до 3500 руб. за сутки. Средняя стоимость номера составляет около 1500 - 2000 руб. за сутки. На стоимость номера оказывают влияние следующие факторы: категория предоставляемого номера; месторасположение номера. Существует также система скидок в зависимости от количества гостей в группе. В стоимость проживания включен завтрак в ресторане на первом этаже гостиницы, стоимость которого состоит: 90 руб с человека
- Гостиница осуществляет предоставление услуг по договорам с организациями, фирмами, предприятиями по заявкам на размещение, а также по свободному поселению при наличии свободных мест. Гостиница предоставляет свои услуги гражданам России и СНГ, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Граждане ближнего зарубежья заселяются в гостиницу при предъявлении национального паспорта и миграционной карты. При заселении иностранных граждан администратор или портье обязан заполнить данные статистической отчетности с указанием фамилии, имени, номера визы, срока действия визы, цели поездки и страны проживания. При оформлении проживания в гостинице гость обязан ознакомиться с порядком проживания в гостинице, правилами противопожарной безопасности, правилами пользования электроприборами. Оформление гостей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее, производится круглосуточно. Загружаемость гостиницы за год средняя.
- 2. Организационная структура управления
- Успешное функционирование любого предприятия наряду с качественным подбором кадрового персонала
во многом определяется эффективностью
его организационного обеспечения.
- Полномочия и обязанности генерального директора гостиницы "Октябрьская"
состоят из огромного числа задач:
- 1. Организует работу и обеспечивает
экономическую эффективность деятельности
гостиницы;
- 2. Направляет работу персонала
и служб гостиницы на обеспечение сохранности
и содержания в исправном состоянии помещений
и имущества в соответствии с правилами
и нормами эксплуатации.
- 3. Обеспечивает ведение и своевременное
предоставление установленной отчетности
о результатах хозяйственно-финансовой
деятельности гостиницы, уплате налогов
и сборов.
- 4. Ведет контроль за качеством
обслуживания клиентов.
- 5. Обеспечивает рентабельное
ведение гостиничного хозяйства, своевременное
и качественное предоставление проживающим
комплекса услуг.
- 6. Принимает меры по обеспечению
гостиницы квалифицированным персоналом.
- 7. Определяет общие направления
политики гостиницы в рамках поставленных
целей и задач. В том числе проведение
финансовой политики, к которой могут
быть отнесены вопросы: определение лимитов
расходов на содержание персонала, предельных
ассигнований на административные и хозяйственные
нужды.
- 8. Решает вопросы закупочной
политики, в частности ориентацию на определенных
поставщиков. Генеральный директор вправе
определить круг поставщиков, деловые
отношения с которыми ООО "Октябрьская"
будет поддерживать в первую очередь.
- 9. Генеральный директор, также
вправе решать, какая система расчетов
с клиентами наиболее предпочтительна,
какие кредитные карточки будут приниматься
в первую очередь и т.п.
- Рассмотрим функции основных служб:
- Служба приема и размещения - это первая служба, с которой сталкивается
гость. И поэтому хорошая организация
работы данной службы имеет важное значение,
так как от того, как примут гостя в этой
службе зависит какое у него сложится
первое впечатление о гостинице.
- Основными функциями службы приема являются: бронирование мест в гостинице, регистрация и размещение туристов, оформление расчетов при выезде гостя, предоставление различной справочной информации.
- Должностные обязанности работников службы приема, а также навыки и знания, требуемые для их выполнения, определены профессиональным стандартом.
- Служба приема работает 24 часа. В начале рабочей смены, администратор должен просмотреть журнал с записями предыдущей смены. В этот журнал записывается информация о том, что произошло за смену, о потребностях гостей, обратившихся в службу в этот период времени, но не удовлетворенных по каким-либо причинам. Перед началом работы необходимо также просмотреть информацию о наличии свободных мест и заявки на текущие сутки. Администратор ведет учет использования номеров гостиницы.
- Служба приема и размещения должна обеспечивать максимальную загрузку гостиницы, не допуская необоснованных простоев.
- При регистрации и оформлении выезда производятся расчеты за проживание в гостинице и дополнительные услуги. При выписке проверяют счет гостя, уточняют все его расходы за время проживания и принимают оплату. Очень важен контроль за выездом, чтобы не допустить отъезда гостей, которые не заплатили по счету.
- Портье отвечает за хранение и выдачу ключей от номеров проживающим при предъявлении визитной карточки. Кроме того, в службу приема и размещения часто обращаются гости, чтобы получить какую-либо услугу.
- Кассиры, контролируют своевременную оплату всех видов услуг, получают оплату за проживание при наличном расчете и составляет кассовые отчеты для бухгалтерии.
- Работники паспортного стола проверяют данные паспорта, правильность их занесения в регистрационную карточку, контролирует сроки действия виз.
- Служба управления номерным фондом осуществляет контроль над
номерным фондом гостиницы, ведя картотеку
по занятости номеров и наличию свободных
мест, и выполняет функции информационного
центра. Информация через службу портье
движется в двух направлениях к гостям
(если речь идет об информировании о видах
обслуживания, предоставляемых гостиницей,
о местных достопримечательностях, о работе
городского транспорта и др.) и в различные
подразделения гостиничного предприятия
(о потребностях клиентов).
- Лицо, возглавляющее службу, несет ответственность за работу персонала по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях гостиницы. Старшая же горничная получает задание и распределяет его выполнение среди подчиненных, одновременно выполняя административные функции, возложенные на нее исполнительным директором.
- Служба общественного питания – обеспечивает обслуживание
гостей предприятия в ресторанах и барах
гостиницы, решает вопросы по организации
и обслуживанию банкетов, презентаций
и т.д.
- Руководитель службы общественного питания составляет меню, обеспечивает доставку необходимых исходных продуктов, распределяет по участкам обслуживающий персонал, контролирует качество готовой продукции и обслуживания, соблюдая при этом разумный режим экономии.
- Ресторан как подразделение общественного питания обслуживает гостей согласно меню, которое является основой любой ресторанной концепции, независимо к какому типу данное предприятие питания относится. Большую роль при этом играет профессионализм метрдотелей и официантов, находящихся в непосредственном контакте с клиентами.
- Отдел кадров непосредственно не работает
с клиентами, не проводит предварительную
переписку и переговоры с будущими клиентами,
однако играет важную роль в обеспечении
эффективной деятельности гостиницы.
В обязанности этого подразделения входит
ведение личных дел всех сотрудников гостиницы.
Обычно служба имеет три подразделения:
набора работников, подразделение заработной
платы и других вознаграждений, подготовки
и переподготовки.
- Служба бухгалтерского учета тесно связана и с линейными
службами и с персоналом всей гостиницы.
Функции данной службы: осуществление
разных денежных переводов, подготовка
различных финансовых отчетов от кассиров
каждой торговой точки предприятия, включая
службу питания, службу портье, сувенирные
киоски и своевременное информирование
руководства о финансовых результатах
деятельности отеля, а также выплата работникам
жалованья, получение других разных счетов
и выплат по ним, контроль и учет издержек.
- Отдел информационных технологий осуществляет функции по
техническому оснащению всех отделов
и подразделений гостиницы. Следит за
состоянием электронно-вычислительной
техники. Ведет настройку компьютеров
для работы сотрудников. Обеспечивает
общую защиту информационных систем гостиницы.
- Административно-хозяйственная (поэтажная) служба включает в себя все службы
по поддержанию чистоты и порядка в ООО
"Октябрьская". Уборка номерного
фонда, коридоров, холлов, мест отдыха
и т.д. Также он следит за своевременной
заменой постельного белья и принадлежностей.
В ее состав входит прачечная и химчистка.
- Для успешной работы гостиничного предприятия, предоставления комплекса основных и дополнительных услуг гостиницы должны располагать необходимым для эксплуатации оборудованием и инвентарем (мебель, посуда, постельные принадлежности, ковровые изделия, моющие средства и т.д.), а также иметь в своем распоряжении такие средства эксплуатации, которые могут обеспечить определенный комплекс коммунальных услуг, обязательный для обслуживания проживающих в отеле (отопление, освещение, водоснабжение). Следовательно, в процессе своего функционирования гостинице требуется целый комплекс материальных и технических средств, а также такие ресурсы, как топливо, вода и электроэнергия. Успешное решение этих вопросов призвана обеспечить служба материально-технического обеспечения в гостинице, которая занимается расчетом потребностей гостиницы в различных материалах, а также определяет источники их покрытия.
- Служба маркетинга – главная задача этой службы
– повышение загрузки гостиницы. Основные
задачи этой службы: определение сегмента,
на котором гостиница сможет иметь наибольший
успех, определение методов привлечения
клиента, определение ценовой политики
гостиницы.
- Административно-финансовая служба отвечает за организацию
управления всеми службами гостиничного
комплекса, решает финансовые вопросы,
вопросы кадрового обеспечения, занимается
созданием и поддержанием необходимых
условий труда для персонала гостиницы,
контролирует соблюдение установленных
норм и правил по охране труда, технике
безопасности, противопожарной и экологической
безопасности.
- Инженерная служба отвечает за поддержание
сложных систем в рабочем состоянии и
их ремонта. Эти системы или их части в
большинстве случаев оказываются в распоряжении
широкого круга людей: от работников гостиницы
до гостей. Администрация гостиницы не
имеет или почти не имеет контроля над
тем, как гости пользуются находящимся
в номерах оборудованием, за бесперебойную
работу которого инженерный отдел несет
прямую ответственность.
- Служба безопасности. Личная безопасность гостей
и гарантированная сохранность их собственности
– важный аспект в работе любой гостиницы.
Служащие обязаны по закону принимать
все необходимые меры предосторожности,
чтобы защитить гостей от грабежа, мошенничества,
насилия и прочих преступлений против
личности. Они несут ответственность за
ущерб, нанесенный гостям за время их проживания
в гостинице.
- 3. Анализ потребителей
- Понимание потребителей предоставляет предприятию следующие возможности:
- Прогнозировать потребности клиентов;
- Выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
- Приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
- Понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении услуг;
- Вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы его наиболее эффективного комплекса;
- Создавать систему обратной связи с потребителями товаров и услуг.
- Основным сегментом потребителей услуг гостиницы «Октябрьская» являются звезды современной
эстрады, артисты, актеры, приезжающие
на гастроли в г. Волгоград, а также деловые
люди, посещающие город в целях ведения
бизнеса. Как правило, данная категория
потребителей размещается в номерах категории
люкс и полулюкс. Это люди, которые ценят
комфорт и качество предоставляемых услуг.
Кроме основных услуг, они нуждаются в
дополнительных услугах, неотъемлемо
связанных с их привычным образом жизни.
К таким услугам можно отнести услуги
по проведению досуга – услуги спортивно-оздоровительного
центра, бизнес-центра, конференц-зала,
парикмахерской, прачечной, заказа и бронирования
авиа и железнодорожных билетов, хранения
вещей.
- Анализ потребителей гостиницы «Октябрьская» был проведен посредством
анкетирования клиентов, включающее в
себя несколько этапов:
- 1 этап – на сбор информации
у гостиничного персонала о предпочтениях
гостей: категории номеров, цена на номер,
средняя продолжительность проживания,
цель поездки (конференции, деловые поездки,
туризм и т.д.). На этом этапе были использованы
дополнительные источники вторичной информации
– журнал регистрации, в котором содержатся
сведения о клиентах (фамилия, имя, адрес,
дата прибытия и убытия, номера занимаемых
комнат и т.д.); картотека клиентов, в которой
содержатся данные о всех постояльцах
гостиницы за последние 12 месяцев. В нее
помимо формальных данных вносятся сведения
о предпочтениях клиентов относительно
категории номеров, о предпочтениях относительно
предоставления дополнительных услуг,
количество предыдущих посещений и подробности,
связанные с пребыванием в гостинице.
- 2 этап – размещение в номерах
гостиницы анкет. Данное мероприятие предназначено
для определения степени удовлетворенности
туристов и клиентов гостиницы условиями
проживания и обслуживанием. Специфика
подобного анкетирования заключается
в том, что его результаты хотя и не несут
в себе обширную и глубокую информацию,
но обеспечивают базу для выявления определенных
тенденций в уровне обслуживания и его
соответствия требованиям потребителей.
- В 2009г. сотрудниками гостиницы было опрошено 832 человека. В результате проводимого опроса были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3 по таким значимым критериям, как возраст, контингент гостей, продолжительность проживания, категории номеров, в которых размещаются клиенты; предпочтения и пожелания клиентов.
- Таблица 3
- Сегментация потребителей гостиницы «Октябрьская»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Продолжительность проживания, сутки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- расширение ассортимента услуг
|
|
|
- повышение качества обслуживания
|
|
|
|
|
|
- Из таблицы 3 видно, что основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера улучшенной категории и категории полулюкс. Предпочтениями и пожеланиями гостей являются: расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номеров.
- Проиллюстрирует анализ потребителей на рис. 2. и рис. 3.
-
- Рис. 2. Сегментация потребителей по критерию категории номеров
-
- Рис. 3. Сегментация потребителей по критерию предпочтений и пожеланий гостей
- Таким образом, по данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории полулюкс и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Октябрьская» необходимо предпринять меры
по разработке стратегии, позволяющей
удовлетворить пожелания клиентов, что
в свою очередь позволит статус предприятия
на рынке гостиничных услуг г. Волгограда.
- Вывод
- Гостиница «Октябрьская» функционирует на рынке гостиничных
услуг г. Волгограда и является одной из
крупных предприятий гостиничного сервиса.
В настоящее время в гостинице имеется
79 номеров различных категорий. Общее
количество мест составляет 111. Гостиница
предлагает услуги размещения различных
ценовых категорий. Также гостям г. Волгограда
оказываются дополнительные услуги, которые
удовлетворяют их потребности.
- Успешное функционирование гостиницы "Октябрьская" наряду с качественным подбором кадрового персонала во многом определяется эффективностью его организационного обеспечения. Оптимальная организационная структура управления создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
- Основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера улучшенной категории и категории полулюкс. По данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории полулюкс и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания, модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Октябрьская» необходимо предпринять меры
по разработке стратегии, позволяющей
удовлетворить пожелания клиентов, что
в свою очередь позволит статус предприятия
на рынке гостиничных услуг г. Волгограда.
- Приложение
- Во время прохождения практики в ООО гостинице «Октябрьская» в должности горничная, в
мои функциональные обязанности входило:
- -уборка и содержание в чистоте
жилых номеров гостиниц, общежитий, санузлов
и других закрепленных помещений;
- -смена постельного белья
и полотенец после каждого выезда проживающего;
- -при продолжительном проживании
- уборка постелей в сроки, предусмотренные
"Правилами пользования и внутреннего
распорядка в коммунальных гостиницах";
- -приемка белья от проживающих
при выезде из номеров;
- -при обнаружении порчи имущества
и оборудования проживающими - сообщение
старшей горничной или дежурному по этажу;
- -принятие заказов от проживающих
на бытовые услуги и обеспечение их своевременного
выполнения;
- -соблюдение правил техники
безопасности;
- Литература
- Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. – 256с.
- Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Перевод с английского. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 254с.
- Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Academia, 2003. – 185с.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999г. – 512с.
- Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: «Талр», 2001. – 256с.
- Некифоров А.Д. Гостиничный бизнес // Туризм и отдых. – 2003. – № 1. – 15с.
- Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика, 2000. – 142с.
- Савицкая Г. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688с.
- Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе Учебное пособие. М.: Юристъ, 2001. – 227с.
- Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. – М: Альфа - М; ИНФРА – М, 2006. – 304с.
- Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Перспектива, 1996г. – 405с.
- Ходарков Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. – М.: ЭКМОС, 2001. – 221с.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1995г. – 176с.