Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 11:49, реферат
Целенаправленно гостиничному бизнесу в Казахстане посвящена лишь работа Р.А.Раевой. Однако ни в этой работе, ни в других исследованиях, посвященных развитию туризма в Казахстане, не получил освещение весь комплекс проблем повышения конкурентоспособности и эффективности организации процессов управления национальным гостиничным бизнесом как элементом развития комплексной национальной сферы услуг и способом расширения внешнеэкономической и интеграционной деятельности Казахстана, основанных на изучении достижения мировых стандартов качества управления гостиничным бизнесом в стране и освоении передовых зарубежных методов хозяйствования в данной сфере.
ВВЕДЕНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ РАЗВМТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гостиничный бизнес в Алматы был и остается высокорентабельным. В сектор гостиничных комплексов выгодно вкладывать инвестиции. Но, несмотря на растущее число звездных отелей, дефицит гостиничных номеров остается актуальным, и только два алматинских отеля входят в международные гостиничные цепи и имеют статус пятизвездочных.
Отличительной особенностью казахстанского
туризма является «экспорт туристов».
Об этом позволяют судить данные о деятельности
туристических фирм в РК, так в 2009 году за границу было отправлено по
тур визам 205,6 тыс. человек, тогда как въехало
– только 31,3 тыс. человек.
Наиболее часто Казахстан посещают жители
России, Германии и Турции – это каждый
8-10ый турист. Высока также доля туристов
из таких стран как США, Великобритания,
Италия, Китай, Польша и Индия.
Количество обслуженных посетителей местами размещения.
2009 год |
2010* год 2012* год |
2011* год | |||||||||||||||||
январь-март |
январь-июнь |
январь-сентябрь |
январь-декабрь |
январь-март |
январь-июнь |
январь-сентябрь |
январь-декабрь |
январь-март |
январь-июнь |
январь-сентябрь |
январь-декабрь | ||||||||
Республика Казахстан |
347 670 |
715 141 |
1 126 588 |
1 544 506 |
507 101 |
1 145 434 |
1 916 297 |
2 548 868 |
563 561 |
1 282 927 |
2 124 107 |
2 845 832 | |||||||
Акмолинская |
9 265 |
20 241 |
35 357 |
50 693 |
21 885 |
54 700 |
98 922 |
130 227 |
29 748 |
73 296 |
130 379 |
162790 | |||||||
Актюбинская |
9 504 |
18 659 |
28 845 |
40 514 |
12 665 |
29 129 |
44 666 |
62 028 |
15 888 |
38 338 |
62 085 |
87879 | |||||||
Алматинская |
11 674 |
21 447 |
38 252 |
66 109 |
26 696 |
65 823 |
130 141 |
152 440 |
22 664 |
59 917 |
99 511 |
135598 | |||||||
Атырауская |
67 119 |
124 729 |
184 828 |
248 610 |
76 491 |
152 433 |
230 337 |
298 901 |
65 477 |
112 896 |
153 839 |
213579 | |||||||
Западно-Казахстанская |
7 821 |
14 457 |
20 219 |
26 276 |
10 456 |
23 814 |
42 565 |
54 011 |
11 752 |
24 498 |
39 128 |
52882 | |||||||
Жамбылская |
7 716 |
15 593 |
23 680 |
30 472 |
11 290 |
26 190 |
40 879 |
54 588 |
14 601 |
30 173 |
47 040 |
63603 | |||||||
Карагандинская |
16 654 |
40 006 |
69 018 |
90 332 |
40 687 |
88 723 |
147 081 |
200 667 |
38 335 |
95 031 |
160 000 |
222384 | |||||||
Костанайская |
5 522 |
12 329 |
19 148 |
29 062 |
14 521 |
37 242 |
61 294 |
88 387 |
27 127 |
61 158 |
97 586 |
124014 | |||||||
Кызылординская |
2 541 |
5 119 |
7 522 |
12 844 |
5 501 |
14 206 |
22 153 |
32 080 |
5 764 |
13 284 |
21 237 |
30251 | |||||||
Мангистауская |
24 456 |
52 602 |
92 683 |
125 596 |
35 236 |
76 338 |
121 394 |
157 517 |
25 600 |
61 546 |
109 369 |
146633 | |||||||
Южно-Казахстанская |
11 192 |
26 130 |
40 969 |
57 429 |
20 637 |
45 507 |
68 927 |
92 648 |
16 914 |
39 464 |
61 781 |
80990 | |||||||
Павлодарская |
10 762 |
25 151 |
49 001 |
61 058 |
12 374 |
35 223 |
66 854 |
85 224 |
15 998 |
43 842 |
80 216 |
102488 | |||||||
Северо-Казахстанская |
4 996 |
7 820 |
11 059 |
10 790 |
9 527 |
22 900 |
38 549 |
52 232 |
11 323 |
24 519 |
40 486 |
52049 | |||||||
Восточно-Казахстанская |
22 076 |
560 020 |
95 381 |
118 749 |
37 895 |
103 805 |
235 264 |
287 788 |
43 146 |
128 408 |
284 141 |
355613 | |||||||
г.Астана |
61 374 |
114 615 |
162 935 |
239 136 |
97 087 |
202 854 |
302 154 |
422 488 |
119 457 |
254 566 |
379 021 |
512825 | |||||||
г.Алматы |
74 998 |
166 223 |
247 691 |
336 836 |
74 153 |
166 547 |
265 117 |
377 642 |
99 767 |
221 991 |
358 288 |
502254 | |||||||
* с учетом индивидуальных предпринимателей, занимающихся размещением посетителей |
Посещение РК иностранными гражданами
осуществляется из деловых и профессиональных
целей – верно в 94% случаях из ста, тогда как при внутреннем туризме (среди
казахстанцев, ездящих по республике)
преобладают деловые поездки и посещение
родственников/знакомых.
Ряд исследований показывает, что посетители
гостиниц весьма положительно относятся
к сервису и возможности получения дополнительных
услуг. В частности, это
- Встреча гостей в аэропорту,
пользование медицинской
- Среди дополнительных бизнес-
Развитие гостинично-туристского комплекса Казахстана требует значительных инвестиций. Многие же базы отдыха выкуплены либо взяты в долгосрочную аренду частными лицами, которые развиваются каждый по себе в отдельности. Продуманной единой политики развития достопримечательностей страны на сегодня нет.
Сегодня индустрия гостеприимства (включая туризм, отельный и ресторанный бизнес) развивается динамичнее других отраслей мировой экономики. По мнению аналитиков, к 2020 году туризм станет самым крупным бизнесом в мире, что соответственно приведет к росту числа рабочих мест и возможности сделать карьеру в этой сфере.
Статистика утверждает, что благодаря туризму живут и процветают такие города как, Париж, Нью-Йорк, Лондон. За благосклонность «Его Величества Туриста» борются уже не отдельные турфирмы, а целые государства. По сведениям Всемирной туристской организации, (полноправным членом которой Казахстан стал в 1993 году), доля стран, где туризм входит в пятерку ведущих статей экспорта, достигает в настоящий момент 83%. В то же время, 38% приходится на государства, в которых туризм является главным источником валютных поступлений. Так, доход от одного иностранного туриста эквивалентен экспорту 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонн высокосортной пшеницы. На деньги одного туриста (а оставляет каждый въезжающий не менее $1000) можно создать от 5 до 9 рабочих мест.
На сегодняшний день отечественный рынок может предложить потенциальным клиентам многообразие средств размещения, будь это коллективные, индивидуальные или специализированные. Что касается специализированных, то речь идет о ротелях, кемпингах, ботелях и флотелях-данные средства размещения почти внедрены на отечественный рынок и, как все новое и экзотичное вызывают неподдельный интерес.
В Казахстане ежемесячно регистрируются и открываются до десяти-пятнадцати средств размещения различной категории. Гостиничный бизнес развивается, обретая новые качественные черты и новые импульсы своего развития, существенно расширив «поле» и «правила игры» в экономике переходного периода. В гостиничный бизнес влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.
Но кроме количества, речь должна идти, прежде всего, о качестве услуг, о качестве сервиса, которые предлагают наши гостиницы. К сожалению, многие предприниматели, организовав индивидуальные или коллективные предприятия «считают», что тем больше услуг дополнительных может предложить гостиница, тем лучше. В этом бизнесе действует «лучше меньше да лучше». Умение грамотно, а главное, эффективно организовать гостиничный бизнес-это тонкое искусство, в котором полагаться только на небольшой опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже не достаточно. Со всех сторон возрастает конкуренция, которая беспощадна к неопытным работникам. Что касается работников, то есть обслуживающего персонала мы знаем, что «лицо персонала это лицо гостиницы». Кроме того, как бы это банально не звучало «вежливость основа успеха». Это одно из золотых правил ведения гостиничного бизнеса. Независимо от интерьера и условий проживания в гостинице крайне важным остаются уровень обслуживания и общение с клиентом.
Гостиница является предприятием, деятельность которого направлена на обслуживание отечественных и иностранных гостей. Поэтому неукоснительным правилом для персонала является уважительное отношение к любым культурным традициям и образу мышления, а также готовность к общению без предрассудков со всеми. Гордостью любой гостиницы является персонал, способный говорить на разных языках и производить хорошее впечатление на гостей уровнем своих знаний и гибкостью общения.
Целью обслуживающего персонала является создание открытой, дружественной атмосферы, поэтому, обращаясь к гостю по имени или фамилии, любой работник гостиницы сможет добиться расположения гостя. Гости и сотрудники должны строить свои отношения на взаимном уважении, становясь равноправными деловыми партнерами. Необходимо, чтобы каждый гость мог обратиться к любому сотруднику гостиницы со своими проблемами и заботами и его ожидания оправдались. Именно такой уровень обслуживания является гарантией успеха и конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг.
Необходимо постоянно проявлять заботу о гостях, потому что гость - это самая важная персона, независимо от того, позвонил ли он, написал письмо или пришел лично.
Помимо хорошего отношения персонал должен быть, прежде всего, высоквалифицированный. На сегодняшний день руководители стараются брать на работу работников «со стажем», при этом игнорируя молодых специалистов. Но очень часто знания, и практические навыки, полученные ими «еще в той экономике» вступают в противоречие с современной рыночной практикой, не соответствуют новым условиям хозяйствования и коммерческим возможностям, а следовательно, требуют существенного обновления. Возрастает конкуренция, которая требует глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов деятельности гостиничного бизнеса.
В настоящее время во многих высших учебных заведениях открываются специальности, которые блестяще могут подготовить специалистов сферы гостиничного и ресторанного бизнеса. То есть базовое образование необходимо. Конечно, здесь тоже существуют свои проблемы, связанные в основном с литературой по вопросам менеджмента, маркетинга, гостиничного хозяйства, технологий обслуживания в сфере сервиса. Да, конечно зарубежной литературы много. К сожалению, использовать большинство из этих рекомендаций в наших условиях невозможно в силу неэквивалентного потенциала экономики, недостаточно сформированных рыночных отношений, неразвитости инфраструктуры гостиничного бизнеса, общественного питания, несоответствия наших законодательных норм правовым аспектам деятельности гостиничного дела в странах с развитой рыночной экономикой.
Еще одна проблема, касается экстерьера гостиниц. Существуют международные стандарты для гостиниц независимо от звездной категории, к которой принадлежит гостиница. Но многие наши гостиничные предприятия не придерживаются данных правил. Например, независимо от того, к какой звездной категории принадлежит гостиница, ее название и категория должны быть указаны на фасаде и обязательно высвечиваться в темное время суток, наличие козырька у входа как средство защиты от осадков, наличие территории с твердым покрытием, где мог бы совершить маневр хотя бы один автобус . У нас мы зачастую можем увидеть просто надпись «гостиница», без названия и указания звездной категории. Или просто название без указания звездности. Многие здания гостиниц арендуются в жилых домах, многие выглядят серо, безлико и монотонно. Конечно, желательно чтобы каждое гостиничное предприятие представляло бы собой отличный от других архитектурный стиль. И это лишь малая часть тех требований, которые очень часто игнорируются.
Теперь хотелось бы поговорить о специализированных гостиницах, функциональному назначению средств размещения. В Казахстане очень мало таких специализированных гостиниц как мотель. Тем более у нас в Казахстане многие населенные центры, города порядком отдалены друг от друга. Поэтому строительству мотелей стоит уделить внимание-это необходимо.
Мотель- предназначен для туристов, путешествующих на автотранспорте. Может иметь от 150 до 400 номеров, располагается вблизи автотрасс, имеет небольшой штат персонала и предполагает невысокие цены при современных хорошо оборудованных номерах. Без услуг питания. Чаще всего это одно, двух этажные здания.
Кроме мотелей особое внимание должно уделяться требованиям для гостиниц делового назначения обслуживающих лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках. Потому как многие требования или не выполняются, или просто игнорируются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Казахстан имеет все возможности для успешного развития гостиничного хозяйства. Богатейшая история республики, редкостные исторические памятники, самобытная культура, политическая стабильность, относительная открытость и ее готовность к сотрудничеству – все это располагает к интенсивному развитию как туристической, так и гостиничной сферы. Изучение и анализ становления и развития гостиничного бизнеса в РК позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Бизнес гостиничных услуг как вид предпринимательской деятельности оказался наиболее приближенным к рыночным колебаниям спроса и предложения. Для самостоятельных предприятий, оказывающих гостиничные услуги, возникает возможность выработки системы оценок по сервису на рынке.
2. Анализ сложившейся ситуации с функционированием гостиничных комплексов г.Алматы в положении «на плаву» и «ввысь» позволяет с достаточной обоснованностью утверждать, что эффективность гостиничного бизнеса связана в первую очередь со степенью эффективности менеджмента.
3. Создание управленческой инфраструктуры не связано с крупными инвестициями, а требует, прежде всего, наличия управленческого потенциала, представленного высокопрофессиональными кадрами управленцев, дефицит которых в гостиничном бизнесе ощущается все острее, что соответственно накладывает отпечаток на остроту проблем в этой области.
4. 4. В управлении гостиничным бизнесом явственно просматриваются три получивших распространение направления:
• а) на заполнение гостиниц и оказание максимума чисто гостиничных услуг (22% от всех гостиниц);
• б) диверсифицированный менеджмент (56%);
• в) неявное управление, симбиоз первого и второго направлений (22%).