Понятие и виды туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Туристская деятельность - деятельность, связанная с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания.

Вложенные файлы: 1 файл

параграф 1.1.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие и виды туристской деятельности

 

Туристская деятельность -  деятельность, связанная с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания.

Особая роль в осуществлении  такой деятельности принадлежит  туристским предприятиям. По сути своей  они являются своего рода посредниками между производителями туристских услуг (гостиницами, ресторанами, транспортными  предприятиями и т.д.) и потребителями (туристами). В свою очередь их деятельность - также услуга. Туристские предприятия  относятся к основным производственным единицам туризма. Потребность в  них возникает там, где участник туризма желает обеспечить себя определенными  условиями, которые он не может полностью  приобрести самостоятельно или получает их с большими затратами времени  и средств. По функциональному признаку предприятия, занимающиеся туристской деятельностью, делятся на туроператоров  и турагентов.

К видам туристской деятельности относятся:

Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению  и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором) на основании федерального законодательства.

В сфере туризма наиболее крупным оптовым продавцом является туроператор. Он выступает генератором  организованного туризма, и ему  отводится особое место в деле формирования рынка туристских услуг.

Туроператор - это юридическое лицо, занимающееся формированием туристского продукта, продвижением этого продукта на рынок и его реализацией.

Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов. Также он разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков  услуг с клиентами-туристами. Это  специфический туристический вид  бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

Выделяют 2 вида туроператоров, которые   определяются их положением на туристском рынке:

  1. Операторы массового рынка – они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные  места назначения, главным образом в места назначения массового туризма.
  2. Специализированные операторы – это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь, такие специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

а) Туроператоры, предлагающие пакеты для определенной клиентуры (например, для молодежи, ученых, семейные туры, для бизнесменов и т. д.);

б) Туроператоры, предлагающие пакеты на определенные направления (например,  в Англию, Францию, Венгрию, Швейцарию, Австрию, Египет, Турцию, Таиланд);

в) Туроператоры, предлагающие проживание в определенных туристских центрах (например, Мальорка, побережье  Коста-дель-Соль, Анталия и др.);

г) Туроператоры, перевозящие  свою клиентуру на определенном виде транспорта (например, корабле, поезде, самолете и т. д.);

д) Туроператоры, предлагающие специфические туры (например, сафари в Кении, горный туризм в Неаполе, горные лыжи в Альпах и т. д.).

По месту деятельности туроператоры бывают:

1. Местные (внутренние) операторы  - они ориентируют турпакеты назначением  в пределах страны происхождения. 

2. Выездные операторы  - они ориентируют турпакеты на  зарубежные страны.

3. Операторы на приеме  - они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем  смысле туроперейтинга принято разделить  туроператоров на инициативных и рецептивных.

1. Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или  в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя.

 Классический инициативный  туроператор формирует сложные  маршрутные туры, комплектуя их  из услуг местных туроператоров  в разных местах посещения  (по маршруту), обеспечивает проезд  к месту начала путешествия  и обратно и организует предоставление  внутримаршрутного транспорта. К  таким туроператорам относятся  выездные туроператоры  и внутренние  туроператоры, занимающиеся отправкой  внутренних туристов в другие  регионы своей страны.

2. Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово - развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга. К ней относятся туроператоры на приеме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.

Туроператоры выполняют  ведущую роль в туризме, так как  именно они занимаются формированием  основных и дополнительных услуг  в единый туристский продукт, который  затем реализуют потребителю  через агентскую сеть.

Функции туроператора на рынке  практически совпадают с деятельностью  предприятий оптовой торговли. Он закупает в значительных объемах  услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т. д.), комплектует  из них собственные программы  туров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям

Рассмотрим состав основных функций туроператора:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

2. Составление перспективных  программ обслуживания, туров и  апробация их на рынке с  целью выявления соответствия потребностям туристов.

3. Взаимодействие с поставщиками  услуг на туры на договорной 

основе с:

  •     гостиницами – на предоставление туристам мест проживания;
  •     предприятиями питания – по предоставлению туристам питания;
  • транспортными предприятиями, фирмами и компаниями – на предоставление транспортного обслуживания туристов;
  •     экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями – по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;
  • фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, -на соответствующее обслуживание туристов;
  •   администрацией спортивных сооружений – на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;
  •   менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий – на посещение их туристами;
  •    дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств -–с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;
  •     местными муниципальными властями – на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и окружающую среду.

4. Расчет стоимости тура, определение цены с учетом  рыночной ситуации. Установление  тарифов и цен на свои услуги  по комплектации туров разного состава, классности и т.д.

5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам  туров, всеми необходимыми материалами  рекламно-сувенирного характера,  специальным снаряжением и инвентарем.

6.  Подготовка, подбор  и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта  с туристами, координации и  контроля за выполнением программ  обслуживания (гидов-экскурсоводов,  инструкторов, аниматоров, методистов и т.д.).

7. Рекламно-информационная  деятельность для продвижения  своего туристского продукта к потребителям.

8. Продвижение и реализация  туров потребителям через систему агентств.

9.  Контроль за надежностью и качеством обслуживания.

10. Постоянная оперативная  связь с туристами во время  обслуживания, решение возникающих вопросов.

Туроператор на туристском рынке занимает позицию между  производителями услуг и их потребителями (туристами). Его задачей является продвижение услуг отдельных  производителей до потребителей в виде комплексного туристского продукта, причем как основных услуг (пакета тура), так и дополнительных (потребляемых на месте за наличный расчет).

Дополнительные услуги только на первый взгляд не являются заботой  туроператора. Во-первых, многие дополнительные услуги являются основным мотивом привлечения туристов (тематические парки, возможности развлечений и дополнительных поездок и т.д.), во-вторых, практика показывает, что большую часть доходов туроператора составляют именно дополнительно предоставленные услуги, приобретаемые туристом сверх пакета тура уже на месте отдыха.

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом) на основании федерального законодательства.

Турагент - хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует их, осуществляет продажу услуг, билетов на транспорт, а также осуществляет подбор туристов в регионах.

В секторе туризма ключевым звеном в цепи посредников, доводящих  туристский продукт до конечного  потребителя, является турагент. Через  него производится продажа подавляющей  части туристских поездок, прежде всего  за рубеж. Практика свидетельствует, что  придумать и разработать интересный маршрут путешествия очень просто, гораздо сложнее найти потребителя. В условиях высокой насыщенности рынка сходными предложениями, острой конкурентной борьбы и ограниченной покупательной способности населения на турагентов ложится самая трудная задача - привлечь клиента и уговорить его поехать именно в данный тур, а уже затем заключить с ним договор, получить деньги, оформить паспорт, визы, билет, выдать ваучер, отправить в поездку и вернуть домой в целости и невредимости, а на заключительном этапе, может быть, получить от него благодарность.

По характеру совершаемых  операций турагент является розничным  продавцом. Классический турагент не создает свои собственные туристские продукты, а занимается их перепродажей. Он реализует услуги конечным потребителям - туристам - для их личного некоммерческого использования.

Турагенты выполняют две  главные функции. Согласно определению  ВТО, основное направление их деятельности состоит в предоставлении информационных услуг. Только 48% клиентов знают, куда они  хотели бы отправиться в поездку, 35% имеют смутное представление  об этом, а 17%* не имеют его совсем. Турагенты информируют потенциальных покупателей о туристских районах, расписании движения транспорта, вариантах размещения, действующих расценках и помогают сделать примерную смету расходов на путешествие. Работа в прямом контакте с клиентами, беседы и консультации, а также подборка и отработка справочных материалов очень трудоёмки и занимают половину всех затрат времени и более. Эта доля особенно возрастает при продаже турагентами дорогих туров на отдых.

Вторая функция турагента  — сбыт туристских услуг, оказываемых  перевозчиками, объектами общественного  питания, средствами размещения и другими  предприятиями индустрии туризма. Она включает разные посреднические операции. Турагент реализует билеты на все виды транспорта, бронирует  места в отелях и иной базе размещения, сдает автомобили в аренду, заказывает экскурсии, оформляет выездные документы, осуществляет страхование туристов, производит обмен валюты, выдает дисконтные карточки, продает туристскую литературу и сувениры, производит обработку  фотопленок и т.д. Кроме отдельных  туристских услуг, турагент реализует  полные, комплексные их пакеты –  туры. Среди перечисленных операций особо следует выделить продажу авиабилетов.

Рынок турагентов имеет ряд  характерных черт. Он отличается большим  количеством участников торговых сделок и являет собой Пример острой конкурентной борьбы. Турагенты столь многочисленными в силу открытого доступа к рынку. Эту деятельность сравнительно просто начать. Она не требует крупных инвестиций и высокой квалификации. Вместе с тем легкость, с которой происходит выход на рынок, часто оказывается обманчивой, и турагенты терпят крах из-за плохих управленческих навыков и недостаточных ресурсов.

На туристическом рынке  агентства могут выполнять различные виды деятельности:

1. Турагент может играть  роль продавца определенного  туроператора. Другими словами, он  может продавать тур от лица  туроператора и по его поручению.

2. Турагент может продавать  туры от своего лица, указывая  лишь то, что продаваемый им  туристский продукт является  принадлежностью определенного  туроператора. В данном случае, турагент  несет ответственность за продаваемый  турпродукт, и в случае возникновения  жалоб и претензий именно он  будет являться ответчиком в суде.

Информация о работе Понятие и виды туристической деятельности