МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «РГУТИС»)
Институт Туризма и
Гостеприимства (филиал) (г. Москва)
Кафедра «Туризм»
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
Дисциплина «Технология
внутреннего туризма»
Тема «Практическая
организация внутреннего туризма
в Калининградской области»
выполнил студент 4 курса
очной формы обучения группа ТТ4-1
ФИО Иванова Дарья Олеговна
Проверил ассистент, Кудрякова С.О.
дата защиты «__»____________
2012г.
оценка _____________
Москва
2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………..4
1.1. Общая туристская информация
о регионе………………………...4
1.2. Основные элементы и особенности внутреннего
туроперейтинга……………………………………………………………….10
2. Практическая часть………………………………………………….26
2.1. Виды туризма, представленные в регионе,
и уровень их развития………………………………………………………………………..26
2.2. Основные дестинации внутреннего
туризма в Калининградской области…………………………………………………………………………30
2.3. Технология организации внутреннего
туризма в регионе……...33
Заключение……………………………………………………………..41
Библиографический список…………………………………………...42
Приложения…………………………………………………………….43
Введение
Актуальность изучения
данной темы заключается в том, что калининградская область — самый западный
регион России. Она отделена от остальной
России территорией независимых государств,
но соединена морем и является, таким образом,
полуэксклавом. Соответственно, этот регион
может иметь большой потенциал для развития
различных видов туризма, а так же привлечения
большого количества туристов.
Цель курсовой работы
– выявить уровень развития внутреннего
туризма в регионе, имеющиеся туры, и изучить полученную информацию
о туризме в регионе, а так же представить
ее в данной курсовой.
Задачи курсовой работы - это выявить и изучить особенности
развития внутреннего туризма в регионе,
дать краткую характеристику региона
и видам туризма, развивающихся в данном
регионе, изучить схемы сотрудничества
с поставщиками услуг при организации
туров, рассмотреть туристские формальности
для туристов.
Предметом является организация
внутреннего туризма в Калининградской области.
Объект исследования – развитие внутреннего туризма
в этом регионе.
1. Теоретическая
часть.
1.1 Общая туристская информация
о регионе
Калининградская область — самая западная и самая
маленькая по площади область (но не самый
маленький субъект федерации) Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного
федерального округа.
Административный центр — Калининград.
Расположена в Центральной Европе. Является полуэксклавом Российской Федерации, так как не имеет
общей с Россией сухопутной границы.
Площадь — 15,1 тыс. км² (13,3 тыс. км² за вычетом
площади Калининградского и Куршского заливов).
История. Начиная с V века на территории
нынешней Калининградской области жили племена пруссов, народа, родственного
нынешним литовцам и латышам. К XI веку пруссы проживали общинами, занимались земледелием,
охотой, рыболовством и речной (прибрежной)
торговлей. Селились пруссы по родовому
признаку, возводя укрепленные поселения.
Их религией было прусское язычество. После принятия
Польшей христианства в 966 году, предпринимаются
активные попытки христианизировать пруссов.
В 1206 году Римским Папой
Инокентием III издается булла о христианизации
пруссов, а в 1217 году Римским Папой
Гонорием III объявляется поход против
прусских язычников, ставший частью компаний
в Восточной Пруссии, известных как прусский крестовый
поход, к которым в 1226 году присоединяется Тевтонский орден. В 1230 году Папа Римский
дает право Тевтонскому ордену крестить
пруссов. Немецкие крестоносцы, имевшие
интересы в восточной Европе, приступили
к колонизации новых территорий, на которых
в скором времени сложилось государство
Тевтонского ордена. Колонизация не проходила
мирно — немалая часть прусских вождей
вели активную войну с крестоносцами,
часть же вождей приняла христианство.
Тевтонский орден давал определенные
привилегии лояльным пруссам, встраивая
их в феодальную систему своего государства.
В основную фазу колонизации (XIII—XIV вв.)
случилось два крупных восстания пруссов —
первое прусское восстание (1242—1249 гг.)
и второе прусское восстание (1249—1260 гг.).
Во время восстаний пруссы оставались
разобщенными и несмотря на значительные
трудности крестоносцам удалось переломить
ход обоих восстаний и закрепиться на
завоеванных территориях. В ходе колонизации,
рыцари основывали замки, которые являлись
их опорными пунктами. Первоначально орденский
замок представлял из себя укрепленный
дом, служивший местом проживания братьев
ордена. Такой дом возводился из дерева
и укреплялся частоколом. В XIV веке начинается
строительство замков в камне. Первым
из них на территории Калининградской
области стал замок Бальга, основанный в 1239 году на берегу Вислинского
залива и сохранившийся в виде руин до
сих пор. Прусская культура и прусский
язык постепенно утрачивали свое значение —
новые феодальные отношения вытесняли
собой традиционный уклад прусского общества,
немецкий язык стал языком торговли и
дипломатии. Большинство пруссов постепенно
ассимилировались, смешиваясь с массой
немецких колонистов. Прусская речь сохранилась
как язык сельских общин до XVI—XVII веков. Большинство
не онемеченных пруссов перешло на литовский язык, получив наименование летувинники (прусские литовцы).
Немецкие колонисты из соображений безопасности
селились у стен замков, образуя так называемое лишке. Таким образом
возникли многие города и поселки Калининградской
области, в том числе и Кёнигсберг (Калининград). В настоящий
момент на территории Калининградской
области осталось значительное количество
памятников истории прусского и орденского
периода, представляющих из себя в основном
руины замков и кирх, остатки валов и городищ.
Государство Тевтонского ордена вело
постоянные войны с Польшей и Литвой, расширяя свое
влияние в прибалтийском регионе. После
принятия христианства Литвой исчерпались
правовые основы нахождения Тевтонского
ордена в землях пруссии, поток крестоносцев
и финансирование из Германии начало постепенно
иссякать. После поражения при Танненберге
(Грюнвальдская
битва) в 1410 году и последовавшей
за ним тринадцатилетней войны государство
Тевтонского ордена утратило значительную
часть своих территорий и находилось в
плачевном экономическом состоянии. В 1525 по приказу великого
магистра Альбрехта Тевтонский орден прошел секуляризацию,
а государство крестоносцев было преобразовано
в светское Прусское герцогство. Последний великий
магистр Тевтонского ордена герцог Альбрехт
стал первым герцогом Пруссии. Государственной
религией нового прусского государства
стал протестантизм лютеранского толка — таким
образом, Пруссия стала первым
государством в мире, признавшим протестантизм своей государственной
религией. В 1657 году Пруссия вошла
в состав объединённого Бранденбургско-Прусского государства
и освободилась от вассальной зависимости
от Польши. В ходе Семилетней войны, между 1758 и 1762 годами Восточная Пруссия входила в состав
Российской империи. В немецкой историографии этот период получил
название «первое русское время». В соответствии
с Потсдамскими соглашениями
1945 года северная часть
Восточной Пруссии (примерно одна треть
всей её территории) была передана Советскому
Союзу, остальные две трети переданы Польше.
Сразу после Победы был организован Кёнигсбергский
особый военный округ, который также
занимался и гражданскими делами. 7 апреля 1946 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР на территории
округа была образована Кёнигсбергская
область в составе РСФСР. 4 июля 1946 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР Кёнигсбергская
область была переименована в Калининградскую,
город Кёнигсберг — в Калининград. Немецкое
и литовское (летувинники — прусские литовцы)
население было депортировано в Германию
к 1947 году. Прусским литовцам
не разрешалось переехать в Литовскую
ССР из-за опасения того, что в будущем
Литва может предъявлять претензии на
территорию Малой Литвы. После войны Калининградская
область стала одной из самых милитаризированных
территорий Советского Союза. В Калининграде находится штаб
Дважды Краснознаменного Балтийского флота, после 1991 года город Балтийск (быв. Пиллау) остался крупнейшей
базой этого флота.
Географическое положение. Калининградская область —
самый западный регион России. Расположена
в Центральной Европе. Отделена от остальной России
территорией других государств, но соединена
морем и является, таким образом, полуэксклавом. Максимальная протяжённость
области с запада на восток — 205 км, с севера
на юг — 108 км. Протяженность границ области,
являющихся одновременно и государственной
границей Российской Федерации, составляет
540 км. Из них 410 км приходится на сухопутные —
примерно поровну на границу с Польшей
и Литвой и 140-километровая морская граница
по побережью Балтийского моря.
Часовой пояс. Калининградская область
находится в часовом поясе, обозначаемом по международному
стандарту как UTC +2 — Восточноевропейское
время (EET). Смещение относительно UTC составляет +3:00. Калининградское
время отличается от Московского поясного времени на −1 час, летом совпадает
со временем в Прибалтийских
республиках, Финляндии, Израиле, Турции, Белоруссии и на Украине, отличается от среднеевропейского
времени на +1 час. Зимой время от среднеевропейского
отличается на +2 часа в связи с тем, что
в России отменён переход на зимнее время.
Климат. Климат Калининградской области
обусловлен её географическим положением
и является переходным от морского к умеренно-континентальному. Влияние Балтийского моря
приводит к тому, что среднегодовые температуры увеличиваются с 6,5 °C на северо-востоке
области до 7,5 °C на юго-западе. Максимальная
разница среднемесячных температур наблюдается
в январе-феврале (до двух градусов). Обычно самый холодный месяц —
январь, но в феврале температура воздуха
отличается от январской лишь на полградуса.
Самый тёплый месяц — июль (август холоднее
на полградуса). Максимальная температура
воздуха летом составляет 22—26 °C, минимальная
температура зимой — от −18 до −23 °C. Абсолютный
минимум составлял в городах Советске и Нестерове −35 °C, абсолютный максимум
(в Калининграде) — +37 °C. Дождь идет в среднем
185 дней в году, снег — 55 дней, 60 дней бывает
пасмурно, 68 дней — солнечно. Жара и морозы
в области непродолжительны, снежный покров долго не держится. Средняя
температура воздуха в области около +8 °C.
Самый холодный месяц — январь, средняя
температура −2… −4 °C, самый тёплый месяц —
июль, его средняя температура +17…+18 °C[. Годовое количество осадков колеблется по территории
области от 600 до 740 мм. В летний период года
осадков выпадает больше, чем зимой; осенью
больше, чем весной. Максимальное количество
осадков выпадает в июле и августе (до
100 мм), минимальное — в конце зимы и в апреле-мае
(35—55 мм). Весной и в первой половине лета
часто случаются длительные периоды без
осадков. В осенний период часто над областью
проходят западные штормовые ветры. Число дней с сильным
ветром на побережье доходит до 35. Грозы в области могут случаться
в течение всего года, хотя зимой они бывают
в среднем раз в 10 лет.
Животный мир области
разнообразен. Имеются животные отрядов копытных, хищников, грызунов, насекомоядных и рукокрылых.
Территория Калининградской области
относится к зоне смешанных хвойно-широколиственных лесов. Лесистость
области достигает 22 %. Наиболее облесена
восточная часть области (Краснознаменский, Нестеровский, Черняховский районы).
Население области по
итогам Всероссийской
переписи населения 2010 года составляет 941 474 человека. Плотность
населения — 62,2 чел./км².
Национальный
состав населения. По данным Всероссийской
переписи населения 2010 года (доля среди
лиц, указавших национальность):
- Русские — 772 534 чел. (86,4 %)
- Украинцы — 32 771 чел. (3,7 %)
- Белорусы — 32 497 чел. (3,6 %)
- Литовцы — 9769 чел. (1,1 %)
- Армяне — 9226 чел. (1,0 %)
- Немцы — 7349 чел. (0,8 %)
- Татары — 4534 чел. (0,5 %)
- Другие национальности — 25 172 чел. (2,8 %)
Религия. На территории
Калининградской области действует Калининградская
и Балтийская епархия Русской православной
церкви. В области также
действуют приходы католической церкви (25 приходов), протестантские общины (лютеран (46 приходов, баптистов и других); мормонов, Свидетелей Иеговы. Имеются иудейские и мусульманские общины.[9]
1.2. Основные
элементы и особенности внутреннего
туроперейтинга
1.2.1. Особенности организации
туристских перевозок во внутреннем туризме
По видам и разновидностям
услуги перевозки можно разделить
на:
а) наземные виды перевозок:
- перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);
- с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);
- механические средства:
- автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);
- рельсовый транспорт - железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;
- средства транспорта на воздушной подушке;
б) воздушные виды перевозок:
- воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;
- вертолеты;
- самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;
- космические аппараты;
в) перевозки водным речным и морским
транспортом:
- плоты и гребные лодки;
- парусные суда;
- лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;
- речные и морские суда;
- суда на воздушной подушке;
- подводные суда.
Все виды и подвиды
перевозок имеют множественные варианты их использования
и технические средства реализации.
Подробное описание видов
перевозок в туризме представлено
в таблице 1.1
Таблица 1.1
Вид транспорта |
Описание |
Автомобильный транспорт |
Вид транспорта, осуществляющего
перевозки грузов и пассажиров на
автомобилях (грузовых, легковых, автобусах,
автотягачах и прицепных повозках). Играет
неоправданно скромную роль и в грузовых
и пассажирских перевозках современной
России. Занимая первое место в мире по
площади своей территории, Россия по средней
плотности автодорог уступает не только
высокоразвитым, но и большинству развивающихся
стран. Общая протяженность в России автодорог
с твердым покрытием в конце 1996 г. составляла
всего 745 тыс. км, причем в подавляющем
своем большинстве даже эти дороги не
соответствовали общепринятым мировым
стандартам. К недостаткам автомобильного
транспорта можно отнести: высокую себестоимость
перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном);
высокий уровень загрязнения окружающей
среды; большую трудоемкость (на автотранспорте
занято 3/4 всех работающих на транспорте),
низкий уровень производительности труда
вследствие малой средней грузоподъемности
автомобилей; большие металлоемкость
и энергоемкость. |
Воздушный транспорт |
Самый скоростной и в
то же время самый дорогой вид
транспорта, что предопределило его весьма ограниченное
применение для грузоперевозок. В основном
этим видом транспорта перевозятся дорогие,
скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые
делались в 60-х гг. о том, что перевозки
грузов воздушным транспортом приобретут
преимущественное значение, пока не оправдываются.
Гораздо большую роль играет авиасообщение
в дальних пассажирских перевозках. В
современном мире, в то время, когда путешествия
людей по планете приобрели масштабный
характер, существенно возросла роль воздушного
транспорта как наиболее быстрого средства
перемещения на большие расстояния. Особенно
велико значение воздушных перевозок
в реализации массового туризма. Его бурное
развитие в середине прошлого века потребовало
создания самолетов, отвечающих различным
целям путешествий и имеющих высокий уровень
комфорта. На борту воздушных судов и в
аэропортах пассажирам предлагается разнообразный
и совершенный сервис, делающий путешествия
приятными и доступными широким слоям
населения. |
Железнодорожный транспорт |
Вид транспорта, осуществляющий перевозки
грузов и пассажиров по рельсовым путям
помощью механической тяги (тепловозов,
электровозов, паровозов) и являющийся
в современной России основным. Перевозка
пассажиров проводится по пассажирским
билетам, и с тем уровнем комфорта и предоставляемого,
который подходит конкретному потребителю. |
Водный транспорт |
Вызывает образ туристского
- круизного обслуживания и используются
в туризме достаточно активно. Водные
путешествия имеют ряд как
преимуществ, так и недостатков
по сравнению с другими видами транспорта.
Наиболее значимыми преимуществами являются
высокий уровень комфорта, большой объем
единовременной загрузки, возможности
реализации различных видов и целей туризма
(познавательный, бизнес-туризм, учебный,
шоп-туризм и др.), полноценного отдыха,
полный комплекс жизнеобеспечения. Основными
недостатками можно назвать невысокую
скорость передвижения транспортных средств,
высокие тарифы, ограничение мобильности,
а зачастую и подверженность части людей
«морской болезни» на морских круизах,
зависимость от географических особенностей
и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность
навигационного периода); значительные
капиталовложения в портовое хозяйство
и транспортный флот. В условиях потери
Россией многих крупных морских портов
и экономического кризиса последнее обстоятельство
затрудняет расширение берегового хозяйства
отрасли, а также замену списанного флота.
|