Приоритетные направления развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.
Задачи:
- характеристика существующего состояния туризма в Российской федерации;
- выявление главных конкурентных преимуществ и недостатков отрасли.
Основная гипотеза состоит в том, что России присущ потенциал для формирования конкурентоспособного туристского рынка. Эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать туризм доходной составляющей всей экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1 Состояние сферы туризма в России……………....................................5
1.1 Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма в России……………………………………………………………………...8
1.2 Состояние туристской инфраструктуры………………………........16
1.3 Направления развития сферы туризма в России……………………24
2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках…………………………………….29
2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье……………………….....32
2.2 Развитие туризма в Поволжье………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

Законодательство о туристской деятельности

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о  туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также законов  и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности определяет принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристского  рынка в Российской Федерации, и  регулирует отношения, возникающие  при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Основным содержанием  норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 – 2006 годов, был заменен на более эффективный  способ государственного регулирования  туристской деятельности - единый федеральный  реестр туроператоров (далее – реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для  внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности  туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размере финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом – 500 тыс. рублей.

В свою очередь турагентская деятельность в настоящий момент освобождена от какого-либо избыточного административного регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений [8].

Важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил  в силу Административный регламент  по предоставлению государственной  услуги по информированию в установленном  порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения  безопасности туризма в области  стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии Ростуризмом  утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации  средств размещения, горнолыжных  трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став своего рода знаком качества. Как  показывает международная практика, наличие «звезд» у гостиницы  существенно повышает ее привлекательность  для потенциальных клиентов. В  настоящее время система активно  внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии  потребителей.

Система классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, а  также руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться. Аналогичная работа ведется по внедрению  Системы классификации горнолыжных  трасс [9].

Названные системы классификации, призванные существенно повысить уровень  безопасности отдыхающих и структурировать  российский рынок, включают в себя порядок  проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.

Значительное внимание в  деятельности федеральных органов  исполнительной власти отводится вопросам анализа и обобщения правоприменительной  практики, на основе которой формируются  предложения по совершенствованию  законодательства о туристской деятельности. Так, при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма на постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о туристской деятельности. Активную роль в рабочей группе играют представители  гражданского общества (ассоциации туроператоров, ассоциации (союзы) банков и страховщиков).

Законодательство о туристской деятельности активно развивается  в субъектах Российской Федерации. В 48 субъектах Российской Федерации  существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере  туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего  и въездного туризма» и т.д.). Наряду с законами в 3 субъектах Российской Федерации действуют концепции  развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную  перспективу, а в 16 регионах приняты  региональные целевые программы  развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного  развития субъектов Российской Федерации [9].

К сожалению, действующие  нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального  туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

В связи с этим в целях  эффективного развития регионального  туризма в разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных  правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового  регулирования туризма:

  • определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности;
  • защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
  • содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
  • классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
  • содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
  • содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;
  • другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.

Смежное законодательство

Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой  комплекс. В связи с этим нормативное  правовое регулирование отношений  в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей законодательства Российской Федерации.

Так, большое значение для  развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных  особых экономических зон, а также  развития государственно-частного партнерства. В законе впервые дано определение  туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной  и инвестиционной деятельности, что  важно для комплексного правового  регулирования сферы туризма. В 2006 году в России определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон.

Принятый в 2005 году Федеральный  закон «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие  с реализацией концессионных  соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В развитие указанного Закона, подготовлено постановление  Правительства Российской Федерации  «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения». С принятием указанных нормативных  правовых актов сформированы правовые основы привлечения инвестиций в  развитие инженерной, транспортной и  иной инфраструктуры туризма, а также  обеспечение эффективного использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности [7].

Реализация Федерального закона «Об организации и о  проведении XXII Олимпийских зимних игр  и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечит проведение на высшем уровне XXII Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию в целом.

Значительный социально-экономический  эффект получен от реализации постановления  Правительства Российской Федерации  «Об утверждении положения о  пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан  – пассажиров круизных судов». Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в Российскую Федерацию  на круизных судах сроком не более  чем на 72 часа. Такие туристы могут  посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует получению значительных выгод для  российских портовых городских и  иных поселений (Санкт-Петербург, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и др.).

28 июня 2007 г. принят приказ Минтранса России №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Правила являются своевременным и актуальным документом в сфере регулирования туристских авиационных перевозок и существенно повышают гарантии защиты прав и законных интересов пассажиров, обеспечивают качество оказываемых услуг.

Нормы законодательства о  туристской деятельности тесно переплетаются  с правовыми нормами, регулирующими  вопросы правового положения  иностранных граждан, миграционного  учета, вопросами выезда за пределы  территории Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию и  др. вопросами государственной миграционной политики. В связи с этим принятие государством решений в данной сфере  должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов развития въездного  туризма, а также интересов обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации [6].

Требования динамики развития туристского рынка обусловливают  необходимость постоянного совершенствования  законодательных актов сферы  туризма, а также мониторинга  смежного законодательства, влияющего  на состояние туристской индустрии.

 

1.2 Состояние туристской  инфраструктуры

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и  серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве  средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее время в  нашей стране значительная часть  материальной базы туризма нуждается  в обновлении, так как около  половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем предложения  по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием  нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии  развлечений, объекты туристского  показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать  как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие  туристских ресурсов, условий для  кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и  экономической целесообразностью  [4].

Информация о работе Приоритетные направления развития туризма в России