Приоритетные направления развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма.
Задачи:
- характеристика существующего состояния туризма в Российской федерации;
- выявление главных конкурентных преимуществ и недостатков отрасли.
Основная гипотеза состоит в том, что России присущ потенциал для формирования конкурентоспособного туристского рынка. Эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать туризм доходной составляющей всей экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1 Состояние сферы туризма в России……………....................................5
1.1 Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма в России……………………………………………………………………...8
1.2 Состояние туристской инфраструктуры………………………........16
1.3 Направления развития сферы туризма в России……………………24
2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках…………………………………….29
2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье……………………….....32
2.2 Развитие туризма в Поволжье………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 66.93 Кб (Скачать файл)

Несомненными конкурентными  преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов  граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует  отметить, что уникальные природные  ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться  в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного  развития туризма в стране, так  как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно  успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными  ресурсами, относительно сравнимыми с  Россией, но вместе с тем имеющих  развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких  как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном  туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт [11].

К конкурентным слабостям  можно отнести такие до сих  пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего  туризма факторы, как:

- недостаточно развитая  туристская инфраструктура в  большинстве регионов страны, малое  количество гостиничных средств  размещения туристского класса  c современным уровнем комфорта;

- высокая стоимость проживания  в гостиницах, питания, транспорта  и иных услуг, предлагаемых  туристам, существенно превышающая  среднеевропейский уровень;

- препятствия для привлечения  инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых  инвестиционных площадок, наличия  административных барьеров, невыгодных  условий земельной аренды;

- в целом сохраняющийся  дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество  обслуживания во всех секторах  туристской индустрии, несмотря  на некоторое изменение ситуации  к лучшему за последние 2-3 года;

- сохранение негативных  стереотипов восприятия образа  России, создаваемого отдельными  зарубежными средствами массовой  информации и вместе с тем  недостаточная государственная  некоммерческая реклама туристских  возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием

- остаются нерешенными  вопросы упрощения порядка выдачи  российских виз туристам из  таких миграционно безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока.

Таким образом, системная  проблема состоит в том, что при  сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности  России на мировом туристском рынке  возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и  увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Анализ конкурентных преимуществ  и слабостей Российской Федерации  на рынке въездного и внутреннего  туризма, приведенный в Приложении, показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

На основании изложенного  целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения [13].

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного  и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов  экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством  решения следующих задач:

- совершенствование нормативного  правового регулирования в сфере  туризма;

- развитие и совершенствование  туристской инфраструктуры, в том  числе сопутствующей (транспорт,  общественное питание, индустрия  развлечений и др.);

- создание новых приоритетных  туристских центров;

- рекламно-информационное  имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

- повышение качества туристских  и сопутствующих услуг;

- совершенствование визовой  политики, в том числе в направлении  упрощения условий въезда в  нашу страну туристов из стран,  безопасных в миграционном отношении;

- обеспечение условий  для личной безопасности туристов.

 

 

2 Продвижение  России как туристского направления  на внутреннем и международном  туристских рынках

2.1 Исследование  Поволжской туристской зоны

 

 

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия  по продвижению отечественного туристского  продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая  агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики  России.

Одним из главных законов  рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность  воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога.

С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная кампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России.

Для повышения конкурентоспособности  российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска  рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.

Многое из этого уже  осуществляется. Вместе с тем при  существующем в настоящее время  бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального  турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока [14].

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для  своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального  туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и  отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику  страны.

Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения  одного иностранного туриста, обеспечивающего  поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают  от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу  туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных  средств, выделяемый в европейских  странах на продвижение туристского  продукта, составляет 31,7 млн.евро.

К сожалению, при действующем  в настоящее время бюджетном  финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского  национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока [13].

Только широкая имиджевая некоммерческая рекламная кампания туристических возможностей страны, сосредоточенная на ключевых направляющих внешних и внутренних туристских рынках и носящая стабильный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей туристской сферы России. Данные по странам- мировым лидерам по объемам потребительских расходов в сфере международного туризма приведены в Приложении 9. Особое внимание необходимо уделить всестороннему продвижению российского туризма в странах СНГ, способствовать не только возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению новых туристических продуктов.

Проводниками активного  продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса. Ранее планировалось, что эту работу возьмут на себя Торговые представительства Российской Федерации за рубежом. К сожалению, этого не произошло. Эффективность подобных мер не вызывает сомнений, только в Российской Федерации в настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.

Таким образом, задача государства  состоит в продвижении российского  туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика [15].

На необходимость реализации этой задачи указывается в Федеральном  законе от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Механизмами продвижения  России как туристского направления  на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные  как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует  отнести:

- участие в крупнейших  международных туристических и  иных выставках единым российским  национальным стендом с привлечением  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации;

- поддержка и консолидация  профильной выставочной деятельности  в Российской Федерации с целью  создания на отечественном туристском  рынке одной из крупнейших  мировых туристических выставок

- некоммерческое рекламное  продвижение российского туристского  продукта на направляющих зарубежных  и внутреннем с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;

- подготовка некоммерческой  рекламно-информационной печатной  и иной продукции для распространения  ее на крупнейших международных  туристических выставках и через  российские загранпредставительства,  в том числе через представительства,  создаваемые при федеральном  органе исполнительной власти  в сфере туризма;

- распространение информации  о России как о привлекательном  туристском направлении в глобальной  сети Интернет;

- проведение иных акций,  например, информационная поддержка  фестивалей и событийных мероприятий,  проводимых в стране, презентации  новых российских туристских  направлений за рубежом, организация  инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями [14].

Опыт реализации государственных  рекламно-информационных стратегий  указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой  информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного  образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего  туризма.

Поволжская туристская зона — меридианально протяженный район, неоднородный в природном и хозяйственном отношениях, объединенный водной системой Волги и ее притоков. Он занимает выгодное географическое положение в непосредственной близости от районов, генерирующих туристские потоки — двух российских столиц, а также Урала и имеет хорошую транспортную доступность, располагаясь на пересечении важнейших железнодорожных, водных и автомобильных магистралей; открыто регулярное воздушное сообщение, что способствует развитию туризма.

Информация о работе Приоритетные направления развития туризма в России