Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
отметить перспективы развития туризма в России.
- детский;
- молодежный;
- лиц среднего возраста;
- лиц «третьего» возраста.
По источникам финансирования:
- коммерческий;
- социальный.
Указанные виды туризма не исчерпывают всего его разнообразия. Так в качестве отдельных видов туризма можно рассматривать экологический, сельский, приключенческий, спортивный, самодеятельный с активными способами передвижения.
Классификация туризма по видам позволяет решить ряд проблем развития и территориальной организации туризма, определять спрос на отдельные виды туристских услуг и на этой основе проводить активную туристскую политику.
Форма туризма – это тип организации туристской деятельности человека или группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:
- индивидуальная (до 5 человек);
- групповая (от 6 человек и свыше).
Как относительно самодеятельная форма активно развивается в последнее время семейный туризм. Этому в немалой степени способствует существующая в ярде стран система скидок для данной категории путешественников («семейный план»).
Классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.6
Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:
- развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
- усилением
экономической (финансовой)
ответственности лиц, осуществляющих
туристскую деятельность, за нарушение гражданско–право
- появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
- развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
- формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
- комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежное законодательство);
- развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
- гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.
Наиболее отчетливо эти
тенденции проявились в 2006-2007 годах,
когда в результате эффективной
правотворческой деятельности
федерального органа исполнительной
власти в сфере туризма, Правительства
Российской Федерации и Федерального
Собрания Российской Федерации
были приняты нормативные правовые
акты, сформировавшие в нашей стране
правовые основы современного
цивилизованного туристского
рынка. В настоящий момент законодательство о
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности (далее – законодательство о туристской деятельности) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Организационно-структурная схема управления туризмом в Российской Федерации представлена на рис. 4.
Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).
Законодательство о
туристской деятельности активно
развивается в субъектах Российской
Федерации. В 48 субъектах Российской
Федерации существуют специальные законы,
регулирующие общественные отношения
в сфере туризма (законы «О туризме»,
«О туристской деятельности в субъекте
Российской Федерации», «О поддержке
развития туризма», «О развитии внутреннего
и въездного туризма» и т.д.). Наряду
с законами в 3 субъектах Российской
Федерации действуют концепции развития
туризма, (санаторно-курортного
К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые – особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в
целях эффективного развития регионального
туризма в разрабатываемых субъектами
Российской Федерации нормативных
правовых актах целесообразно
отражать следующие
- определения и поддержки
в субъекте Российской Федерации
приоритетных направлений туристской
деятельности;
- защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
- содействия информационному
обеспечению регионального
туризма, в том числе путем продвижения регионально
- содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
Рис. 4 Организационно-структурная схема управления туризмом в Российской Федерации7
- содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
- содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;
другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.8
В России туризм – молодая отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится не менее 1% мирового туристского потока.
Вклад туризма в экономику оценивают по-разному. Однако даже самые оптимистичные подсчеты свидетельствуют о значительном отставании отечественной туристской индустрии от мировых показателей.
Так, показатель туристской подвижности населения России – один из самых низких в мире. Немногие турфирмы работают на привлечение туристов в РФ. Причем в основном туристы посещают Москву и Санкт-Петербург.
В такой стране, как Россия, нормальным можно считать, когда путешествуют по ней не менее 80% туристов. Сегодня же крайне низкая туристская подвижность наблюдается как во въездном, так и выездном туризме. Причины такой ситуации очевидны – скромные доходы населения и высокие цены на туристские услуги, особенно внутри страны.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке. Кроме того, она лишается сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 человек).
Отечественный туризм не мобилизует валютные поступления в страну, а, наоборот, служит каналом их утечки. В связи с этим платежный баланс страны по статье «Туризм» имеет отрицательное сальдо, Россия стала ведущим рынком дл турфирм Турции, Кипра, Финляндии, Испании, обеспечивая основной объем въездного туризма этих стран и значительную часть дохода от этого вида деятельности.
За последние годы в России появилось более 10 тыс. частных децентрализованных фирм. Большинство находится в Москве и Санкт-Петербурге, причем в более чем 30% из них присутствует иностранный капитал. Поэтому значительная часть прибыли и доходов от въездного туризма направляется не в бюджет страны, а достается зарубежным компаниям.
Еще одна характерная тенденция для российского туризма – чрезмерный рост количества туристских фирм, превышающих спрос на туруслуги. Успешная деятельность новых фирм возможна только тогда, когда они представляют новый продукт. Однако в большинстве случаев турфирмы стремятся извлечь доходы из уже освоенных сегментов рынка, что нередко приводит к обману клиентов вплоть до исчезновения фирмы с уплаченными деньгами без предоставления турпродукта.9
Информация о работе Проблемы и перспективы развития туризма в России