Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
отметить перспективы развития туризма в России.
Содержание
Туризм является
одной из наиболее динамичных и сравнительно
отраслей мировой экономики, благодаря
быстрым темпам роста он является
экономическим феноменом
Во многих европейских странах туризм играет ключевую роль для формирования валового внутреннего продукта, создания резервных рабочих мест и повышения процента занятости населения, а также для активизации внешнеторгового баланса. Туризм обнаруживает огромное влияние на такие важные отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и прочее выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют такие основные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Рассмотрение туризма в качестве источника повышения валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно возрастает.
В данный момент Россия по уровню развития, туризма, занимает незначительную нишу на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это довольно низкий показатель, учитывая то, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, нежели во многих европейских странах, с традиционно высокой туристической посещаемостью.
Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.
Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Объектом
Туризм в
представлении большинства
Менее известно, что туризм является одной
из крупнейших высокодоходных и наиболее
динамичных отраслей экономики. В сфере
туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е.
каждый десятый работник в мире. На его
долю приходится 7% общего объема инвестиций,
11% мировых потребительских расходов,
5% всех налоговых поступлений и треть
мировой торговли услугами. Туризм оказывает
огромное влияние на такие ключевые секторы
хозяйства, как транспорт и связь, торговля,
строительство, сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления и многие
другие, выступая катализатором социально-экономического
развития. По прогнозам специалистов XXI
век станет веком туризма. Анализ современного
состояния рынка туристских товаров и
услуг, перспектив его развития и вклада
туризма в мировую и национальную экономику
чрезвычайно важен. Однако, прежде чем
погружаться в текущие проблемы туристского
бизнеса, целесообразно раскрыть содержание
понятия «туризм».1
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Основные определения приведены в табл. 1.1.
Туризму свойственен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера (рис. 1.1).
Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:
- основные;
- специфические;
- дополнительные.
Таблица 1.
Подходы к определению туризма2
Автор |
Определение |
Определение туризма, принятое ООН в 1954 г. |
Туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства |
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.11.1996 № 132-Ф3 (в ред. от 27.12.2009) |
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания |
Международная ассоциация научных экспертов в области туризма |
Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы |
Квартальнов В. А. |
Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте |
Статистическая комиссия ООН (1993 г.) |
Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями |
Мы считаем, что определение туризма по закону РФ является наиболее полным, отражающим всю суть явления. Весьма схожее определение дал Квартальнов В. А.
Основные потребности туристов – это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристкой деятельности.
Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки – потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.
Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.
Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.
Таким образом,
туризм развивает местную
Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. Дело в том, что научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.
«Социальная значимость
туризма обусловлена
Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.
Гуманитарная
функция заключается в
Туризм способствует удовлетворению коммуникативной потребности человека – потребности в общении и обмене информацией. Увеличивается число туристских поездок с целью посещения друзей и родственников, установления гуманитарных и деловых контактов. Туризм играет важную роль в развитии мирных межнациональных контактов.
Рис. 1 Функции туризма3
Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.
Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.
В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются типы тризма:
- внутренний, т.е.
путешествия жителей какой-
- въездной, т.е.
путешествия по какой-либо
- выездной, т.е.
путешествия жителей какой-
Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:
- туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
- национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;
- международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.
Взаимосвязь типов и категорий туризма отражена на рис. 2.
Рис. 2 Типы и категории туризма4
Рис. 3 Виды и формы туризма5
Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма: рекреационный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, этнический, транзитный.
Существуют классификации туризма,
основанные на иных признаках. Одни
из них относятся к туристскому
путешествию и позволяют описать
его исходя из способа организации,
продолжительности, используемых
транспортных средств, интенсивности
туристских потоков. Другие
характеризуют туризм исходя из демографической
и социально-эконо
По способу организации различают:
- организованный;
- неорганизованный.
По продолжительности путешествия выделяют
- краткосрочный;
- долгосрочный.
По используемым транспортным средствам:
- железнодорожный;
- авиационный;
- теплоходный;
- автомобильный;
- автобусный;
- велосипедный;
- туризм с использованием прочих средств передвижения.
По интенсивности туристских потоков:
- постоянный;
- сезонный.
По возрастной категории туристов:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития туризма в России