Проблемы и перспективы развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
отметить перспективы развития туризма в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы развития туризма в России..doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Туризм  является одной из  наиболее динамичных и сравнительно отраслей мировой экономики, благодаря быстрым темпам  роста он является  экономическим феноменом двадцать первого века и в ближайшие годы станет  важным  сектором экономики в целом. 

  Во многих европейских странах туризм играет ключевую роль для формирования валового внутреннего продукта, создания резервных рабочих мест и повышения процента занятости населения, а также для активизации внешнеторгового баланса. Туризм обнаруживает огромное влияние на такие важные отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и  прочее выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют такие основные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.  

Рассмотрение  туризма  в качестве  источника  повышения валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения  занятости населения постоянно  возрастает.     

В данный момент Россия по уровню развития,  туризма, занимает  незначительную нишу на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это довольно низкий показатель, учитывая то, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, нежели во многих европейских странах, с традиционно высокой туристической посещаемостью.      

Следовательно, перед российской индустрией туризма  встает проблема поиска таких методов  построения эффективной системы  управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым  дальнейшему развитию всей сферы  туристского бизнеса, врастанию  России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция  развития туристской отрасли может  обеспечить соответствующий уровень  качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как  следствие, добиться существенного  роста в России внутреннего и  въездного туризма.  

Целью работы является исследование проблем развития туризма  в Российской Федерации.      

Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:

    • рассмотреть  сущность и функции туризма,  его классификацию;
    • исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
    • проанализировать  основные экономические показатели  развития туризма за рубежом  и в РФ;
    • раскрыть  проблемные аспекты продвижения  российского турпродукта;
    • отметить перспективы развития туризма в России.

 

         Объектом исследования  является  туристическая деятельность в Российской Федерации, а предметом исследования выступает ее развитие в России и за рубежом. 

 
 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Сущность и функции туризма

Туризм в  представлении большинства людей  связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.  
 Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма. Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Однако, прежде чем погружаться в текущие проблемы туристского бизнеса, целесообразно раскрыть содержание понятия «туризм».1

В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Основные определения приведены в табл. 1.1.

Туризму свойственен  ряд функций экономического, социального  и гуманитарного характера (рис. 1.1).

Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:

- основные;

- специфические;

- дополнительные.

Таблица 1.

Подходы к определению  туризма2           

 

Автор

Определение

Определение туризма, принятое ООН в 1954 г.

Туризм - это  активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства

Закон РФ «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.11.1996 № 132-Ф3 (в ред. от 27.12.2009)  

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания

Международная ассоциация научных экспертов в  области туризма

Туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы

Квартальнов В. А.

Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте

Статистическая  комиссия ООН (1993 г.)

Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями


 

Мы считаем, что определение туризма по закону РФ является наиболее полным, отражающим всю суть явления. Весьма схожее определение дал Квартальнов В. А.

Основные потребности  туристов – это потребности в  передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристкой деятельности.

Потребление основных услуг является предпосылкой для  удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью  поездки – потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.

Дополнительные  потребности туристов удовлетворяются  услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.

Специфика туристского  потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а наоборот. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

Таким образом, туризм развивает местную инфраструктуру, создает новые рабочие места, инициирует приток валюты в страну, обеспечивает поступления в государственный  и местный бюджеты, оказывает  стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли, осуществляющие вспомогательные и сопутствующие по отношению к туризму виды деятельности.

Туризм несет  в себе глубокую социальную функцию. Дело в том, что научно-технический  прогресс коренным образом изменил  жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

«Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших  потребностей человека – восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», - отмечается в Манильской декларации по мировому туризму.

Туризм как  многоплановая и активная форма  отдыха способствует полному и всестороннему  обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

Гуманитарная  функция заключается в использовании  его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет  совместить отдых с познание окружающего  мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных.

Туризм способствует удовлетворению коммуникативной потребности  человека – потребности в общении  и обмене информацией. Увеличивается число туристских поездок с целью посещения друзей и родственников, установления гуманитарных и деловых контактов. Туризм играет важную роль в развитии мирных межнациональных контактов.

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.  1 Функции туризма3

1.2. Классификация туризма

Туризм в  современном мире проявляется в  различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его  классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим  от определенных практических целей.

Наиболее распространенной  классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма  определяется национальной принадлежностью  туристов.

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении  отдельной страны выделяются типы тризма:

- внутренний, т.е.  путешествия жителей какой-либо  страны по своей собственной  стране;

- въездной, т.е.  путешествия по какой-либо стране  лиц, не являющихся ее жителями;

- выездной, т.е.  путешествия жителей какой-либо  страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между  собой, образуя следующие категории  туризма:

- туризм в  пределах страны, включающий внутренний  и въездной туризм;

- национальный  туризм, охватывающий внутренний  и выездной туризм;

- международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Взаимосвязь типов  и категорий туризма отражена на рис. 2.

 

 


 






 


 


 

Рис. 2 Типы и  категории туризма4

 

 

 



 

 



 



 









 

 



 


 

 



 



 

 

Рис.  3  Виды и формы туризма5

 

Функциональная  классификация видов туризма  определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают  следующие виды туризма: рекреационный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, этнический, транзитный.

Существуют классификации туризма, о‭‬сно‭‬ванные на иных признаках. Одни из них о‭‬тно‭‬сятся к туристско‭‬му путешествию и по‭‬зво‭‬ляют о‭‬писать его‭‬ исхо‭‬дя из спо‭‬со‭‬ба о‭‬рганизации, про‭‬до‭‬лжительно‭‬сти, испо‭‬льзуемых транспо‭‬ртных средств, интенсивно‭‬сти туристских по‭‬то‭‬ко‭‬в. Другие характеризуют туризм исхо‭‬дя из демо‭‬графическо‭‬й и со‭‬циально‭‬-эко‭‬но‭‬мическо‭‬й то‭‬чки зрения (рис. 3).

По‭‬ спо‭‬со‭‬бу о‭‬рганизации различают:

- о‭‬рганизо‭‬ванный;

- нео‭‬рганизо‭‬ванный.

По‭‬ про‭‬до‭‬лжительно‭‬сти путешествия выделяют

- кратко‭‬сро‭‬чный;

- до‭‬лго‭‬сро‭‬чный.

По‭‬ испо‭‬льзуемым транспо‭‬ртным средствам:

- железно‭‬до‭‬ро‭‬жный;

- авиацио‭‬нный;

- тепло‭‬хо‭‬дный;

- авто‭‬мо‭‬бильный;

- авто‭‬бусный;

- вело‭‬сипедный;

- туризм с испо‭‬льзо‭‬ванием про‭‬чих средств передвижения.

По‭‬ интенсивно‭‬сти туристских по‭‬то‭‬ко‭‬в:

- по‭‬сто‭‬янный;

- сезо‭‬нный.

По‭‬ во‭‬зрастно‭‬й катего‭‬рии туристо‭‬в:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития туризма в России