Проблемы реформирования системы управления санаторно-курортными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Туристско-рекреационная индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, оцениваемое значимым мультипликативным эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития, прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.
Отечественный санаторно-курортный комплекс, который является ключевой составляющей туристско-рекреационной индустрии, выполнял важную социальную роль в советский период. Проблемы санаторно-курортной отрасли наиболее остро проявились с переходом всей экономики страны к рыночным отношениям.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФОРМИРОВАНИЕ.doc

— 561.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Проблемы реформирования системы управления санаторно-курортными предприятиями 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Туристско-рекреационная индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, оцениваемое значимым мультипликативным эффектом, выступает катализатором социально-экономического развития, прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.

Отечественный санаторно-курортный  комплекс, который является ключевой составляющей туристско-рекреационной  индустрии, выполнял важную социальную роль в советский период. Проблемы санаторно-курортной отрасли наиболее остро проявились с переходом всей экономики страны к рыночным отношениям. Резкое сокращение дотаций, рост цен общая политическая и экономическая нестабильность в стране поставили перед рекреационными предприятиями новые задачи, направленные на стабилизацию функционирования в новых экономических условиях. Формирующийся новый спрос  способен вызвать перестройку традиционных рекреационных технологий, используемых в санаторно-курортных организациях, а также изменить структуру  курортного продукта. Санаторно-курортные организации должны изучать и прогнозировать формирующийся спрос для его своевременного и полного удовлетворения.

Таким образом, проблемы реформирования управления санаторно-курортными организациями  в  современных условиях  занимают важное место в системе развития общественных и воспроизводственных отношений в РФ.

Для эффективного развития рынка  санаторно-курортных  услуг необходима координация и регулирование  со стороны государства. Мировой  опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран показывают, что такой подход к регулированию этого вида   деятельности,  а также туристской  деятельности  в целом,  может дать существенные экономические преимущества и способствовать решению многих социальных задач. Рынок  санаторно-курортных  услуг следует развивать и регулировать на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя принципы разумного и эффективного планирования. Активизация роли государства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста должна сочетаться с процессами рыночного регулирования экономики, т.е. необходим синтез государственного регулирования и рыночных инструментов для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического роста.

Перспективность  развития предприятий,  функционирующих  в  сфере  оказания  санаторно-курортных услуг,  подтверждается  сегодняшним  состоянием индустрии  туризма и  отдыха  в  целом,  а  также  наблюдающимся   сегодня  уровнем  конкуренции в этой сфере.  Развитие  подобных  социально  значимых отраслей  в  современных  условиях  необходимо  осуществлять на основе совершенствования методов управления предприятиями, действующими на рынке санаторно-курортных услуг. В  связи  с  этим  все  более  актуальным  становится  подробное  исследование  всех  аспектов управления санаторно-курортными предприятиями, выявление резервов повышения эффективности работы указанных предприятий на основе повышения конкурентоспособности, что  позволит  извлечь  наибольшую  экономическую  выгоду  для  государства,  а  также  полностью  удовлетворить  социальные  нужды  населения.

Кроме того, исследование в отечественной  литературе проблем, связанных с  особенностями функционирования рынка  санаторно-курортных услуг, в частности, повышение эффективности  управления в этой сфере в  современных  экономических  условиях часто носит поверхностный неглубокий характер, а использование богатого зарубежного опыта в практике оказания санаторно-курортных услуг требует его адаптации к российским условиям. Необходимость рассмотрения данных проблем и разработки предложений для их решения определили актуальность настоящего исследования.

Основной  целью данной работы  является  реформирование управления санаторно-курортными организациями, а  также  выявление  основных  особенностей развития рынка санаторно-курортных услуг в России, определение перспектив его развития и методов регулирования.

В  соответствии  с  определенной  целью  в  диссертационном  исследовании поставлены  и  обоснованы  следующие  задачи:

  • исследовать санаторно-курортные услуги в россии и за рубежом: проблемы управления и конкурентоспособности
  • рассмотреть необходимость организационных изменений в деятельности санаторно-курортных учреждений;
  • изучить внутренний маркетинг в обеспечении сервисного качества курортного продукта;
  • исследовать персонификацию взаимоотношений с потребителем и формирование программ лояльности;
  • определить управленческий учет как способ реанализации финансовых и материальных потоков в санаторно-курортных организациях;
  • исследовать деятельность санатория «Целебный Нарзан»
  • сделать анализ системы управления санатория «Целебный Нарзан»;
  • предложить способы реформирования системы управления санаторием «Целебный Нарзан»

Степень разработанности темы  дипломной работы. Анализ  исследований  в области теории  и практики  развития индустрии туризма и гостеприимства, а также регулирования рынка санаторно-курортных услуг в России в современный период показал,  что для решения задач диссертационного  исследования  имеются определенные  научные предпосылки. 

В последние годы усилилось внимание к процессам, происходящим в санаторно-курортной  сфере. Большинство работ по санаторно-курортной  тематике было посвящено государственному и региональному управлению санаторно-курортным рынком (А.Т. Быков, А.О. Варваштян, А.М.Ветитнев, Н.Г. Истошин, Л.В. Криворучко, Н.В. Калмыкова, Г.А. Карпова, С.И. Ручка), качеству и конкурентоспособности рекреационных организаций (М.А. Боков, В.Н. Бондаренко, Н.В Клепова, Н.С. Матющенко).

Однако в этих работах рассматривались, как правило, только отдельные аспекты управления санаторно-курортными организациями в рыночных условиях, недостаточно полно исследовались вопросы взаимоотношений с потребителями санаторно-курортных услуг, не были представлены результаты структурного реформирования управления санаторно-курортных организаций, недостаточно уделялось внимания процессному подходу к управлению.  Степень изученности вопросов формирования современного механизма регулирования рынка санаторно-курортных услуг еще отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и предлагать конструктивные решения многочисленных практических проблем, существующих в этой сфере.

Актуальность  и  недостаточная  степень  разработанности  проблем  управления  предприятиями санаторно-курортного комплекса  требуют,  чтобы  они  стали  объектом  специального  научного исследования в области теории и практики.

Объектом  диссертационного  исследования выступают санаторно-курортный комплекс и входящие в него санаторно-курортные организации.

Предметом  исследования  являются   методические  проблемы разработки системы управления санаторно-курортным комплексом и деятельностью санаторно-курортных организаций в современных условиях. 

Теоретической  и  методологической  основой  исследования является  современная теория  управления  предприятиями различных форм собственности в сфере санаторно-курортных услуг,  труды отечественных и зарубежных  ученых  и практиков,  посвященные вопросам  развития  сферы  санаторно-курортных услуг,   а  также  вопросам  создания  системы  эффективного  управления  на  уровне конкретного санаторно-курортного предприятия.  В  работе  использованы  нормативно – правовые  акты,  рекомендации  и  распоряжения  государственных  органов  управления,  статистические  данные,  а  также  материалы,  полученные  в  результате  проведенного  автором  анализа  деятельности  ряда  предприятий  сферы   санаторно-курортных услуг.

Методика  исследования основана  на  использовании  общенаучных  методов  системного  подхода,  следующих  эмпирических  методов:  наблюдение,  сравнение,  измерение,  контент – анализ  первичных  документов  предприятий  и  законодательных  актов,  а  также  ряда  статистических  методов,  в  том числе метода  экспертных оценок,  экономического  моделирования,  метода  оценки  достоверности качественных  и количественных  статистических  показателей.

Практическая  значимость. Полученные автором результаты исследований имеют практическое значение для предприятий и учреждений гостиничной и санаторно-курортной отрасли нашей страны, адаптирующих свою экономическую деятельность к условиям рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПРЕДПОСЫЛОК РЕФОРМИРОВАНИЯ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНАТОРИЕМ

    1. Санаторно-курортные услуги в России и за рубежом: проблемы управления и конкурентоспособности

 

Туристско-рекреационный комплекс предназначен для обслуживания туристов, целенаправленно организует в этом направлении и деятельность других отраслей (подотраслей, предприятий). Эти отрасли условно можно разделить на две группы:

  • производящие и реализующие услуги в непосредственном контакте обслуживающего персонала с туристами (транспортные и гостиничные услуги, общественное питание, культура и искусство и т.д.);
  • опосредованно участвующие в формировании комплексной туристско-рекреационной услуги (промышленность, сельское хозяйство, торговля и т. д.) [37, с. 18].

Вторая группа отраслей (подотраслей, предприятий) фактически является обеспечивающей материальную базу первой группы. Особенность такого межотраслевого объединения заключается в том, что входящие в туристско-рекреационный комплекс отрасли созданы не только для исключительного или преимущественного удовлетворения потребностей туристов, но и для потребностей других отраслей народного хозяйства, других категорий населения. Однако туризм как отрасль без услуг отраслей, составляющих инфраструктуру туризма, не может существовать.

Таким образом, с точки зрения входящих в него отраслей, туристско-рекреационный комплекс представляет собой:

  • индустрию туризма;
  • санаторно-курортный комплекс;
  • индустрию досуга и отдыха;
  • другие отрасли сферы услуг (транспорт, связь, общественное питание, подготовку кадров и т.п.);
  • отрасли материального производства, участвующие в создании объектов туризма и курортов и выпускающие товары курортного и туристского спроса;
  • организации и службы, обеспечивающие безопасность туристов и отдыхающих на курортах.

Санаторно-курортный комплекс в  сфере туристско-рекреационных услуг  занимает особое место. По функциональным особенностям оздоровления нации он близок к медицине, поскольку основной производитель услуг в этой сфере – медицинский работник, получающий образование в учебных заведениях общемедицинского профиля. С другой стороны услугами предприятий санаторно-курортного комплекса в основном пользуются в свободное, отпускное время, за пределами своего места жительства, сочетая лечение с отдыхом. Главными лечебными и оздоровительными факторами в отличие от здравоохранения являются не лекарственные средства, а природные: грязи, минеральные воды, климат. Лечение и оздоровление в учреждениях санаторно-курортного комплекса можно сочетать с экскурсиями, развлечениями, т.е. с тем, что считается неотъемлемой атрибутикой рекреации.

Санаторно-курортный  комплекс как экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений и институтов, которые определяют характер функционирования, взаимодействия объектов хозяйствования, обеспечивающих производство и реализацию санаторно-курортных услуг. На входе в эту систему находятся туристские и природно-рекреационные ресурсы, а на выходе – санаторно-курортные услуги и сопутствующие им товары. В социальном плане функционирование санаторно-курортного комплекса обусловлено потребностью людей  в отдыхе, лечении, курортной реабилитации, воспроизводстве физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. [37, с. 18]

Системный анализ санаторно-курортного комплекса как социально-экономического явления позволил уточнить его место  в сфере оказания услуг населения, рассматривая его как часть лечебно-оздоровителных услуг и подсистему туризма, а именно туризма с лечебными целями. В то же время бюджетная часть СКК, находящаяся вне рынка и выполняющая определенную социальную функцию, пока является подсистемой отечественного здравоохранения.

3. Особенность санаторно-курортной  услуги в методологическом аспекте  заключается в том, что она  характеризуется потребительными  стоимостями четырех видов:

  • во-первых, потребительными стоимостями, не являющимися продуктами человеческого туда (климат, ландшафт, флора и фауна);
  • во-вторых, потребительными стоимостями труда, затраченного в прошлом и не принимающего товарной формы (памятники культуры);
  • в-третьих, потребительными стоимостями, которыми пользуются туристы бесплатно, хотя они и требуют затрат на их восстановление (парки, леса, пляжи);
  • в-четвертых, потребительными стоимостями, выступающими как товары и услуги рекреационного назначения. [37, с. 18]

Информация о работе Проблемы реформирования системы управления санаторно-курортными предприятиями