Таким образом, можно говорить о
двойственной природе санаторно-курортной
услуги: первые три вида потребительных
стоимостей являются определяющими в
выборе направления движения рекреанта,
четвертый вид характеризует санаторно-курортную
услугу как продукт труда, предназначенный
для продажи, как товар.
На сегодняшний день, санаторно-курортные
услуги являются одним из наиболее перспективных
направлений развития внутреннего туризма
в нашей стране. Для эффективного развития
рынка санаторно-курортных услуг необходима
координация и регулирование со стороны
государства. Мировой опыт и практика
экономической, социальной и политической
стабильности развитых стран показывают,
что такой подход к регулированию этого
вида деятельности, а также
туристской деятельности в целом,
может дать существенные экономические
преимущества и способствовать решению
многих социальных задач. Рынок санаторно-курортных
услуг следует развивать и регулировать
на контролируемой, комплексной и устойчивой
основе, применяя принципы разумного и
эффективного планирования. Благодаря
такому подходу развитие рынка
санаторно-курортных услуг, координированное
с развитием туристского рынка
в целом, может принести региону
значительные экономические выгоды, не
порождая при этом каких-либо серьезных
экологических и социальных проблем
и неблагоприятных последствий. Активизация
роли государства в решении задачи обеспечении
устойчивого экономического роста должна
сочетаться с процессами рыночного реформирования
экономики, т.е. необходим синтез государственного
регулирования и рыночных инструментов
для реализации как краткосрочных, так
и долгосрочных целей экономического
роста.
Сущность государственной политики
в области туризма и рекреации
выражается в ее целях, средствах,
механизмах выработки и реализации.
Основной задачей государства,
в рамках проводимой им политики
в данной сфере, является учет, согласование
и реализация интересов субъектов
туристской индустрии и населения. Государственную
политику в области туризма и рекреации
проводят органы государства, в компетенции
которых находятся вопросы, прямо или
косвенно связанные с экономическими
аспектами туризма, которые представляют
собой субъекты управления. В качестве
объектов управления при этом выступают
хозяйствующие субъекты, а также различные
экономические процессы в рассматриваемой
санаторно-курортной сфере. [37, с. 18]
Итак, эффективное государственное
управление в санаторно-курортной
сфере должно обеспечить надежное решение
трех основных задач:
- поддержание стабильной емкости рынка санаторно-курортных услуг, то есть массового спроса на эти услуги со стороны российского потребителя;
- создание и воспроизведение условий устойчивой текущей деятельности санаторно-курортных организаций и дестинаций;
- создание и воспроизведение благоприятных условий устойчивого развития санаторно-курортного комплекса.
Проведенное исследование позволило
сделать вывод, что проблема сохранения
достаточно емкого рынка за счет спроса
массового российского потребителя принципиально
неразрешима без финансовой поддержки
государства. Источник этой поддержки
может быть организован двояко: через
бюджет и внебюджетным образом. Но в любом
случае такую поддержку следует понимать
как государственную обязанность, а не
благотворительность государства. Стратегический
путь данного подхода состоит в создании
новой организационно-правовой системы
функционирования и развития санаторно-курортного
комплекса страны.
В ходе анализа зарубежного
опыта управления туризмом и
санаторно-курортным делом был
сделан вывод, что важное значение
для выработки отечественной
концепции управления развитием
санаторно-курортного комплекса
имеет изучение и обобщение опыта управления
этой сферой в странах, добившихся значительных,
общепризнанных успехов в решение этой
задачи. Функционирование курортных регионов
и организация курортного дела во всем
мире относится к туристской сфере, что
следует учитывать и в России. Благодаря
функционированию такой системы управления
развитием туризма и санаторно-курортного
дела указанные страны являются общепризнанными
мировыми туристскими центрами с высокоразвитой
индустрией туризма, доходы от которой
являются важнейшей статьей дохода в бюджетах
этих государств. [37, с. 18]
Последние изменения в экономической обстановке
в России повлекли за собой необходимость
структурных изменений во многих отраслях
хозяйственной деятельности, а также в
системе управления ими.
В ходе исследования санаторно-курортного
комплекса выявлены как положительные
так и отрицательные аспекты.
К положительным аспектам можно
отнести следующие:
- отрасль динамично развивается;
- механизмы взаимодействия между участниками рынка санаторно-курортных услуг совершенствуются,
- расширяется нормативно-законодательная база;
- отрасль относительно свободна от конкурентного давления иностранных компаний;
- повышается уровень требований к качеству сервиса, а также к расширению спектра предоставляемых услуг.
К отрицательным аспектам,
которые характеризуют санаторно-курортный
комплекс в России в целом, можно
отнести:
- сохраняющуюся сезонность спроса, которая не позволяет эффективно использовать производственные мощности предприятий СКК;
- отсутствие льгот на инвестирование в курортную сферу и низкая норма прибыли, обуславливающие серьезную нехватку инвестиционных средств;
- отсутствие опыта работы на рынке многих участников, что порождает стратегию «последователя лидера рынка», т.е. уровень сервиса и цен для всех участников рынка устанавливается 2-3 крупными компаниями;
- отсутствие интенсивной конкуренции на уровне идей, которая подменяется жесткой конкуренцией на уровне цен;
- система подготовки кадров для санаторно-курортной сферы не отвечает потребностям отрасли;
- система продвижения туристского продукта на рынке недостаточно развита.
- не разработаны принципы государственной политики и концепции развития курортного дела, принципы и методы государственного регулирования деятельности курортных организаций с различными организационно-правовыми формами и видами собственности;
- существующая законодательная и нормативная база не обеспечивает четкого регулирования курортной сферой;
- оздоровительные организации (пансионаты, дома отдыха) остаются в неравном положении по сравнению с лечебно-профилактическими организациями (санаториями, профилакториями и др.) по льготам персонала, по налогам, хотя и выполняют единую задачу – оздоровление населения;
- отсутствие стандартов качества курортного лечения, курортного оздоровления, профессиональных стандартов в курортном деле, ГОСТов материально-технического оснащения здравниц;
- не установлен перечень санаторно-курортных услуг, подлежащих обязательной сертификации, в т.ч. включая не только лечебно-профилактические и оздоровительные, но и услуги по проживанию, проведению организованного досуга, состояние территории.
- недостаточное финансирование государственных бюджетных целевых программ развития курортной сферы;
- застройка курортных территорий и лечебных местностей ведется с угрозой истощения и загрязнения природных лечебных ресурсов в связи с отсутствием юридически оформленного округа санитарной охраны, где законодательно должен быть установлен режим проживания, землепользования, природопользования, направленный на сохранение природных лечебных ресурсов;
- не обеспечивается мониторинг состояния окружающей среды лечебно-оздоровительных местностей и курортов. [37, с. 18]
Таким образом, можно
сформулировать основные направления
совершенствования управления санаторно-курортным
комплексом в условиях реформирования социальной
сферы:
- разработка системы современных форм и методов функционирования курортов федерального значения;
- организация эффективного управления курортами федерального значения;
- повышение доступности санаторно–курортного лечения для большинства населения страны и его эффективности;
- обеспечение поддержания высокого (на уровне потребности) спроса и устойчивой конъюнктуры, а также сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно – методической и природной базы курортного дела;
- уточнение и оптимизация налоговой и инвестиционной политики;
- определение принципов участия российских санаторно–курортных организаций на мировом рынке санаторно–курортных услуг.
Приоритетами в сфере санаторно-курортных
услуг с точки зрения общественной
значимости развития данного сектора
на отечественном рынке являются:
- возрастающие изменения рынка услуг, их внутренняя сложность;
- адаптация маркетинга санаторно–курортных услуг к решению нестандартных проблем потребителей и многообразие спектра
медицинских услуг (персонификация потребительского
спроса на услуги);
- ориентация на конкуренцию в сфере санаторно-курортных медицинских услуг;
- разработка эффективных систем управления СКК с целью обеспечения максимума продаж (гибкие и специализированные продажи услуг с различными рыночными колебаниями). [37, с. 18]
В современных условиях
назрела острая необходимость для
санаторно-курортных организаций
осуществлять глубокий анализ деятельности
своего сегмента рынка сбыта, конкурентного
окружения, своих возможностей, чтобы выявить конкурентные преимущества,
недостатки и разрабатывать маркетинговую
стратегию, направленную на повышение
уровня загрузки здравниц. Необходимость
реформирования управления санаторно-курортными
организациями объясняется высокой степенью
изменчивости внешней среды, свойственной
рыночной экономике, и необходимостью
быстрой адаптации к этим изменениям,
с одной стороны и потребностям в перестройке
внутренней среды с удалением неэффективно
работающих звеньев – с другой.
1.2. Необходимость организационных изменений в деятельности санаторно-курортных
учреждений
Экономическая стабильность организации,
ее выживаемость и эффективность деятельности
в условиях рыночных отношений неразрывно
связаны с ее непрерывным совершенствованием
и развитием. При этом совершенствование
организации должно осуществляться по
принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются
факторы, определяющие необходимость
постоянного совершенствования и адаптации организации:
- рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
- рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
- финансовый рынок;
- рынок труда;
- окружающая природная среда. [37, с. 18]
Без учета этих факторов
невозможно планировать стратегию
развития. Поэтому успех любого предприятия или организации
и возможность их выживания зависят от
способности быстро адаптироваться к
внешним изменениям. В постоянном стремлении
поддерживать соответствие организации
условиям внешней среды заключается принцип
адаптивного управления. Он проявляется
в динамичном освоении новой продукции,
современной техники и технологии; применении
прогрессивных форм организации труда,
производства и управления, непрерывном
совершенствовании кадрового потенциала.
В условиях динамичности
современного производства и общества управление
должно находиться в состоянии непрерывного
развития, которое сегодня невозможно
обеспечить без исследования тенденций
и возможностей, без выбора альтернатив
и направлений развития.
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным
условиям:
- обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем. что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;
- быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
- учитывать изменение структуры издержек производства;
- принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень
проблем, с которыми приходится сталкиваться
многим организациям. Для реализации их существует
объективная необходимость в исследованиях,
анализе существующего положения.
Различного рода нововведения
проявляют себя на предприятиях в
форме организационного совершенствования
системы управления, что требует
уточнения отдельных связей, параметров
системы, применения более эффективных
способов их реализации, повышения уровня
надежности и т.д. Организационное совершенствование
системы (ее подсистем или элементов) затрагивает
уже не только отдельные связи, но и структуру
управления в целом. А это в свою очередь,
требует установления и обеспечения новых
связей, устранения излишних связей, существенного
изменения функций управления и способов
принятия управленческих решений. [37, с. 18]
Таким образом, исходя из
проведенного обзора специализированной литературы
можно сделать следующие выводы.
Под системой управления санаторием понимается конкретный аппаратурный,
нормативный, функциональный вариант
реализации технологий, позволяющий решать
конкретную проблему управления.
К основным факторам, определяющим
необходимость реорганизации санаторно-курортных
учреждений относятся:
- устаревшая нормативная база и практически полное отсутствие документов, регулирующих структуру и функции СКО;
- изменение потребностей отдыхающих;
- реформирование внешнего окружения здравниц, переориентация целей, стоящих перед <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0