Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:14, курсовая работа
Направлена на развитие комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей достижению детьми самоценности и целостности собственной личности, организации внутреннего мира, осознания своей роли в коллективе, истинных ценностей и нравственно-эстетических жизненных приоритетов и на социальную адаптацию детей в современном обществе, профессиональная ориентация, подготовка к участию в его общественно-политической и экономической жизни.
Программа профильной смены
«Турист»
Направлена на развитие комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей достижению детьми самоценности и целостности собственной личности, организации внутреннего мира, осознания своей роли в коллективе, истинных ценностей и нравственно-эстетических жизненных приоритетов и на социальную адаптацию детей в современном обществе, профессиональная ориентация, подготовка к участию в его общественно-политической и экономической жизни.
I.Пояснительная записка.
В современных условиях профильная смена «Турист» рассматривается не только как место, где происходит обучение воспитанников, вооружение знаниями, умениями, навыками туристско-спортивной деятельности, создание эмоционального настроя и развитие их социальной активности.
Профильная смена «Команда» является традиционной формой обучения детского актива. Данная организация обучения прошла апробацию и является одной из успешно адаптированных.
Программа лагеря создана с учетом целей и задач ОООО «Федерация пионерских и детских организаций» в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей РФ, Президентской программой «Молодежь России», «Дети России», федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», областной программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области». Также создание этой программы является результатом изучения опыта работы детских оздоровительных лагерей, лагерей детского актива Оренбургской области.
Программа краткосрочная – рассчитана на одну лагерную смену, продолжительностью 7 дней, модифицированная.
Программа рассчитана на детей и подростков – членов городских, районных детских организаций в возрасте от 12 до 15 лет включительно, работающих по программе лидерского направления ФПДО «Команда»; в число участников смены включены дети, находящиеся в социально – опасном положении.
II. Цели
III. Задачи
IV. Ожидаемые результаты
Главным результатом деятельности детского объединения является развитие ребенка и детского сообщества. Программа предполагает развитие активности, инициативности, самостоятельности, организаторских способностей формирования активной жизненной позиции, включение в деятельность, имеющую социальную направленность.
Идея
Участники смены отправляются
в кругосветное путешествие на
поиски дороги Успеха. Где точно
она находится, никто не знает:
V. Содержание
Организационно-воспитательная деятельность.
Содержание организационной
Содержание деятельности и механизм реализации смены.
Содержание программы «Команда»
тематического проекта «Дорога Успеха».
Проект (смена) состоит из трех этапов (в соответствии со структурой стандартной летней смены).
Первый этап (организационный период) представляет собой введение участников лагеря в сюжет смены. В этот период ребята знакомятся с условиями проживания в лагере, утверждают законы и правила, устанавливают систему самоуправления, в это же время ребята определяют для себя направления познавательной и спортивной деятельности (работа в клубах, творческих мастерских, секциях).
Второй этап (основной) является самым длительным по времени и представляет собой непосредственное развитие сюжета смены. В этот период проходят все традиционные праздники и мероприятия; организована работа «Школы Федерации», действует система детского самоуправления, информационный штаб; демонстрируются возможности оздоровления – дети включатся в активную деятельность, посредством которой формируется система взаимодействия, происходит накопление опыта в организации детского досуга, в развитии лидерского потенциала.
Третий этап (заключительный) – подведение итогов смены; представление приобретенного опыта, его осмысление, определение последействий. В рамках этого этапа завершается диагностическая деятельность, пилотные исследования, которые показывают реальный результат работы летней смены.
Образовательный модуль программы
Этот блок представляют:
«Школа Федерации» и «Творческие мастерские».
«Школа Федерации» (см. приложение).
«Творческие мастерские» (факультативный курс): «Познай себя», «Танцы», «Гитара», «Игротека», «Компьютер», «Спорт».
Организация соуправления
В течение смены будут
Высший орган – общелагерное собрание;
Совет командиров команд (осуществляет руководство жизнедеятельности лагеря, конкретное планирование работы на смену, организацию выполнения намеченного плана, корректировку программы смены);
Совет помкомов (помощник командира) осуществляет контроль за чистотой и порядком в лагере) и т.д.;
Информационный штаб (информирует участников смены о жизнедеятельности в лагере, выпускает стенгазеты, листовки и т.д.
Структура соуправления определяется внутри команд совместно с ведущими.
Для данной смены характерно чередование творческих поручений.
Организация анализа и рефлексии
В рамках программы предусматривается организация следующих видов анализа: анализ дел, анализ деятельности Школы Федерации, творческих мастерских, анализ дня, анализ деятельности за определенный период времени, анализ стиля взаимоотношений, анализ работы органов соуправления, анализ конкретных поступков и участия каждого в жизнедеятельности команды и лагеря.
На каждом уровне организации анализа и рефлексии предусматриваются определенные формы:
На личном уровне – дневнички настроения детей и ведущих, анкеты, индивидуальные беседы и т.д.
На уровне команды – вечерние огоньки, система отрядных огоньков, выпуск газеты, итоговые сборы, экран настроения.
На уровне лагеря – деятельность информационного штаба.
На уровне педагогического корпуса – ежедневные планерки, текущие и итоговые педагогические советы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Как организовать дело?
У любого дела есть свои ступени роста – этапы:
1- определение цели и задач дела;
2- планирование работы и распределение обязанностей;
3- коллективная подготовка дела;
4- проведение;
5- подведение итогов, анализ результатов дела.
Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:
Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».
Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.
Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».
Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.
Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».
Нельзя планировать
Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».
Разберите все вместе поручения
каждого (микрогруппы). Определите, какими
способами можно выполнить
Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».
Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.
Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».
Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.
Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».
Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:
- Добились ли вы цели, которую ставили?
- Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?
- Что нового узнали, чему научились при проведении дела?
Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.
1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).
2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).
3. Разбейте всю планируемую
4. Посоветуйтесь с опытными
5. Разбейтесь на микрогруппы
(экипажи, команды, патрули,
6. Распределите обязанности (
7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.
8. Вносите по ходу работы
9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).
10. Подведите итоги дела, проанализируйте
все его этапы, сделайте выводы
на будущее (собрания
При работе помните основные правила общения людей:
· Будьте внимательными и вежливыми.
· Учитывайте мнение каждого.
· Выражайте мысли четко и ясно.
· Будьте справедливы и выдержаны.
К этим правилам вы можете добавить и другие, которые считаете необходимым использовать в своей эскадре (отряде, экипаже).
Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят-участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива вожатый использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.