Производственная экскурсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и определение значения производственной экскурсии.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
-изучить историю производственной экскурсии в Беларуси и за рубежом;
-исследовать особенности проведения производственной экскурсии;
-определить значение экскурсий на производство;
-определить теоретические основы методической разработки производственной экскурсии;
-анализ форм и методов организации и проведения экскурсий на предприятии;

Содержание

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКСКУРСИИ 5
1.1 История производственной экскурсии в Беларуси и за рубежом 5
1.2 Особенности проведения производственной экскурсии для разных возрастных групп 9
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКСКУРСИИ НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БЛИК» 19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.1.1 Общая характеристика предприятия 19
2.1.2 Общая характеристика частного унитарного предприятия 20
2.1.3 Характеристика ЧУП «Блик» 22
2.2 Отбор содержания экскурсии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

- от содержания и  формы предварительной профориентационной  работы,

- от потребности школы  в дополнении уроков наглядной демонстрацией,

- от уровней контактов  школы и предприятия,

- от потребности предприятия  в кадрах и его возможностей.

 

Также существует и ознакомительная экскурсия (ОЭ). ОЭ проводятся для учащихся 6-8 классов. Основные цели ОЭ: ознакомить учащихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями и характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование, на котором работают специалисты.[6]

Важным моментом ОЭ является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе профессии по профилю предприятия. Наоборот, отрицательные эмоции отторгают личность от предприятия, сферы материального производства. Для того чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки. Новизна обстановки сама по себе дает большую информационную нагрузку. Комментарии около объектов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность ОЭ не должна превышать 45 минут.

 

Тематическая  экскурсия (ТЭ) является продолжением уроков технологии, физики, химии, биологии и т.д. в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала. Как правило, ТЭ имеет направленный характер. Например, при изучении слесарного дела на уроках технологии учитель должен рассказать об использовании этой профессии в промышленности. Таким образом, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом слесаря-ремонтника, слесаря-инструментальщика, лекальщика, сборщика.

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы  учителем с отделом подготовки кадров или со службой профориентации предприятия. После такого рода экскурсии учащиеся могут (по усмотрению учителя) выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре и пр.

ТЭ может быть полезна учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.[6]

 

Профессиографическая  экскурсия (ПрЭ) предназначена для учащихся 9-11 классов. Ее цель - раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.

ПрЭ необходимо предварять профконсультацией, на основе которой, учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Трех тестов (ДДО, опросник профессиональной готовности, карта интересов) достаточно для того, чтобы сформировать подгруппы для экскурсий с общей направленностью интересов. Для правильно подобранных групп материал можно давать более емко, насыщенно, информативно, не опасаясь ослабления внимания.

ПрЭ требуют от экскурсовода особенно тщательной подготовки, знаний в области  психологии труда, педагогики, организации  промышленного производства.

В основу разработки содержания ПрЭ  должны быть положены либо профессиограммы, либо профессиографические описания. Однако далеко не на все профессии существуют вполне достоверные профессиограммы. В случае их отсутствия можно применять следующую схему анализа профессии:

- общие сведения о профессии,

- история возникновения,

- социально-экономическое значение  и место в народном хозяйстве,

- перспективы развития, ее связь  с другими профессиями.

Характеристика процесса труда. Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда, производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организация труда.

Санитарно-гигиенические  условия. Микроклиматические условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.

Требования профессии  к физическим и психологическим  качествам человека. Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность.

Требования  к профессиональной подготовке. Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе. ПрЭ должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.

 

Комплексная экскурсия (КЭ) ориентирована главным образом на учащихся подшефных школ. Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия.

Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере  предприятия, о возможностях профессионального  роста, о ступенях профессионализации.

 

Что должно предварять экскурсию?

Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью  мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии.

Учитель обязательно  должен дать учащимся задание (по его  усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Учитель обязательно должен найти  время для подведения итогов экскурсии  и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки по содержанию экскурсии оцениваются.

 

В организации непосредственно  экскурсии должны быть задействованы  две стороны: предприятие и школа.

Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии,

- составляет план мероприятия,  исходя из возможностей и потребностей  школы, цели экскурсии;

- составляет маршруты  для разных типов экскурсий,  согласовывает их с отделом  ТБ;

- готовит экскурсоводов,  проводя с ними методическую  учебу.

Школа, в лице учителя-предметника или педагога в качестве классного руководителя,

- разрабатывает и согласовывает  план проведения экскурсии;

- уточняет цель экскурсии;

- представляет список  учащихся (если его требует предприятие);

- разрабатывает форму  отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;

- вносит предложения  по совершенствованию экскурсионной  работы.

 

Педагог обязан следить  за выполнением правил техники безопасности (ТБ) и дисциплиной. Вместе с экскурсоводом сопровождающий педагог несет полную ответственность за соблюдение правил ТБ. Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Для того чтобы ПЭ была эффективной: экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.

Экскурсовод должен знать:

- цели и задачи экскурсии;

- общий уровень подготовки  и направленности учащихся;

- методику показа объектов  по маршруту;

- историю и перспективы  развития предприятия;

- взаимодействие всех  служб предприятия в процессе  производства;

- общие моменты технологии  изготовления изделий.

Экскурсовод должен отразить:

- значение той или  иной операции в технологическом  процессе;

- важность заинтересованного,  творческого отношения к труду;

- влияние правильности  профессионального выбора на  дальнейшую судьбу.

В качестве объектов экскурсии  выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая  их группе, вызвать живой интерес.

В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение  к предприятию.

Экскурсовод при показе объектов должен вести группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения  ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной.

Экскурсовод обязан анализировать  прошедшие экскурсии, учитывать  ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий.

При демонстрации рабочих  мест, оборудования, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".[8]

 

Также существуют ошибки при проведении производственной экскурсии, например:

1.Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).

2.Несоответствие моментов  демонстрации и объяснения. Если  в цехе шумно и сделать пояснения  можно только вне его, то  следует дать предварительное  установочное пояснение и после демонстрации повторить его.

3.Экскурсия однобоко  посвящается какой-либо стороне  производства (например, только условиям  работ).

4.Избыточная детализация,  использование специальных терминов  без объяснения их значения.

5.Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии. [6]

Интитут образовательного маркетинга и кадровых ресуров)

Таким образом, можно сказать следующее: умело проводимые производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи школьных предметов с жизнью, техникой, производством.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКСКУРСИИ НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БЛИК»

2.1 Характеристика предприятия

2.1.1 Общая характеристика предприятия

Общая характеристика предприятия  представляет собой: краткую историческую справку о создании организации, установление правового статуса, анализ всех видов деятельности, необходимых для функционирования организации; описание целей, масштаба и основного вида деятельности организации с учетом характеристики и факторов внешней среды, в которой она действует, специфику выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Общая характеристика предприятия структурно включает в себя три элемента:

- описание предприятия  и его организационно-правовой  формы; 

- анализ специфики  деятельности, ассортимента продукции  или услуг;

- организационную структуру  предприятия и функции подразделений.

Основными типами подсистем предприятия являются:

- информационно-аналитическая,  собирающая и обрабатывающая  информацию, полезную для успешного  функционирования предприятия: маркетинговая,  планово-экономическая, информационная, бухгалтерская;

- административно-управленческая, обеспечивающая управление и координацию различных подсистем: стимулирования, продвижения;

- производственно-технологическая,  обеспечивающая освоение новых  технологий и успешное техническое  функционирование производства: технологическая,  производственная, опытных разработок;

- материально-финансовая, обеспечивающая функционирование  материально финансовых потоков:  продаж, закупок, складская, финансовая.[16, c.6-7]

2.1.2 Общая характеристика частного унитарного предприятия

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли.

Учредителем унитарного предприятия является:

- юридическое или физическое  лицо,  резидент и нерезидент  Республики Беларусь;

- только одно лицо.

Учредительные документы:

- устав

Место нахождения – нежилое, непроизводственное помещение. Также местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) учредителя физического лица в следующих случаях:

Информация о работе Производственная экскурсия