Психологическая типология туристов и туристские роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 13:44, реферат

Краткое описание

В мире наблюдается динамичное увеличение как числа туристов, так и количества стран и мест, ставших популярными туристскими направлениями. Массовый туризм как культурный феномен развивается под воздействием перемен, происходящих в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
Глава 1. Типология туристов и туристские роли................................................ 4
Раздел 1.1. Классификация туристов как потребителей туристского продукта
4
Раздел 1.2. Типология туристов по набору комплексных критериев................ 5
Раздел 1.3. Типы туристов по характеру их активности .................................... 7
Раздел 1.4. Классификация туристов в зависимости стиля жизни .................... 7
Раздел 1.5. Туристские роли............................................................................... 10
Раздел 1.6. Мотивации к туризму...................................................................... 12
Раздел 1.7. Барьеры к путешествию................................................................... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ........

Вложенные файлы: 1 файл

типология туристов доклад.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

 

 

Кафедра Туризма и гостеприимства

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология туризма»

«Психологическая типология туристов и туристские роли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка группы СД-32

Суфиянова И.Ф.

Проверил: доц.

Бикмурзин П.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В мире наблюдается динамичное увеличение как числа туристов, так и количества стран и мест, ставших популярными туристскими направлениями. Массовый туризм как культурный феномен развивается под воздействием перемен, происходящих в обществе.

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Чем руководствуется турист, выбирая ту или иную страну, тот или иной вид отдыха?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы и определить особенности обслуживания клиентов, применяют различные классификации туристов, исходя из их потребностей, индивидуальных качеств человека, образа жизни и многих других критериев, влияющих на выбор человека как потребителя туристской услуги.

 

Глава 1. Типология туристов и туристские роли

Раздел 1.1.  Классификация туристов как потребителей туристского продукта

Как потребителей туристского продукта туристов можно разделить на отдельные категории. В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов.

Так, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта, их можно разделить на четыре категории:

  • «экономные» покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;
  • «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;
  • «этичные» покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг, туризма; 
  • «апатичные» покупатели туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена на них не играет роли.

В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:

  • люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
  • люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т. п.);
  • люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу).

При классификации путешествующих как потребителей турпродукта учитывается их возраст. По возрастной шкале определены следующие группы туристов:

  • от 0 до 14 лет: это дети, как правило, путешествующие с родителями, для них необходимо формировать льготные расценки;
  • 15 – 24 лет: сегментом является молодежь, которая уже путешествует без родителей, но, тем не менее, сохраняются льготные расценки на поездки;
  • 25 – 44 лет: экономически активные люди, которые проводят время со своими семьями на отдыхе или друзьями. Здесь надо обращать внимание на потребности детей, если отдыхают семьями;
  • 45 – 64 лет: люди среднего возраста, имеющие экономическую активность, но не обременены детьми. Кстати сказать, таких потребителей называют «опустевшие гнезда»;
  • старше 65 лет: здесь потребителями являются люди старшего возраста, неработающие пенсионеры. В мире этот сегмент насчитывает достаточно большую долю туристского рынка.

 

Раздел 1.2. Типология туристов по набору комплексных критериев

Типология туристов по набору комплексных критериев, позволяющая выделить четыре основных группы туристов в зависимости от склонности к перемене мест и видам предпочитаемого отдыха:

  • «оседлый тип» – основная мотивация путешествия – спокойный отдых с приемлемым уровнем сервиса. Общие черты – сильная приверженность своим привычкам, комфорт. Краткая характеристика: как правило, небольшой или средний уровень дохода, среднее или среднетехническое образование, все возрастные группы с преобладанием пожилых людей и молодежи. В качестве вторичных целей путешествия могут быть познавательные, престижные, оздоровительные, занятия спортом, развлечения. В связи с финансовыми ограничениями характерны поездки на близкие и средние расстояния;
  • «оседло-мобильный тип» – основная мотивация путешествия – познавательная в сочетании с отдыхом. Общие черты: предпочитают прогулки и разнообразные спортивные занятия развлечениям, придают большое значение посещению памятных мест и контактам с местным населением. Краткая характеристика: люди со средним уровнем дохода, как правило, преподаватели, студенты, люди свободных профессий, преимущественно с высшим образованием. Продолжительность путешествия обычно более недели. Легко предпринимают поездки на дальние расстояния;
  • «мобильный тип» – основная мотивация путешествия – получить разнообразные впечатления. Общие черты: приветствуют наличие особого местного колорита, предпочитают экзотические сувениры и эксперименты с блюдами местной кухни. Краткая характеристика: материально обеспеченные  слои  населения,  представленные  двумя  возрастными  группами (20-50 лет – в большей степени ориентированы на индивидуальные поездки или в небольшой группе; 50-70 лет – предпочитают групповые поездки). Наиболее многочисленный тип туристов;
  • «кочевой тип» – основная мотивация – познавательная, интерес к изучению природы, культуры, обычаев и образа жизни других народов; специфическая мотивация может быть весьма разнообразна от склонности к новым впечатлениям и перемене мест до реализации творческих потребностей и религиозных целей. Общие черты: повышенный интерес к местным обычаям, предпочитают путешествовать индивидуально или в небольших группах, способны самостоятельно выбирать цели и способы их достижения, не требовательны к условиям проживания. Краткая характеристика: как правило, высокий уровень образования, встречаются представители всех возрастных групп с некоторым доминированием молодежи, часто с невысоким уровнем дохода.

 

Раздел 1.3. Типы туристов по характеру их активности

Традиционно среди туристов по характеру их активности во время отпуска Квартальный В.А.1 выделяет шесть групп:

  1. Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.
  2. Любители удовольствий. Это тип предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Их привлекают флирт, дальние расстояния.
  3. Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
  4. Любители спортивного отдыха. Внимание туристов сконцентрировано на соревнованиях. Спорт является их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.
  5. Отдыхающие с целью познания и изучения. Туристы, которые заинтересованы в повышении своего образовательного уровня и познании нового.
  6. Любители приключений. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск – возможность испытывать себя. 

 

Раздел 1.4. Классификация туристов в зависимости стиля жизни

Люди путешествуют в зависимости от возраста, уровня доходов, социального статуса, рода занятий и уровня образования. А также классификация туристов зависит от образа жизни людей, их интересов и ценностей, от того, как люди развлекаются, какой отдых любят. 

Немецкий исследователь Г. Ган выделяет следующие типы туристов:

  • S-mun (нем. Sonne, Sand, See — солнце, песчаный пляж, море) — типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт. Избегает суеты, но приветствует контакты с приятными людьми;
  • F-mun (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber — отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) — этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста — общество, удовольствие, смена впечатлений;
  • W 1-mun (нем. Wald und Wanderorientiert — любитель лесных прогулок и походов) — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т. п. Его кредо — физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;
  • W2-mun — скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятия хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, альпинист и т. д.);
  • А-тип (нем. Abentener — приключение) — любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путешествия у туриста данного типа; 
  • В-тип (нем. Bildung und Besichtigung — образование и осмотр достопримечательностей) — любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три группы: «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; «эмоциональные любители культуры и природы»; «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т. д.

 

 При выделении групп туристов в зависимости от стиля жизни  в основу положен не отдельно взятый критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденция и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

 

 В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов: любители наслаждении, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

  1. Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения. Для отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
  2. Тенденциозные туристы. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью», им не нужны условия класса люкс. Они  ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки.
  3. Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми, которые любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали.
  4. Всецело отдыхающие. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, для которых главным условием является возможность отдохнуть. Они любят обильно и вкусно поесть.

Кроме представленных выше существуют и другие типологии туристов. Каждый исследователь может разработать и предложить свою классификацию туристских ролей в зависимости от тех целей, которые необходимо достигнуть в ходе исследования. Так, по критерию стиля жизни можно выделить следующие основные типы туристских ролей:

  • «гедонистический» – более половины свободного времени уходит на развлечения, удовольствия, занятия спортом, преобладают рекреационные мотивы путешествия в сочетании с желанием получить разнообразные впечатления;
  • «трудоголистический» – основное внимание уделяет работе, предпочитает пассивные виды отдыха, которые часто выступают в качестве побочных мотивов в сочетании с основными деловыми целями путешествия;
  • «хозяйственный» – в свободное время предпочитает заниматься любимым делом: работа на даче, в саду, рыбалка, охота и пр., более ориентирован на активные виды отдыха и профессиональные познавательные туры в кругу единомышленников;
  • «общительный» – больше всего ценит общение с семьей, друзьями, любит посещение театров, музеев, выставок, предпочитает познавательные виды путешествий в сочетании с отдыхом в кругу близких ему людей;
  • «нейтральный» – перечисленные выше предпочтения распределяются равномерно.

 

Раздел 1.5. Туристские роли

Основная часть туристов во время путешествия обычно испытывает необходимость в наличии чего-либо «знакомого», распространенного вместе их проживания. «Знакомыми» могут быть, например, национальная кухня или спутник, говорящий на родном языке. Российский турист, путешествуя за рубежом, испытывает особое чувство, обнаружив ресторанчик с русской национальной кухней, а встреча с земляком вызывает у него такой восторг, какого он никогда не испытывает на родине. Наличие «знакомого» позволяет туристу чувствовать себя комфортнее и даже безопаснее во время путешествия, наслаждаться поездкой. У человека, сформированного определенной общественной средой, «погружение» в чужеродную среду способно вызвать страх и панику.

Большое значение в адаптации туриста к «новому» имеют его индивидуальные качества. Условный подбор типичных комбинаций соотношения «нового» и «знакомого», составляющих определенную типологию туристов, позволяет В.А.Квартальному выделить четыре туристские роли:

  1. Организованный массовый турист. Туристский маршрут для него формируется заранее. Организованный массовый турист приобретает пэкидж – тур, воспринимая и расценивая его как очередной товар, предлагаемый для массовой реализации; во время поездки не принимает почти никаких решений. Соотношение между «новым» и «знакомым» - максимум «знакомого», минимум «нового».
  2. Индивидуальный турист. Маршрут для него также планируется заранее, но не полностью, и в этом состоит главное отличие индивидуального туриста от организованного массового туриста. Индивидуальный турист частично участвует в формировании тура, контролирует время поездки и маршрут, не ограничен рамками группы, все услуги получает исключительно от туристских организаций. Доминантной является «знакомое», но уже в меньшей степени.
  3. Турист – исследователь. Организует поездку самостоятельно, избегает избитых туристских маршрутов, но предпочитает комфорт, свойственный массовому туризму, при размещении, перевозке и тому подобное. Турист – исследователь пытается сблизиться с местным населением.  Активнее, чем организованный массовый и индивидуальный туристы, отрывается от «знакомого», но при определенных обстоятельствах готов вернуться к нему. «Новое» доминирует, но существует небольшая приверженность к «знакомому».
  4. Турист – бродяга. Активно уходит от знакомого, отвергает любые формы связи с туристскими организациями, считает общепринятый туризм «пресным», лишенным привлекательности. Турист – бродяга склонен все выполнять самостоятельно и рассчитывает только на себя. У него нет фиксированного маршрута, графика передвижения, четкой цели путешествия. Он полностью погружается в культуру местности, по которой путешествует. «Новое» полностью доминирует над «знакомым».

Информация о работе Психологическая типология туристов и туристские роли