Пути повышения деловой активности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- исследовать пути повышения деловой активности организации.
В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать понятие деловой активности предприятия и методы ее повышения;
-провести комплексный анализ деятельности «Империум Транс Авто»;
-разработать проект мероприятий по повышению деловой активности «Империум Транс Авто» и рассчитать его экономическую эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ 5
1.2 МЕТОДИКА, АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМПЕРИУМ ТРАНС АВТО 25
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 25
2.2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ИМПЕРИУМ ТРАНС АВТО 42
3.1 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
3.2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Вложенные файлы: 1 файл

file_253748.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Управление деловой  активностью предприятия - это совокупность действий менеджмента, направленных на мобилизацию и превращение экономического потенциала предприятия в его конкурентные преимущества. Оно представляет собой механизм увязки рыночных целей предприятия с его возможностями.

Системный подход к аналитическим  исследованиям параметров деловой активности предприятий до сих пор отсутствует. Используемые для ее оценки показатели не являются достаточными характеристиками для отражения действительного уровня деловой активности предприятия. Отсутствует также общий критерий, относительно которого можно осуществлять подобные оценки деловой активности в целом, так и в части ее отдельных составляющих. Используемые показатели не позволяют оценить влияние управления деловой активностью хозяйствующих субъектов на их экономическое состояние. Результат такого подхода очевиден - управление деловой активностью есть, а результата в виде позитивного инновационного экономического развития- нет.

Таким образом, управление деловой активностью направлено, с одной стороны, на адаптацию, приспособление предприятия к требованиям внешней среды, а с другой стороны, на активное воздействие, формирование благоприятной для предприятия внешней среды. Целью управления деловой активностью является повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятия, а средством достижения этой цели является повышение деловой активности предприятия, посредством использования его экономического потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.4 Научные взгляды  на деловую активность предприятия.

 

Принимая во внимание, что фирме нужна не просто активность, а полезная активность, роль деловой активности как инструмента встраивания предприятия в рыночную среду, должна состоять в следующем:

  • временной фактор деловой активности влияет на своевременность реакции фирмы на внешние сигналы, длительность жизненного цикла деловой активности, своевременность удовлетворения спроса;
  • мобилизационный фактор, проявляется в способности к мобилизации требуемых ресурсов и потенциала, к поиску и привлечению скрытых потенциальных возможностей.

 

Каждое предприятие  может находиться по отношению к  деловой активности в одном из четырех типовых состояний (стадий): 1) "нет и не надо"; 2) "надо, но не знаем как"; 3) "знаем и пытаемся что-то делать сами"; 4) "стараемся знать больше и действуем как активная деловая компания". Сегодня не существует единых рецептов обеспечения деловой активности для всех предприятий, нет и автоматизма при переходе к "активной" компании, как и единой формулы успеха. Однако можно утверждать, что переход от одной стадии к другой - это путь повышения деловой активности фирмы и ее конкурентоспособности, а следовательно, и эффективности отечественного производства.

Таким образом, проведенное  исследование позволило:

  • систематизировать научные взгляды на деловую активность путем выделения макро-, микро- и индивидуалистского подходов;
  • выявит следующие сложившиеся методологические подходы к пониманию и оценке деловой активности предприятия: финансово- аналитический, факторный, результативный, информационный и структурно- функциональный;
  • обосновать собственную позицию на понимание деловой активности предприятия и ее роль в управлении предприятием, заключающуюся в трансформации его экономического потенциала в конкурентные преимущества.

Слово "система" встречается  в научно-технической литературе очень часто. Сегодня существует более сорока определений этого  термина, каждое из которых ориентировано на ту или иную область знаний. Один из основателей общей теории систем Л.Берталанфи дал весьма краткое определение: "Система есть комплекс взаимодействующих элементов", из которого следуют два главных признака системы: 1) система состоит из дробных частей (элементов); 2) эти элементы представляют собой не случайную совокупность, соседство, а каким-то образом между собой взаимодействуют, т.е. между ними существуют определенные связи. Таким образом, система - это упорядоченное определенном образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Важным дополнением к этому определению является замечание, что любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а ее элементы, в свою очередь, обычно выступают в роли систем более низкого порядка (подсистем).

Деловая активность, как  любая система характеризуется  составом элементов, структурой и выполняет определенные функции. Первым шагом системного анализа является представление изучаемого объекта в виде системы. Если говорить об искусственных системах, то этот шаг сводится к выявлению и определению следующих понятий: а) надсистема и подсистемы объекта; б) главная полезная функция объекта; в) структура системы.

В нашем исследовании, надсистемой для деловой активности является система управления предприятием. В предыдущем параграфе было отмечено, что деловая активность представляет собой сложную систему состоящую из следующих подсистем: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной, социально-психологической, управленческой и финансовой активности. Главная функция деловой активности, как системы - поиск, формирование и эффективное использование экономического потенциала предприятия, и активное приспособление к факторам внешней среды, путем повышения конкурентоспособности предприятия.

После представления  деловой активности в виде системы - следующим шагом является системное  исследование деловой активности предприятия. Полное и правильное представление о деловой активности, как системы, можно получить, лишь осуществив ее исследование в трех аспектах: предметном, функциональном и историческом (рис. 1.5).

Целью предметного анализа  является получение ответа на два  вопроса:

    1. Из чего состоит деловая активность? (Компонентный анализ);
    2. Как связаны между собой подсистемы деловой активности? (Структурный анализ).

Основой предметного исследования являются главные свойства системы деловой активности - целостность и делимость. Деловой активности, как любой сложной системе, независимо от ее природы, свойственны общие свойства системы:

- целостность, то есть комплекс  подсистем, входящих в деловую  активность, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы деловой активности не могут быть сведены к сумме свойств входящих в нее подсистем;

- делимость отражает тот факт, что любую ее подсистему можно  также представить в виде совокупности  входящих в нее элементов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.5 Трехступенчатый  анализ деловой активности предприятия.

 

В соответствии с этим любую подсистему деловой активности нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (маркетинговая  активность - система, финансовая активность - система и т.д.), как часть более общей системы (для маркетинговой активности как системы деловая активность является надсистемой) и как совокупность более мелких частей (подсистем). Следовательно, любую составную часть деловой активности можно выделить и рассматривать отдельно, изолированно. Однако эта изолированность относительна, так как взаимодействие между выделенной частью и ее окружением в системе деловой активности в той или иной мере влияет на поведение и свойства этой части. Как уже было отмечено, деловая активность представляет собой совокупность семи подсистем, представленных на рис. 1.6.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 - Взаимосвязь  составляющих деловой активности предприятия

 

При этом компонентный состав и набор связей между подсистемами деловой активности является необходимым  и достаточным для существования самой системы. Наличие у деловой активности предприятия такой характеристики, как взаимосвязь и взаимодействие подсистем, определяет особенности методологии исследования: ни одна из подсистем активности не может быть достаточно изучена и понята без учета их взаимодействия между собой. От развития каждой подсистемы деловой активности зависит эффективность как других подсистем, так и всей системы в целом.

Этим, однако, предметный анализ не исчерпывается. Необходимо еще установить место деловой активности в надсистеме и выявить связи с ее другими элементами. Как отмечалось ранее, надсистемой для деловой активности является система управления предприятием в целом.

 

1.2 Методика, анализ  организации

 

Исторический  анализ предполагает исследование динамики развития системы деловой активности предприятия. Историческое исследование предполагает проведение генетического анализа, при котором прослеживается история развития системы деловой активности и определяется текущая стадия ее жизненного цикла, и прогностического анализа, намечающего пути ее дальнейшего развития.

Генетический анализ предполагает исследование особенностей жизненного цикла деловой активности, а также принципов, закономерностей и законов, лежащих в основе существования деловой активности предприятия. В жизненном цикле деловой активности можно выделить следующие стадии — зарождение, рост, замедление роста, зрелость, упадок. Охарактеризуем каждый из этапов жизненного цикла деловой активности предприятия (табл. 1.1).

Однако, возможны и другие стадии жизненного цикла деловой  активности, обусловленные различными, в том числе и форс-мажорными обстоятельствами, складывающимися в стране и за рубежом, в различных секторах экономики или в самих фирмах. Классический вариант кривой жизненного цикла деловой активности имеет место лишь в том случае, если предприятие достигает лидерства в умирающей отрасли и ее преимущества «умирают» вместе с отраслью благодаря тому, что конкуренты постепенно покидают арену борьбы (рис. 1.7).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.7 - Классический вид кривой жизненного цикла деловой  активности предприятия

 

Классическая модель жизненного цикла  деловой активности предполагает, что, достигнув желаемой позиции в отрасли, предприятие не предпринимает действий для укрепления своих конкурентных преимуществ. На практике предприятия напротив, стремятся возвести такие барьеры для конкурентов, которые позволяют им длительное время оставаться лидерами, используя возможности для обновления своих конкурентных преимуществ (рис. 1.8).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.8 - Трансформация  классической кривой жизненного цикла  деловой активности предприятия

 

Эффективное управление деловой активностью предполагает не «выращивание» одних конкурентных преимуществ, а постоянное их обновление для сохранения лидирующей позиции в отрасли. Для каждой подсистемы деловой активности предприятия можно построить свою кривую жизненного цикла. Однако, необходимо помнить, что жизненный цикл маркетинговой, инновационной и др. подсистем деловой активности будет всегда находится ниже (или совпадать, если у предприятия имеется только один определенный потенциал) кривой жизненного цикла деловой активности предприятия, так как деловая активность интегрирует в себе все виды активности и обеспечивает синергетический эффект от их взаимодействия (рис. 1.9).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.9 - Жизненный  цикл деловой активности, как синтез других подсистем активности предприятия

 

Третий аспект системного исследования - функциональный анализ. Фактически это анализ динамики тех связей, которые были выявлены и идентифицированы на этапе предметного анализа. Функциональное исследование позволяет ответить на следующие вопросы:

  1. Как работают подсистемы деловой активности предприятия? (Для внутреннего функционирования);
  2. Как взаимодействуют подсистемы деловой активности со своим внешним окружением? (Для внешнего функционирования).

Функциональный анализ подсистем деловой активности предприятия

необходимо проводить  с использованием матрицы системных  характеристик, адаптированной мной к предмету исследования (рис. 1.10).

 

 

ВХОД

Системные измерения

Системные элементы

ПРОЦЕССОР

ВЫХОД

Сущность, структура, функции элемента

Динамика развития элемента

Контроль развития

Прогноз развития

Материальные  и нематериальные активы предприятия

Маркетинговая активность

       

Эффективность деятельности предприятия

Производственная  активность

       

Инновационная активность

       

Инвестиционная  активность

       

Социально- психологическая активность

       

Финансовая  активность

       

Управленческая  активность

       

 

 

Рисунок 1.10 - Матрица системных  характеристик деловой активности предприятия

 

Исследование деловой активности с использованием матрицы системных характеристик представляет собой процессную модель развития системы деловой активности предприятия. Входы и выходы в представленной матрице, в совокупности формируют внешнее функционирование системы. Входы показывают как внешняя среда влияет на подсистемы деловой активности, а выходы показывают, как деловая активность воздействует на внешнюю среду предприятия. Выход системы показывает рост (или снижение) подсистем и деловой активности предприятия в целом, повышение (или ухудшение) конкурентоспособности предприятия и ее влияния на элементы внешней среды. Процессор описывает сущность, структуру, функции и взаимодействие элементов деловой активности предприятия. Динамика, контроль и прогноз развития системных элементов используются для анализа деловой активности конкретного предприятия.

Информация о работе Пути повышения деловой активности организации