Развитие религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 06:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить наиболее антрактивные центры развития религиозного туризма в округе Муром.
Задачи:
1.Из учить литературу
2.Выявить наиболее антрактивные центры развития религиозного туризма в округе Муром
3.Выявить фирмы, занимающиеся религиозным туризмом в округе Муром
4.Составить собственный маршрут

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1.Ресурсы для развития религиозного туризма в округе Муром...................................................................................…..................4

1.1Муром - как центр развития религиозного туризма….................6

1.2Карачарово………………………………………………….……..23

1.3Турфирмы, занимающиеся религиозным туризмом
округе Муром........ ....................................................................………..26

Глава 2.Разработка маршрута религиозного туризма в Муроме

2.1Нормативная документация……………………………………….27

2.2Собственный маршрут……………………………………………..29

Заключение…………………………………………………………….....31

Список литературы……………………………………………………....32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Преклониться к которым  ежегодно приезжает огромное количество человек,

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Подворье

На Богородицком подворье монастыря в 1995 году был освящен  деревянный храм в честь Муромской  иконы Божией Матери. Подворье расположено  в 16 км от Мурома.

10

  • Николо-Набережная церковь

Золотые купола Николо-Набережной церкви, стоящей почти у самой  воды, непременно привлекают внимание туристов и гостей города Мурома. Вид  на церковь открывается не только с Оки, но и с аллей городского Окского парка. Храм еще называют «Никола Мокрый», так как речная вода во время разлива доходит почти до его стен.

Николо-Набережная церковь  была построена в стиле «петровского барокко» в XVIII веке на месте деревянного  храма. В 1717 году церковь освятили. Посвящение храма святому Николаю не случайно–  Николай Чудотворец всегда особо почитался в городе. Он покровительствует торговцам и путешествующим по воде, а жизнь Мурома неразрывно связана с Окой. Рядом с храмом прежде находились рыбные слободы, жители которых были искусными рыбаками и поварами, велась активная торговля, и муромская рыба поставлялась даже к царскому столу.

В 1717 году для этого  храма знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев написал изображения  двенадцати сивилл – пророчиц, предсказавших  рождение Иисуса Христа. В настоящее  время сивилл и другие иконы Казанцева можно увидеть в Муромском историко-художественном музее.

Главной святыней Николо-Набережной церкви являются мощи святой Ульянии  Лазаревской. Иулиания Лазаревская (Иулиания Муромская; 1530— 10 января 1604)— святая Русской православной церкви, из семьи дворян Недюревых. Память совершается 2 января (по юлианскому календарю).

В 16 лет вышла замуж  за Юрия Осорьина, владевшего селом  Лазаревское, прославилась благочестивой  жизнью, поддержкой нищих и заключенных. Во время голода при царе Борисе продала всё своё имущество для покупки хлеба для неимущих.

11

Умерла 10 января 1604 года, причислена к лику святых, после  открытия её мощей в 1614 году.

Церковь была закрыта  в 1940 году, восстановление церкви началось в 1992 году. Храм был возвращен церкви и отреставрирован, сейчас в церкви идут службы.

У подножья храма бьет Никольский родник, считающийся в  городе целебным.

  • Свято — Благовещенский мужской монастырь

Благовещенский монастырь  был основан по повелению Ивана  Грозного в середине XVI века. До основания монастыря здесь стоял Благовещенский храм, где были обретены мощи муромских святых князей − Константина (Ярослава Святославича) и его сыновей Михаила и Федора. С именем князя черниговского Константина, которому в удел достался Муром, связана история крещения здешних жителей. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI век) говорится об этом так: язычники, не желавшие принимать христианство, убили сына князя – Михаила, − и подступили к княжеским палатам. Им навстречу вышел Константин, держа в руках не оружие, а только икону Божией Матери (впоследствии она стала именоваться Муромской иконой Божией Матери). Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство: после соблюдения необходимого поста их крестил в Оке муромский епископ Василий. Князь Константин и его сыновья были канонизированы на церковном соборе в 1547 году, но и до канонизации они почитались святыми на Муромской земле.  
Неудивительно поэтому, что Иван Грозный, перед походом на Казань молившийся в Муроме этим святым, повелел после победоносного похода основать на месте их погребения монастырь. С первых дней обитель была пожалована царскими милостями: по грамоте от 1558 года она получила «жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов», из Москвы была прислана богатая церковная утварь, назначена денежная помощь

 

12

из казны и пожаловано несколько деревень. 
Старый храм был разобран, а на его месте возведен великолепный Благовещенский собор. Во время разбора деревянной церкви и были обретены мощи Муромских святых князей. До наших дней собор дошел сильно перестроенным, и ничто в его внешнем облике не напоминает здание, возведенное московскими мастерами, присланными царем. И неспроста: в 1616 году, во время польско-литовского нашествия, монастырь очень сильно пострадал от войск пана Лисовского. Собор был разграблен и разорен, братия захвачена в плен. После окончания войны и смуты обитель начали восстанавливать не сразу, и снова не без милостей царского двора. Основные же средства на восстановление собора пожертвовал богатый муромский купец Тарасий Борисович Цветнов, который в конце жизни принял здесь постриг под именем Тихона, здесь же, в монастыре, и был погребен. К 1664 году собор был перестроен практически заново, от прежнего здания сохранился лишь подклет. Сейчас Благовещенский собор – это пышно украшенное в стиле русского узорочья здание, с пятью главами, с рядами кокошников по верху четверика, с нарядным шатровым крыльцом и стройной шатровой колокольней. На колокольне на средства Тарасия Цветнова были установлены часы. Изначально главы храма были шлемовидные, но позднее они были переделаны в луковичные. Стены богато изукрашены резьбой – резные наличники, карнизы, полуколонки… 
В соборе сохранился великолепный шестиярусный иконостас в стиле барокко, старейший в городе. Он был поставлен в соборе в 1797 году и сохранился благодаря тому, что храм не закрывался в советское время. В нем есть иконы XVI, XVII и XVIII веков. Остальной интерьер собора соответствует иконостасу: пышный перспективный портал, украшающий вход с паперти, поражает взгляд разнообразием своих украшений.  
После литовского разорения каменным оставался только Благовещенский собор.

13

 В 1652 году упоминается  построенная в камне церковь  Иоанна Богослова, не сохранившаяся  до наших дней. Прочие постройки были по-прежнему деревянными. 
В 1716 году была возведена каменная надвратная Стефаниевская церковь. Датировка ее постройки несколько сомнительна, так как в описи от 1678 года уже упомянута какая-то каменная Стефаниевская церковь. Ее архитектура скромна и в то же время изящна: один ряд кокошников венчает четверик, а барабан под единственной главкой украшен тонкой красивой резьбой. Все в храме напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII века. Несмотря на некоторые перестройки, сделанные в XIX веке, церковь не утратила своего первоначального вида.  
В 1811 году монастырь был обнесен новой каменной оградой с башенками; тогда же обновили и надвратную церковь.  
Во время войны с Наполеоном, в 1812 году, в Муром привезли две московские святыни − иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Их сохраняли в Благовещенском соборе в октябре 1812 года, а потом перевезли во Владимир.  
Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось. Только в 1828 году выстроили келейный корпус, а в 1900 году – одноэтажный дом игумена.  
В советское время монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но Благовещенский собор продолжал действовать, в нем по-прежнему велись службы. В 1923 году вскрыли раку с мощами муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего их передали в музей как экспонаты. В 1940 году собор все же был закрыт, но ненадолго – всего до 1942 года.  
В 1989 году в храм были возвращены мощи святых князей, а вскоре, в 1991 году, здесь снова открылся мужской монастырь. Недавно у апсид Благовещенского собора возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.

14

  • Козьмодемьянская церковь

Уникальный шатровый храм Козьмы и Демьяна был освящён 5 декабря 1564 года.

Крыша была сделана в  форме кирпичного шатра который обрушился в 1868 году. И теперь здание имеет такой вид, а раньше его высота была 24 метра. Точная дата постройки церкви не установлена (предположительно в 1556-1565 гг).

Строительство её было начато после  взятия Казани. В церковных записях говорится, что храм освящён 5 декабря 1564г. С постройкой этой церкви было связано много народных преданий.

Одна из легенд говорит, что Козьма и Дамиан - римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела.

В другой легенде говорится, что  во время похода не "Одоление Казани" в 1552 году на месте, где построена  сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р.Ока. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян, и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов.

15

Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов, назвали Козьмодемьянской.

Ещё предание повествует, что царь вначале жил в устроенной для него палатке или шатре  на месте, где теперь существует полуразрушенная  церковь Козьмы и Демьяна, здесь простудился и лежал некоторое время больной, оправившись от болезни Государь повелел воздвигнуть здесь каменный храм во имя бессеребренников Козьмы и Демьяна (Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома. Владимир, 1901. - С. 36).

Сохранившаяся часть  церкви очень проста по своим формам. Она состоит из невысокого квадратного  в плане четверика и полукруглой  апсиды (алтаря). Поставлена она на глубоком фундаменте, сложенном из крупной  булыги на известковом растворе. Цоколь и стены храма сложены из большемерного кирпича также на известковом растворе.

Здание невысокое одноэтажное, но под алтарём есть подклет (цокольная  часть здания), который крыт сверху сводами с распалубкой и использовался  в старину, по-видимому, в качестве склепа для погребения умерших. Это помещение с одним маленьким узким окном на восток и входом с юга. Размеры четверика церкви невелики, и внутри здания могло поместиться ограниченное число молящихся.

Карниз четверика украшен  лентой поребрика. У основания двумя  узкими лентами полукруглых выступов выделена цокольная часть здания. Эти ленты перерываются только у ниш порталов, опоясывают весь периметр постройки, связывают воедино разные по уровню фундаментов объёмы четверика и аспиды храма. Карниз аспиды шире карниза четверика и имеет в своём составе, кроме ленты поребрика, ещё пояс балясин, изготовленных из обожжённой глины.

16

Четверик отделён от аспиды глухой стеной, алтарь был виден  собравшимся в храме через  небольшую арку в центре стены, на том месте, где устанавливаются обычно царские врата иконостаса, служители приходили в алтарь через небольшую дверь у северной стены храма.

Небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство внутри храма имело минимальное  освещение (по три щелевидных окна в  основном объёме и в алтаре). Верх высокого шатра, очевидно, терялся во мраке. Гладкие без росписей стены не останавливали на себе внимание молящихся. Их внимание было обращено к алтарю, сосредоточено на литургическом действии и на молитвенном созерцании икон, озарённых свесами. В такой обстановке человек терял ощущение связи с внешним миром, испытывал особое мистическое чувство.

Архитектурное значение церкви Козьмы и Демьяна заключалось  не в скромных формах её интерьера, а декоративном внешнем убранстве. Фасады четверика гладкие и разделены на три части неширокими лопатками (пилястрами), центральная часть имеет несколько больший размер. На северной, южной и западной сторонах церкви - порталы (входы в храм) прямоугольного профиля с килевидным архивольтом (входом).

Внутри четверик церкви освещался тремя щелевидными окнами, расположенными под порталами. Одно из этих окон в южной стене было позже (в XVIII веке) растёсано.

В апсиде три узких  окна, которые расположены на разной высоте от пола: восточное окно - выше, под ним ниша-седалище; северо-восточное, расположенное в центре, под ним ниша для "жертвенника"; и юго-восточное.

Аспида покрыта полукруглым  сводом.

17

 На внутренних стенах  здания - голосники (резонаторы).

На южной, западной и  северной сторонах расположены ниши-пещеры. На северной стороне ближе к востоку - большая ниша с полукруглым верхом для книг, рукомойника и других предметов, и одна ниша - седалище. Церковь небольшая и эти ниши экономили в ней пространство.

В южной части алтаря небольшая крытая коробовым сводом кирпичная палатка. Она предназначалась для хранения риз и церковной утвари, поэтому называлась ризничной палаткой.

Самой эффектной частью архитектурной композиции церкви был  шатёр. Основанием его служил глухой восьмерик, от которого дошла до наших  дней лишь одна нижняя половина, украшенная переплетением шестнадцати декоративных килевидных кокошников. Верхняя часть восьмерика была немного меньше по своему диаметру нижней сохранившейся части и украшалась рядом ширинок, а вверху - карнизом с лентой поребрика. Шатёр церкви имел в плане форму 16-конечной звезды. Храм венчал 32-гранный шатёр. У его основания, на границе соединения с восьмериком, зодчие поместили двойной ряд трёхгранных кокошников. На вершине шатра, на глухом барабане, постамент которого также был украшен лентой трёхгранных кокошников, а плоскости обработаны фальшивыми арочками, высилась луковицеобразная главка с крестом. "Из ряда вон выходящая "узорчатость" храма Козьмы и Демьяна (16-й век) трактует какие-то средневековые мотивы арочных переплетений на верхе храма" (Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. II. М., 1908.- С. 142-143). Шатровый свод обрушился от ветхости 6 (18) апреля 1868 года. В день обвала, к счастью службы в церкви не было. До обвала шатра высота здания церкви составляла 24 метра, сейчас её высота равна 10 метрам.

18

В юго-западном углу, на кровле четверика помещалась небольшая  звонница в виде двух сопряжённых  углом арок с пофронтонным покрытием. Внутри храма ясно виден переход  от четверика к восьмерику. Он осуществлён  в каждом углу здания через маленькую коническую тромцу, под которой расположены ступенчато-повышающиеся и расширяющиеся арочки.

В истории русской  архитектуры храм Козьмы и Демьяна  занимает место в ряду с такими прославленными шатровыми сооружениями, как церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади Москвы. С храмом Василия Блаженного, особенно с обликом его центрального столпа, у церкви Козьмы и Демьяна много общего, и это дало повод историкам архитектуры высказать предположение о том, что Муромская церковь, возможно, выстроена если не самими Бармой и Посником, то мастерами, работавшими до приезда в Муром в их артели в годы сооружения прославленного памятника победы над Казанью. Историки отмечают, что "необычная церковь Козьмы и Демьяна была лучшим созданием московских зодчих в Муроме".

Информация о работе Развитие религиозного туризма