Расчетно-графическая работа Житомирской области по рекреалогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

В структуре рекреационного комплекса Украины организованная является санаторное лечение. Вместе с учреждениями отдыха и лечебными пансионатами по количеству мест оно составляет 63,0%; туризм составляет 3,3%, санатории-профилактории - 3,9, остальные - 29,8% приходится на оздоровительный отдых во всех его проявлениях.Цель исследования заключается в комплексном анализе различных аспектов правового регулирования туристской деятельности.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
Исследовать характеристику области;
Определить рекреационный потенциал и потенциал развития региона;
Сформировать туристско-рекреационные ресурсы.
Предметом исследования является Житомирская область в Полесском районе.
Объектом исследования являются рекреационные ресурсы.

Содержание

Введение……………………………………………………
Географическое положение……………………………….
Природные условия………………………………………..
Демография, этнография…………………………………..
История……………………………………………………..
Историко-культурное наследие…………………………...
Туристско-рекреационные ресурсы………………………
Материально-техническая база…………………………...
Экология……………………………………………………
Социально-экономическое состояние……………………
Выводы……………………………………………………..
Список источников………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Рекреалогия (РГР) - Житомирская.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

И все-таки в совокупности региональных разновидностей и местных своеобразий традиционно-бытовая народная культура Полесья - определенный феномен, комплексом характерных черт отличается от других этнографических районов Украины.

Освоение участков земли между болотами, песчаными дюнами, в поймах рек, на лесных вырубках, а также характер почв обусловили особенности в основной отрасли традиционной хозяйственной деятельности Полищуков - земледелию, его агротехнике, орудиях труда, структуре севооборотов зависимости от местных климатических условий сложился сельскохозяйственный календарь этнографические особенности обозначены животноводческой е хозяйство, организация отгонного выпаса скота, быт и нравы пастухов, заготовка сена отдаленных сенокосах, способы его сушки на болотах.

Распространенными традиционными видами занятий населения Полесья были охота и рыболовство с использованием широкого набора различных охотничьих способов и орудий (ловушки, деревушки, \"манки\" и др. н) Многовековой опыт накопило один из древнейших хозяйственных занятий Полищуков - Пчеловодство.

Основными для Полесья в прошлом были водные пути сообщения и соответствующие транспортные средства (плоты, паромы, различные виды лодок) Определенные особенности прослеживаются и в строительстве сухопутных дорог через б болота с дамбами, кашицу, гать.

Для полесских поселений характерна одно уличная застройка с ориентацией усадебного комплекса до улицы Распространенными были и Хуторную поселения В традиционных сооружениях сохранились срубная техника строительства, архаичные черты планировки жилья, его интерьера с неповторимой полесской глинобитной печью Комплексы женской и мужской одежды до XX в донесли немало архаичных особенностей - в материале домашнего изготовления, формах, кроя различных компонентов (например, рубашки, плетеное из древесной коры и кожи обуви), колорите, украшениях.

На общественном и семейном быту жителей Полесья больше, чем в других регионах Украины, сказался и сохранился еще в XIX-XX вв влияние общинных отношений и порядков: распределение обществом общинных угодий, организация использования общих пастбищ, лесов, лугов, рыбных уловов в реках и озерах, трудовой взаимопомощи (толок) Общественный суд хранил на Полесье немало элементов древнего \"копного суда\" в семейном быту доминирующими были устои патриархального уклада - подчинение всех членов семьи ее главе - отцу.

Исследователи давно обратили внимание на богатство славянской архаики, самобытные элементы в календарных и семейных обычаях и обрядах Полесья, в частности в проводах зимы, весенних обрядах с призванием и, пением, играми, хороводами, гаданиями, в Троицко-русальных, купальских, Колядные традициях, в обычаях и обрядах, связанных с различными трудовыми процессами, рождением ребенка, свадьбой, смертью в мировоззренческих представлениях, верования.

Региональной спецификой отличаются традиционные народные знания - способы и средства самолечения, прогнозирования погоды по разным приметам, системы мер, устно поэтическое творчество, в которой особое место занимает обрядовая напевность, музыкальный фольклор, прикладное декоративное искусство, в частности изделия художественного ткачества (полотенца, скатерти, покрывала, ковры) с разнообразием техник и декора, неповторимо ю полесской вышивкой, узорной ткачеством и и.

Название Полищуки относительно населения Полесья не были распространены на территории всего региона. Традиционным ареалом бытования этого названия между самим населением был частично бассейн Припяти и ее притоков. Население восточного Полесья, особенно среднего Полесья, соседи называли Литвинами. Некоторые этнографы склонны считать Полищуков и Литвинов отдельными этнографическими группами коренных жителей Украинского Полесья.

Значительные изменения в традиционно-бытовой культуре населения Полесья обусловлены усиленным вовлечением этого региона в конце XIX - начале XX вв в процесс развития капиталистических общественно-экономических отношений Осин, расширение связей с городом, ячейками промышленного производства, постоянного увеличения в сельском быту доли покупных орудий труда, материалов, тканей, посуды и других товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История

Житомирская область с давних времен имела выгодное экономико-географическое положение, поэтому еще в древнюю старину на территории современной области возникали поселения и города, которые служили торговыми центрами на путях, соединяющих Европу с Азией.

 Археологические  данные свидетельствуют, что первобытные  люди проживали в этом крае  еще более 100 тысяч лет тому. Древнейшие  поселения были найдены около  реки Тетерев и около нескольких  сел в Дзержинском районе. Здесь  люди жили первобытными общинами  и занимались преимущественно  охотой. На территории Житомирской  области найдены памятники трипольской  культуры и памятники эпох меди и бронзы.

 В начале  нашего века территория Житомирской  области заселялась древними  восточнославянскими племенами, север  – древлянами, центральная часть  и юг – полянами, которые занимались  земледелием, скотоводством, рыбной  ловлей. Древляне также занимались  пчеловодством, охотой, производством  ювелирных украшений, торговлей.

 В IX веке  появляются города, которые становятся  центрами ремесла и торговли  – это Вручий (ныне Овруч), Искорость (ныне Коростень).

 Основным  занятием местных жителей было  хлебопашество, даже в городах  сеяли рожь и ячмень, здесь  стояли ветряные мельницы.

 Хлебопашцам  и ремесленникам не раз приходилось  оставлять свои дома  и браться  за оружие, отстаивая свою свободу и независимость.

 В 945 году  на древлянской земле вспыхнуло  первое в Киевской Руси антифеодальное  восстание, описанное в Ипатьевской  летописи. Древляне выступили против  непомерных поборов киевского  князя Игоря и отказались платить  ему дань, а во время одного  из набегов киевской дружины  князь был убит. Жена Игоря  Ольга жестоко отомстила древлянам  – она сожгла их столицу  Искоростень и казнила около 5.тыс. мирных жителей. Вскоре после  этого древлянские земли окончательно  вошли в состав владений киевских  князей – Киевской Руси.

 В X- начале XII веках район проживания древлян  и полян  входил в состав  мощного древнерусского восточнославянского  государства – Киевской Руси, затем в состав Владимиро- Волынского, а с 1199года – Галицко-Волынского  княжества. Волынь и Полесье принадлежали  к славянской прародине, были колыбелью украинского народа.

Территория нынешней Житомирской области примерно находилась в центре Киевской Руси. В этот период на ней размещались летописные города и укрепленные поселения, среди них Болохивская земля, город Деревич. Однако тогда  земли Житомирщины были заселены лишь по  краям, а ее центральная часть практически оставалась незаселенной.

Падение Киевской Руси во второй половине XII века, привело к всеобщему торможению государственных процессов на большей части украинских земель. В первой половине XIII века вместе с другими славянскими землями Житомирщина попала под гнет татаро-монгольских завоевателей.

 В 1362 году  этой территорией завладели литовские  феодалы, а после объединения  Литвы и Польши в 1569 году в  единое государство Речь Посполитую, волынские земли попали под власть польских магнатов.

 Жестокая  эксплуатация со стороны шляхты, социальное неравенство приводили  к массовым крестьянским восстаниям, во время которых жители Житомирщины  храбро сражались в крестьянско-казацких отрядах.

Во время народно-освободительной войны в 1648-54-х годах Житомирщина дала гетману Богдану Хмельницкому 4 казацких полка.

 После  воссоединения  правобережной Украины  с Российской империей в 1793 году, территория Житомирщины вошла  в состав Волынской  и частично  Киевской губерний, образованных  по царскому указу  в 1797 году.

 С XIX столетия  развитие экономики Волынской  губернии происходило в условиях  вхождения ее в единый всероссийский  рынок, проходил распад феодально-крепостнического  строя и развития капиталистических  отношений. С конца XIX- начала  ХХ  веков  на Житомирщине стало  развиваться фарфорофаянсовое производство (крупнейшие фабрики в Городнице  и Коростене), а после отмены крепостного права и железнодорожного строительства стала развиваться сахарная и винокуренная промышленности.

 

  1. Историко-культурное наследие

К историко-культурному наследию в Житомирской области относят разные объекты. Разделены они на следующие категории: 
- Музеи:

  • Пожарная башня (Музей пожарной охраны) (Житомир)

Здание это в Житомере в 1894 г. Башня- действующий памятник архитектурного и местного значения. В музее пожарной охраны показана история развития системы пожаротушения и пожарной техники.

  • Крестовоздвиженская церковь (Музей природы) (Житомир)

Церковь возведена в  XIX ст. на Замковой горе. По стилю архитектура церкви напоминает византийскую. Во времена советов, как и многие другие, храм был закрыт. С 1987 г. в нем открылся музей природы основная коллекция которого основана Волынским губернатором М. Чертковым ещё в XIX в.

  • Музей домашней иконы "Душа Украины" (Радомышль)

Музей украинской домашней иконы XVII-XX вв., находящийся в «Замке Радомысль», является единственным в мире музеем домашней иконы, крупнейшим музеем икон в Восточной Европе, а экспозиция предметов христианского искусства «Душа Украины» - крупнейшей христианской экспозицией в стране. Музей создан известным врачом и общественным деятелем Ольгой Богомолец, которая за 15 лет собрала и сберегла от уничтожения более 5000 домашних образов со всех уголков страны. Сегодня они находятся в выставочных залах замка и открыты для посетителей.

Кроме уникальной коллекции украинских домашних икон, в музее можно увидеть уникальные старинные фотографии, коллекцию старинных карт в Трапезном зале, коллекцию старинных утюгов и домашней утвари, старинные деревянные скульптуры, антикварные люстры, картины и мебель. Все экспонаты являются оригинальными.

  • Историко-культурный комплекс "Замок Радомысль" (Радомышль)

«Замок Радомысль» - идеальное место для проведения незабываемых праздников, юбилеев , дружеских вечеринок, корпоративов и других торжеств.

Свадьба в замке – это мечта любой влюбленной пары, ведь сказочная атмосфера нетронутой природы, величие средневековых стен, таинственная тишина замковых залов и уютная трапезная для банкета - все это создает неповторимую атмосферу для празднования оригинальной свадьбы.

Специально для проведения официальной части свадьбы или торжественной выездной церемонии в замке существует Обрядовый зал – просторное и светлое помещение, которое вмещает до 100 человек. На стенах этого зала расположены уникальные старинные образы, заполняющие все пространство светом и любовью.

 

- Заповедники:

  • Каменное село (Кам’яне Село) (Олевск)

Государственный геологический заказник "Каменное село" расположен на территории Полесского заповедника, в Замысловичском лесничестве, в 30 км от г. Олевск. Огромные валуны, разбросанные посреди леса меж сосен и дубов, образуют "улицы", на которых есть "дома", "церковь" и "школа". На одном из камней есть три углубления, напоминающие отпечатки человеческих ног – их называют "следы Бога".

Вероятно, валуны принёс ледник, после чего они подверглись выветриванию. Существуют и народные легенды о происхождении "Каменного села". Одна из них повествует о том, как жадные жители лесного поселения отказали в приюте странникам, за что были наказаны - их дома окаменели.

 

- Архитектура:

  • Крепость Звягель (Новоград-Волынский)

В центре Новоград-Волынского, на берегу реки Случ, находятся реконструированная башня и часть стен крепости Звягель.  Первый камень в основание замка был заложен в XVI в. князем К. Острожским, на восточной окраине его волынских владений.

В 1600 г. рядом с замком был построен костел, Спустя 48 лет, в боях Освободительной войны украинского народа, замок был разрушен.

Во время правления советской власти, этот район использовали как зону отдыха.

Все реконструированные элементы сооружения были возведены в память о том что здесь ранее стояла крепость, но с оригинальными постройками не имеет ничего общего.

  • Голова Чацкого (Житомир)

Уникальный памятник природы расположен на левом берегу р. Тетерев что в Житомере. Голова Чатского представляет собой скалу  из серого гранита шириной 120 м, и высотой 30м.

 

  • Замковая гора (Житомир)

В XI-XVIII вв. на этом месте стоял деревянный, а со временем и каменный замок, от которого сохранились остатки валов. В летописях Житомирский замок впервые упоминается в 1392 г.,  им овладел Великий князь Литовский Витовт.

Информация о работе Расчетно-графическая работа Житомирской области по рекреалогии