Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1. Краткая характеристика организации производства………..стр.5
Развитие науки об организации производства…………………….стр.5
Развитие науки об организации производства в России………….стр.8
ГЛАВА 2. Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании………………………………….стр.9
2.1. Исследование состояния организации производства……………….стр.9
2.2. Анализ уровня организации производства…………………………..стр.14
2.3. Анализ уровня управления……………………………………………стр.19
2.4. Задачи анализа………………………………………………………...стр.23
ГЛАВА 3. Оценка эффективности деятельности туристической компании…………………………………………………………………....стр.25
3.1. Эффективность деятельности предприятий сферы туризма: понятие, виды, методы……………………………………………………………….стр.25
3.2. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма………………………………………………………………………стр.30
Заключение……………………………………………………………….…стр.36
Список литературы…………………………………………………………стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании (готовая).docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

В совершенствовании организации  производства заложены огромные и наиболее мобильные резервы, поскольку их использование, как правило, не требует  крупных капитальных затрат и  может быть осуществлено в короткий срок. Однако на практике совершенствование  организационных условий происходит медленно,  в ряде случаев выбор организационных форм определяется не экономической целесообразностью, а традициями. 
В конечном счете рациональная организация производства при условии выпуска продукции строго установленного качества должна обеспечить полное использование каждым работником своего рабочего времени, создать условия для максимального сокращения длительности производственного цикла, в частности для минимальной затраты времени на пролеживание деталей, обеспечить равномерную работу каждого участка, цеха и предприятия в целом и, наконец, все это должно быть осуществлено при минимуме затрат на управление. Эти характеристики определяют главные обобщающие показатели состояния организации производства. 
Первый такой показатель—величина простоев оборудования и рабочих. Определение этого показателя нельзя основывать на данных текущего учета, поскольку он недостаточно достоверен. Более целесообразно выборочно проводить каждый квартал фотографии рабочего дня использования оборудования.

Высшей характеристикой  организационных условий производства  является уровень специализации.

Специализация предприятия  характеризуется следующими показателями:

  1. удельным весом основной продукции в общем объеме производства на предприятий
  2. количеством видов и типоразмеров продукции, выпускаемой предприятием, с подразделением на основную, относящуюся к специализации завода, и не относящуюся к ней
  3. серийностью выпуска продукции. т. е. средним числом выпускаемых изделий для каждого вида и типоразмера в год, а также размерами партий изделий

Тип производства и производственная структура предприятия—важные характеристики состояния организации производства, непосредственно вытекающие из уровня специализации. Основным показателем типа производства является характер выпуска одинаковой продукции.

Для анализа производственной структуры могут быть использованы следующие основные показатели:

  1. количество цехов, в том числе основных и вспомогательных
  2. специализация цехов по принципам предметному, технологическому, смешанному
  3. удельный вес работающих в специализированных цехах в общей численности рабочих в основных цехах 
  4. средняя численность рабочих
  5. доля времени затраченного на наладку оборудования;
  6. серийности на производстве

Важнейшими направлениями   совершенствования производственной структуры являются:

  1. сокращение числа ступеней, на которые расчленяются предприятия;
  2. максимальная специализация производственных подразделений с преимущественным развитием предметной специализации
  3. укрупнение цехов и связанное с этим упрощение внутризаводских производственных связей
  4. выделение вспомогательных производств в специализированные предприятия и максимальная централизация вспомогательных и обслуживающих функций внутри предприятий

При анализе используют систему  показателей, которая исходит из двух решающих оценок качества управления: эффективности и экономичности. 
Под эффективностью следует понимать воздействие, оказываемое работниками управления на процесс производства, а под экономичностью—затраты на управление. Оценка эффективности весьма сложна, поскольку процесс производства подвергается влиянию многочисленных факторов, в том числе, и управления. Построение многофакторных корреляционных моделей эффективности производства позволит, очевидно, выделить в качестве одного из факторов состояние управления. Другое направление анализа эффективности — оценка отдельных функций управления. Например, эффективность функций планирования оценивается своевременностью разработки плана, степенью нормативного обоснования, согласованием плана повышения эффективности производства с плановыми заданиями и т. д.; эффективность функций подготовки производства—длительностью цикла подготовки, числом поправок технологической документации и т. д. Третье направление оценки эффективности— установление степени необходимости и полезности затрат труда.  
Большой интерес для анализа представляет изучение организации труда работников управления. К числу основных характеристик организации управленческого труда можно отнести:

  1. структуру рабочего времени отдельных категорий работников управления по степени эффективности работы, соответствию квалификаций и т. д., изучаемую при помощи фотографий или самофотографий рабочего дня
  2. степень механизации труда работником управления, определяемую отношением числа работников, использующих машины, к общему числу работников управления
  3. абсолютную техническую вооруженность работников управления, определяемую как частное от деления суммарной   первоначальной стоимости   технических средств управления на списочное число ИТР и служащих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Задачи анализа

Задачи анализа организационной  структуры управления заключаются  в выявлении соответствия между  производственной и организационной  структурами, соответствия управленческих штатов характеру и содержанию функций  управления. Для этого производится анализ производственной структуры предприятия, анализ структуры органов управления, анализ численности аппарата управления, анализ специализации и централизации управленческих функций.

К аналитическим показателям, характеризующим состояние органов  управления, относятся:

  1. коэффициент обеспеченности управленческими кадрами в целом и по отдельным функциональным группам
  2. удельный вес работников управления в общем составе работающих
  3. коэффициент управляемости

Коэффициент управляемости  в структурных подразделениях характеризует, например, число рабочих, приходящихся на одного мастера (начальника смены, цеха и т. д.).

Показатель степени централизации  управленческих функций определяется как в целом по предприятию, так  и по отдельным функциональным группам:

Анализ технической оснащенности и методов управления характеризует  широту использования в управленческой деятельности достижений НТП, новых  методов управления, уровень самостоятельности  подразделений.

Техническая оснащенность управленческих подразделений определяется с помощью  показателей, характеризующих:

  1. управленческую технику (стоимость вычислительной техники (ВТ) и ее долю в общей стоимости ОПФ; долю прогрессивной вычислительной техники в общей стоимости ВТ; долю информации, обрабатываемой с помощью ВТ в общем объеме обрабатываемой информации)
  2. механизацию и автоматизацию управленческого труда (техническую вооруженность работников аппарата управления)
  3. степень механизации управленческого труда
  4. разделение функций управления (роль и значение каждого подразделения в управлении, дублирование функций или их излишнюю регламентацию)
  5. степень реализации предоставленных прав
  6. методы управления производством (степень самостоятельности хозяйственных низовых звеньев в решении текущих задач)

Анализ состава и организации  труда работников управления включает:

    1. оценку квалификационного состава работников управления
    2. характеристику процессов управления, функций управления, документов, схем документооборота
    3. загруженность и условия труда работников аппарата управления

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Оценка эффективности деятельности туристической компании

3.1. Эффективность деятельности предприятий сферы туризма: понятие, виды, методы

Существует  большое количество определений  понятия «эффективность». Можно  провести некую градацию понятий. Словарь экономических терминов трактует эффективность, как «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение». Можно выделить эффективность социальную, технико-экономическую, экономическую, эффективность производства и управления. Согласно словарю терминов антикризисного управления: эффективность производства - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации. Экономическая эффективность означает способность всей экономики получить максимальный результат из существующих ограниченных ресурсов. Технико-экономическая характеризует уровень развития производительных сил общества и результативности их использования безотносительно к общественному строю, существующим отношениям. В своей работе автор рассматривает общую эффективность, которая включает следующие производные: экономическую эффективность, эффективность управления. Экономическая эффективность взята автором как составляющая общей эффективности, потому как любому предприятию важно оценить результаты своей деятельность, выраженные в соответствующих показателях, определить затраты своей деятельности, а также рационализировать схемы распределения денежных средств для повышения эффективности организации в целом. Что касается второй производной-эффективности управления, то ее следует включить по той причине, что любой управленец рассматривает способы, методы и инструменты для наиболее гибкого управления с целью получения по сути дела экономической эффективности. Автор считает, что эти производные понятия, безусловно, взаимосвязаны и перетекают друг в друга, образуя общий смысл эффективности, вобравший в себя вышеуказанные составляющие. Любой управленец всегда мечтает о том, чтобы его предприятие работало эффективно. Однако наверняка не многие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так-то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективность» видоизменяется в зависимости от выбранного вами подхода к ее оценке. Обобщив основные сведения относительно эффективности, попытаемся понять, как оценить ее и какие существуют особенности оценки для туристического агентства. Итак, прежде чем измерить «эффективность управления» компании, стоит вспомнить, что управление - это приведение системы в желаемое состояние.

Целью управления предприятием является обеспечение  устойчивого функционирования предприятия  во внешней среде в течение  длительного (в идеале - неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует  учитывать, что управление подразумевает  как определение целей, так и  обеспечение их достижения в оценке эффективности.

Эффективность как степень достижения поставленных целей. Например, эффективность автоматизированной информационной системы понимается как степень достижения целей, поставленных при ее создании. Хочется отметить, что этот подход можно применять  выборочно и ограниченно для  оценки эффективности управления предприятием по ряду причин.

Во-первых, цели предприятия как сложной  социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения. Во-вторых, если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия со многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру «свертывания» оценок степени их достижения к единой оценке «эффективности управления» сложной и неоднозначной. В-третьих, формирование целей деятельности предприятия с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды есть одна из функций управления предприятием. От качества и «правильности» их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, то есть предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.

Деятельность  любого туристического предприятия  осуществляется, как указывалось  выше, на взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей  силы), средств труда и предметов труда. Используя имеющиеся средства производства, коллектив предприятия создает туристический продукт и предоставляет услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого труда, а с другой, – некоторые результаты деятельности. Эффективность деятельности – это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы за определенный промежуток времени. 

Эффективность предприятия туристической сферы  определяют как отношение результатов  его деятельности до расходов, направленных на их качественное достижение (использование). 

Эффективность – это характеристика процессов  и воздействий, в основном, управленческого  характера, которая отражает степень  достижения поставленных целей. 

Информация о работе Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании