Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать развитие выездного туризма, проанализировать его особенности и динамику в период 2002 – 2012 гг.
Задачи работы:
1. Проанализировать структуру туристского рынка РФ;
2. Проанализировать динамика развития российского выездного туризма;
3. Выявить основные направления российского выездного туризма;
4. Выявить тенденции развития видов выездного туризма из РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1 Структура туристского рынка РФ 5
1.2 Динамика развития российского выездного туризма 9
1.3 Тенденции развития видов выездного туризма из РФ 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА 24
2.1 Анализ выездного потока в страны Азии 24
2.2 Анализ выездного потока в страны Европы 30
2.3 Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику
развития российского выездного туризма 37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА 41
3.1 Улучшение благосостояния граждан страны – залог развития 41
выездного туризма
3.2 Перспективные и приоритетные способы передвижения 41
туристов
3.3 Популярные направления выездного туризма 43

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс Макаренко.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

            2 Основные направления Российского выездного  

              туризма             

 

             2.1 Анализ выездного потока в страны Азии

В этом разделе будут рассмотрены  основные страны Азии, которым год  от года отдают предпочтение российские туристы, а так же указаны причины все более растущего интереса к данным направлениям.

Азиатский туристский рынок считается  наиболее динамично-развивающимся. Благодаря  доступным ценам на путешествия  и приемлемому сервису этот регион завоевывает все больше и больше туристов. Но эти причины не единственные. Многие из стран Азии считаются экзотическими направлениями из-за своей неописуемой природы, богатого животного мира, загадочной культуры и древних обычаев. Несхожесть традиций и нравов с европейскими придает этим странам еще большее очарование.

Основными странами, которые привлекают большое  количество туристов из России, являются Китай, Таиланд и Индия.

Китай – направление российского выездного туризма, которое вот уже много лет подряд лидирует по количеству отправлений, что можно объяснить рядом факторов:

-протяженностью сухопутной границы РФ и КНР (около 2,5 тысяч километров), наличием многочисленных пограничных переходов;

-наличием железнодорожного и воздушного сообщения с Китаем как регионов России, так и ее центра (например, прямой поезд «Москва – Пекин»;

-наличием консульских служб КНР на Дальнем Востоке, существенно упрощающих процедуру получения китайских въездных виз жителям Дальнего Востока, основных посетителей Поднебесной;

-географической удаленностью крупнейших по территории федеральных округов России (Дальневосточного и Сибирского) от популярных среди россиян, проживающих в европейской части страны, курортов Турции и Ближнего Востока, что дает китайскому направлению существенные ценовые преимущества за счет более дешевого транспортного обслуживания [12].

Помимо этого, Китай – одна из самых богатых туристскими ресурсами  стран мира, имидж которой активно популяризируется сегодня во всем мире (посредством возрастания интереса мировой общественности к китайской культуре, кухне, языку), в том числе, среди россиян. Китайская экономика относится к ряду наиболее динамично развивающихся, и за счет дешевой рабочей силы, наличия природных ресурсов и хорошей инфраструктуры, максимально привлекательной для иностранных капиталовложений. Все это сделало Китай, а в особенности его прогрессивные регионы, свободные экономические территории (Шанхай, Гонконг, Тайвань, Аомынь) местом повышенной деловой активности, проведения регулярных международных встреч, выставок, форумов, что превращает Поднебесную также и в направление делового туризма.

Географическое положение Китая (в климатических поясах – от сурового континентального на севере до тропического - на юге), разнообразие его ландшафтов в совокупности с богатейшей историей (китайская цивилизация древнее любой европейской на тысячелетия) сформировали богатейший туристский потенциал этой страны.

Исторически сложились две основные туристские зоны страны.

Первая – традиционные туристские маршруты с посещением Пекина, Сиани, Шанхая, Сичжоу, Ханчжоу и других известных политических и культурных центров; вторая зона – открытые районы страны. Главными туристскими центрами этого маршрута являются Ляондунский и Шаньдунские полуострова, дельты рек Янцзы и Чжуцзян, где туристы могут отдохнуть на песчаных отмелях.

Особенности географического положения  Китая и состав его основных туристских ресурсов сформировали различные по целям, направлениям и продолжительности типы выездных туров из РФ, среди наиболее массовых можно выделить:

-шоп–туры, наиболее популярный вид туризма, организуется на автобусах из приграничных городов (Владивостока, Хабаровска, Благовещенска);

-экскурсионно-познавательные туры;

-туры на отдых;

-туры на лечение (термальные источники Сунлун на острове Хайнань), которые можно легко сочетать со стандартными турами на отдых;

-деловые поездки (Пекин, Гонконг, Шанхай).

Таиланд – самая популярная и  доступная по цене экзотика, наиболее динамично развивающееся направление туризма, несмотря на свою удаленность. Эту страну отличает богатая экскурсионная программа, низкие цены, достойный гостиничный сервис, разнообразный шоппинг, а также круглогодичная привлекательность курортов, огромная гостиничная база и льготный визовый режим.

С другой стороны, у туристского  Таиланда, как и любого развивающегося государства, есть масса недостатков. Прежде всего, это низкий уровень  жизни местного населения, ужасающая  антисанитария, грязные улицы и неприглядные пригороды. Кроме того, нормы общественного поведения в стране во многом непривычны для европейцев.

Очевидно, что туры с целью отдыха являются основными для российского  выездного турпотока.

Из наиболее известных пляжных  курортов Таиланда можно выделить Паттайю, Пхукет, Самуй, Самет и Пхи–пхи.

Паттайа – самый активный и тусовочный курорт, одна из самых больших в  мире туристских зон с огромным номерным фондом местных отелей. Расположен на материковой части станы в 200 километрах от Бангкока. Бангкок – самый крупный город Индокитая - обязателен для посещения всеми туристами, пребывающими в Паттайю. В городе огромное количество памятников европейской и буддийской культуры (Храм Изумрудного Будды, Сад Роз), уникальные «плавучие рынки», парк развлечений, крокодиловая ферма, зоопарк, а также крупные торговые центры.

В Паттайе выпадает мало осадков, поэтому  курортный сезон длится круглый  год. Можно отметить, что наземный сервис самый дешевый среди остальных  курортов страны.

Пхукет – остров в Андаманском море, один из самых престижных курортов, ориентированный на спокойный отдых. Отличается своими первоклассными отелями и белоснежными пляжами.

Самет – идеальное место для  любителей покоя и тишины. Достоинства  острова – чистейший песок  и запрет на передвижение автомобильного транспорта на всем острове.

Пхи–пхи предназначен для любителей тихого и уединенного отдыха, поклонников дайвинга и молодоженов.

Несмотря на усилия и туроператоров, и тайских властей на пропаганду круглогодичного отдыха в Таиланде, он пока остается типичным зимним направлением, что особенно заметно на российском туристском рынке.

Индия (а точнее, некоторые из ее штатов) в качестве пляжного направления  выездного туризма на отечественном  туристском рынке известны сравнительно недавно (не более 6 лет). Однако уже сегодня в направлении Гоа организуют чартерные программы даже региональные туроператоры, а более 4% всех российских туристских выездов зимой приходится именно на индийские курорты, и это связано с несколькими явными преимуществами страны как туристской дестинации:

-довольно низкая стоимость наземного сервиса (это одна из причин средней стоимости турпакета в 600–700 евро);

-льготный в отношении российских граждан визовый режим (хоть и требующий предтурового визирования).

Наконец, Индия – довольно экзотическая страна, непохожая на Таиланд, да еще и более низкой ценой туристского пакета. Гоа, как основной (и пока единственный) известный индийский курорт в России, представляет собой вполне цивилизованный штат (в силу того, что это бывшая португальская колония) без типичных для Индии нищеты, криминала, грязи и эпидемий.

Климат Гоа мягкий, короткий сезон  муссонов в июне позволяет купаться и загорать круглый год. Однако в  силу специфики российского туристского  спроса, а также присутствия ряда более удачливых летних направлений (например, Турция) туризм в направлении Индии позиционируется как зимний. Активность туроператоров наиболее высокая в период с новогодних праздников до апреля [14].

По данным Всемирной Туристской Организации Ближний Восток по темпам роста туристского потока занимает первое место среди пяти туристских макрорегионов.

Среди ближневосточных стран российские туристы также предпочитают Египет и Объединенные Арабские Эмираты. По количеству прибытий в 2008 году Египет занимал второе место, а ОАЭ – десятое. (Приложение 1). В первом полугодии 2009 года Египет обогнал по темпам роста Турцию - своего давнего конкурента, заняв первую позицию.

Египет – одно из самых популярных направлений выездного туризма  в России, практически единственное доступное круглогодичное направление пляжного туризма, дающее прекрасные возможности семейного, молодежного, спортивного и познавательного туризма. К достоинствам Египта как туристской дестинации можно отнести:

-сравнительную близость его  к европейской части России (перелет занимает в среднем 4 часа) и доступный наземный сервис;

-уникальное Красное море –  настоящий заповедник подводного  мира, предлагающий колоссальные  возможности для занятия дайвингом;

-возможность сочетания пляжного  отдыха с активной экскурсионной программой (как известно, Египет – это колыбель древнейшей цивилизации с огромным количеством памятников десятков эпох) и круизами по самой длинной реке мира – Нилу;

-визовая система on-arrive.

Среди явных недостатков Египта как туристской дестинации можно выделить низкий уровень жизни местного населения, довольно сильное влияние мусульманской религии, низкое качество социальной инфраструктуры (плохая медицина, непригодная для питья водопроводная вода), нестабильная политическая ситуация, наконец, особенности арабского сервиса (медлительность, обязательные чаевые, внимание к женщинам).

Хургада и Шарм-эль-Шейх - основные морские курорты, принимающие российских туристов. Хургада является старейшим  курортом в стране, первым стал принимать  туристов из России в массовом порядке, пляжи здесь лучшие на всем побережье. Шарм-эль-Шейх – самый европеизированный курорт страны с наименьшей долей местного колорита, практически без местного населения и, следовательно, с меньшими ограничениями для туристов. Отдых в Шарме – это приличный сервис, прекрасное море, коралловые рифы.

Среди центров познавательного  туризма безусловными лидерами являются Люксор и Каир – самый большой  город Африки.

Популярностью в России пользуются комбинированные туры – «отдых + круиз по Нилу», включающие помимо недельного проживания на побережье Хургады увлекательное 5–7 дневное путешествие по самой длинной реке мира с посещением интереснейших городов и памятников.

ОАЭ – настоящая восточная сказка, страна в которой соединяются  арабская экзотика и ультрасовременные технологии. Несмотря на высокие цены (ОАЭ нельзя назвать направлением массового туризма) Эмираты привлекают сотню тысяч россиян ежегодно своим высочайшим сервисом, лучшим в мире шоппингом, прекрасными пляжами побережья Персидского залива.

Гостиничная база ОАЭ – одна из самых современных в мире. Все  отели строго сертифицированы, а  сервис в них – наилучший.

Единственным негативным моментом пребывания в Эмиратах можно считать  только необходимость соблюдать  строгие исламские ограничения.

Дубай – самый известный в  России и самый либеральный в  отношении не мусульман эмират, является одним из самых привлекательных мест для шоп–туризма. Продаваемый в ОАЭ товар не только самого высокого качества, но из самых последних коллекций (от одежды и обуви до техники и автомобилей). Чтобы компенсировать сезонность спроса, в летний период, когда пляжная жизнь замирает от невыносимой жары, проводится череда выставок достижений человечества в самых различных сферах производства.

Таким образом, популярность Эмиратов как направление пляжного и шоп–туризма обеспечивает круглогодичную активность российских туроператов.

 

2.2 Анализ выездного потока в страны Европы

Российские туристы всегда охотно ездили в Европу. Туроператоры объясняют  это, прежде всего обилием разнообразных видов перевозки, приемлемыми ценами на популярных направлениях, а также стабильным интересом к европейским странам. Дело все в том, что российские туристы стали интересоваться не только странами с теплыми морями. Теперь они стараются совместить пляжный отдых с познавательным туризмом. А с данной позиции, равных Европе нет.

Из Европейских государств наиболее предпочтительными у российских туристов являются Германия, Финляндия, Испания, Италия, Чехия, Франция.

Следует отметить, что европейские страны имеют не такой четко выраженный сезонный спрос. Это связано с обилием видов активности, которые предоставляют эти страны. Так, например, летом Швейцария позиционируется как центр экологического туризма, а зимой много туристов проводят здесь свои отпуска на великолепных горнолыжных курортах. Великобритания также привлекает не только богатой экскурсионной программой. Большое количество туристов приезжают в эту страну с целью изучения английского языка. Таким образом, здесь существует великолепная возможность сочетания познавательного туризма с образовательным.

Нужно также принять во внимание, что каждая европейская столица  и крупные промышленные города являются центрами сосредоточения деловой активности. Поэтому, много туристических поездок  преследует именно бизнес цели, а именно посещение выставок или конференций, проведение переговоров.

В данном разделе будут представлены страны, наиболее привлекательные для  российских туристов. Это – Турция, Финляндия и Германия.

Турция – не только одна из самых  посещаемых россиянами стран, но и одна из самых динамичных туристских экономик на планете, принимающая в год более 25 миллионов туристов в основном из европейских стран (россияне по количеству прибытий на третьем месте). Стремительность туристского освоения курортных зон (в последнее время власти страны планируют начать развитие туризма на побережье Черного моря), роста номерного фонда, совершенствования как самой туристской инфраструктуры (автодороги, аэропорты и т.д.), так и технологий работы с иностранными туроператорами и продвижения турецкого турпродукта за рубежом, дают все основания прогнозировать вхождение Турции в первую пятерку самых популярных среди туристов стран мира.

Информация о работе Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации