Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа
Цель работы - определить туристско-рекреационный потенциал Тунисской Республики, выявив специфику развития туризма в данной стране.
Объектом исследования стала Тунисская Республика. Предметом – туристско-рекреационный потенциал данной страны. В ходе разработки этого вопроса стояли следующие задачи: получить наиболее полные знания о стране, ее географическом положении, населении; рассмотреть историческую составляющую; более детально подойти к изучению природных особенностей Туниса – на основе этого проанализировать развитие основных видов туризма в стране и сформулировать собственные рекомендации, которые способствовали бы развитию рекреационного блока.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..…………………………….
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАНЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ …………
2. НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ …………………………………………………………………..
3. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ……………………………………………..
4. ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ……………………………………………………….
4.1 Ландшафты ………………………………………………………………………….
4.2 Природные резерваты (система ООПТ) ………………………………………….
4.3 Климат ……………………………………………...............................................
4.4 Гидроминеральные ресурсы ………………………………………........................
4.5 Объекты Всемирного природного наследия UNESCO ……………...................
5. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ …………………............................................................
5.1 Исторические местности и города ……………………………………………….
5.2 Объекты Всемирного культурного наследия UNESCO …………………………
6. ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ………………………………………………….
6.1 Транспортное обеспечение ……………………………………….........................
6.2 Сфера гостеприимства ……………………………………………………………..
6.3 Туристские зоны, курорты и турцентры ………………………………………….
7. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА …………………………………………………………
8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА ……………………………………………………………………….
9. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ……………….......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …...…………………......................
До последнего времени Тунис среди арабских стран несколько выделялся характером преобразовании в области социальной и культурной жизни, оказавших определенное влияние и на демографическую ситуацию в стране. В 1956 г. был принят Кодекс законов о семье и браке, который запретил полигамию, установил юридическое равноправие мужчин и женщин. С середины 60-х годов активно пропагандируется практика планирования семьи. Медицинские мероприятия, проведенные в рамках этой кампании, дали некоторые положительные результаты в сочетании с политикой, направленной на эмансипацию женщин. Известную роль сыграло повышение брачного возраста. Законом от 1964 г. он установлен в 17 лет для девушек и 20 лет для мужчин.
На динамику и состав населения существенное воздействие оказывают внешние миграции. В последние десятилетия неуклонно нарастал поток эмиграции тунисских рабочих во Францию, ФРГ, с 70-х годов - в Ливию и страны Персидского залива. Большинство отъезжающих в поисках работы за границу составляют мужчины. Общее число тунисцев эмигрантов в 70-х годах достигало 200 тыс., в том числе 150 тыс. проживали во Франции.
В Тунисе проживают около 3 тыс. русских — потомков эмигрантов первой волны.
В независимом Тунисе быстро растет армия наемного труда и рабочий класс. Ныне на рабочих и служащих приходится более 50% экономически активного населения. Свыше 200 тыс. кадровых фабрично заводских рабочих насчитывает в своих рядах пролетариат.
Тунисская Республика - страна с относительно высокой долей городского населения.
По условиям жизни и бытовому укладу, материальной культуре население страны традиционно делилось на две большие группы: горожан и сельских жителей, с одной сторон, и бедуинов-кочевников - с другой. Термином "бедуины" мы пользуемся условно. Скотоводческие племена, занимавшие предпустынную область и сухие степи, а отчасти север страны (Западный Телль), издавна вели полуоседлый образ жизни. Примерно с XVII в. крупные племена (зласс, фрашиш хаммама) не меняли основных мест расселения и совершали лишь сезонные перекочевки. Однако еще в начале XX в. жители степей и полупустынь сахарской зоны обитали в палатках, иногда в непрочных хижинах, которые здесь называют гурби. Гурби встречаются двух видов. Первый - это круглая хижина киб. Ее каркас устроен из веток, стенами служат циновки, укрытые сверху соломой. Второй вид гурби - маамра, прямоугольный в плане дом, сложенный из грубо обтесанного камня, а чаще из брусков высушенной на солнце глины. Обычно такие жилища стоят изолированно или образуют поселение - дуар. Дуары в настоящее время являются основным типом поселения в степях и на юге, часто они встречаются в северо-западных районах Туниса.
Полную противоположность
Одной из причин формирования такого типа поселений, приближающихся по внешнему облику и социально-экономической структуре к городу, явились особенности хозяйственной жизни сахеля. Оливковые плантации, занимающие почти всю сельскохозяйственною площадь, не требуют круглогодичного ухода, и население больших и малых деревень издавна занимается разнообразными ремеслами. Некоторые населенные пункты стали центрами кустарной промышленности (Мокнин, Ксар-Хелляль).
По масштабам деятельности, направленной на развитие образования и народного просвещения, Тунис занимает одно из первых мест среди арабских и афро-азиатских стран. Правительство ежегодно выделяет на образование почти 1/3 национального бюджета. Уже в 1955-1956 гг. появились вечерние школы для взрослых, а с начала 60-х годов правительство развернуло широкою кампанию по ликвидации неграмотности. Была поставлена задача максимального охвата детей школьным обучением. Среди взрослого населения количество грамотных составляет в настоящее время 55%. Это один из высоких показателей среди стран Африки.
Самое крупное высшее учебное заведение - Тунисский университет, имеются факультеты медицины в Сусе и Сфаксе, естественных наук в Габесе. В 1970 г. был открыт первый технический вуз - Национальная школа инженеров, созданная при содействии советских специалистов. Имеются также институты искусства, архитектуры и градостроительства, агрономический и др.
Проблема языка обучения и культурной ориентации в целом решается в стране в соответствии с концепцией "бикультуризма", предполагающей синтез арабских традиций с достижениями европейской цивилизации. В школьной системе сохраняется принцип двуязычия. Преподавание полностью на арабском языке ведется лишь в первых двух класса. Газеты, в том числе центральные, издаются как на арабском, так и на французском языках. Радиовещание ведет передачи на арабском, французском и итальянском языках.
Важным явлением общественной жизни при независимости стал театр. Ведущая труппа работает в Муниципальном театре столицы. Здесь ставятся произведения классической и современной западной драматургии, многочисленные пьесы тунисских авторов. Излюбленным жанром являются комедия и фарс.
Тунисское киноискусство заявило о себе в 60-х годах, когда появился ряд лент социального содержания. Многих режиссеров привлекают фольклорные мотивы, национальный колорит.
Музыкальная культура Туниса складывается из фольклорного наследия и классической традиции, восходящей к средневековой андалусской школе. Чрезвычайной популярностью пользуются ансамбли, исполняющие старинные вокально-инструментальные сюиты. В оркестре участвуют смычковые инструменты, несколько разновидностей лютни, флейта, зорна (гобой), многочисленные ударные.
Народная песня органически входит в быт тунисцев. Некоторые мелодии и ритмы заимствованы с Арабского Востока, из стран Тропической Африки. Элементом фольклорного жанра является ритуальная, обычно остро ритмическая музыка, сопровождавшая религиозные празднества.
В стране существует Национальная консерватория, которая вносит значительный вклад в развитие традиционной музыки.
Как показывают археологические исследования, территория Туниса была одним из первичных очагов неолитической культуры Средиземноморья. Во II тысячелетии до н.э. населявшие эту территорию берберские племена занимались по преимуществу оседлым земледелием. Южнее больших солончаковых впадин Шотт-Джерид кочевали скотоводческие племена. Местная культура обогащалась благодаря контактам с народами Сахары и греко-эгейским миром. Однако решающее значение в истории древнего Туниса имели финикийская (с XII в. до н.э.), а затем римская (со II в. до н.э.) колонизации, включившие страну в ареал развития античного способа производства.
В течение пяти столетий территория страны являлась ядром могущественного рабовладельческого государства — Карфагена. Владения Карфагена в Западном Средиземноморье — на островах, на берегах Испании, Марокко и Алжира — имели характер обособленных торговых поселений, факторий. Однако в Тунисе финикийская колонизация развивалась вглубь. В прибрежной полосе, от современной Бизерты до Сфакса, располагалось почти три десятка относительно крупных городов, а в прилегающей округе и внутренних районах, населенных подчиненными Карфагену или союзными племенами, активно развивалось сельскохозяйственное производство. Именно к пунической эпохе древней истории Туниса относится разработка основ агротехнической науки, в этот период сложились севооборот, агрономический календарь, способы обработки почвы, сохранявшиеся в практике местных земледельцев на протяжении многих последующих веков.
После падения Карфагена (II в. до н.э.) территория Туниса была превращена в римскую провинцию Африка. Здесь создавались колонии ветеранов — бывших солдат, выходцев из разных концов Римской империи. Пришельцы смешивались с местным населением, которое наряду с берберским и финикийским языками, стало широко употреблять в быту латинскую речь. В плеяду знаменитых латинских писателей вошли уроженцы Африки— Тертуллиан, Арновий, Апулей. В ряде районов, например в оазисе Гафса, латынь сохранялась как разговорный и письменный язык до XII в. н.э.
Провинция Африка приобрела важное значение в экономической жизни Древнего Рима в качестве крупного производителя и экспортера сельскохозяйственной продукции. На римскую эпоху, особенно II—III вв. н.э., приходится расцвет городской цивилизации. Территория Туниса была одной из высокоурбанизированных провинций Римской империи.
В этот период страна подвергалась сильной романизации, но основная масса населения сохраняла пунический (финикийский) язык и восточные верования.
В V в. был положен конец римскому владычеству, которое, однако, в VI в. сменилось властью Византии, столкнувшейся с большим сопротивлением народных масс. В конце VII в. страна была завоевана арабами-мусульманами, военные отряды которых в 647 г. впервые появились на территории Туниса. Основав город Кайруан (670 г.), ставший центром распространения ислама в Северной Африке, арабы подавили последние очаги сопротивления византийцев.
Первоначально Тунис, который в средние века называли Ифрикией, был частью Омейядского и Аббасидского халифатов, а в IX в. здесь утвердилась фактически независимая династия Аглабидов.
Ифрикия была довольно централизованным государством, хозяйство которого базировалось на земледелии (в основном выращивание зерновых и оливководство), использовавшем античные методы агротехники. Активные торговые связи поддерживались с Тропической Африкой
Весьма интенсивно происходил процесс
ассимиляции коренного и
Сам по себе приход арабов не сопровождался значительным увеличением пришлого населения. Выходцы из восточных областей арабского халифата оседали в городах. Их число в Тунисе было вероятно больше, чем в других странах Магриба, но не превышало нескольких десятков тысяч. Лишь в середине XI в. здесь появились арабы кочевники (по оценкам 200-300 тыс. человек) расселение которых в центральных и северных областях страны ускорило арабизацию местного населения, прежде всего скотоводов перенимавших обычаи и язык пришельцев из Аравии.
С середины XI в. страна находилась в состоянии политической раздробленности, некоторое время входила в состав Альмохадского халифата, центром которого был город Марракеш (в Марокко). К XIV в., после затяжных междоусобиц Тунис восстановил единство под эгидой династии Хафсидов. Однако развитие производства шло в целом по нисходящей, что проявилось в сокращении обработанных площадей, упадке ирригации. Во второй половине средних веков возросла доля населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. На рубеже XV—XVI вв. хафсидское государство распалось на ряд обособленных княжеств и городских республик.
В 1574 г. страна была завоевана Османской империей и входила в ее состав до конца XIX в. на правах автономной провинции, управлявшейся наследственной династией беев. Турки в Тунисе составляли особый корпус в армии (от 3 до 5 тыс. человек) и привилегированную часть бюрократической верхушки. Правящий класс пополнялся также за счет мамлюков — мальчиков и юношей, которое приобретались на невольничьих рынках Стамбула и воспитывались при дворе. Знание турецкого языка среди аристократии считалось признаком хорошего образования. Однако уже на рубеже ХVIII-XIX вв. в администрации и даже дипломатической практике турецкий язык был вытеснен арабским.
Со второй трети XIX в. Тунис начал превращаться в полуколонию Франции, которая использовала неравноправный договор со страной о торговле и растущую зависимость тунисской казны от внешних займов. В 1881 г. Франция навязала тунисскому бею договор о протекторате, предполагавший сохранение монархии и ряда местных ведомств с ограниченными правами.
В период колониальной зависимости экономика Туниса получила ориентированную на экспорт аграрную и промышленно-сырьевую специализацию. С конца прошлого века была развернута в примышленном масштабе эксплуатация месторождении полезных ископаемых — фосфоритов железной и свинцово-цинковой руд. К 1929 г. добыча фосфоритов достигла 3 млн. т, и до второй мировой войны страна играла ведущую роль на международном рынке фосфатного сырья. Плодородные области Северною Туниса стали объектом аграрной колонизации, в результате которой в руки европейцев перешло почти 20% всех обрабатываемых площадей. Механизированные фермы французов и итальянцев производил предназначенную на вывоз пшеницу твердых сортов, а также ранние овощи, цитрусовые, виноград.
Капиталистический сектор развивался почти незначительно на базе иностранного капитала. В 1953 г. из 310 крупных промышленных и коммерческих предприятий лишь 33 принадлежали лицам Тунисской национальности. Не только промышленность, но и значительная часть сферы обмена и услуг (банки транспорт) были монополизированы иностранной, главным образом французской буржуазией.