Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

К числу основных задач экономического и социального развития России на современном этапе относится создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов. Цивилизованный рынок не может функционировать, если в его системе отсутствуют единые нормы, правила, законы. Участники рыночных отношений должны знать правила "игры" и следовать им.

Содержание

1. Введение 3
2. Сертификация услуг по ТО и ремонту автомобилей 4
3. Порядок проведения сертификации 5
4. Основные понятия о стандартизации 8
4,1. Государственная система стандартизации 8
4,2 Краткие сведения о международной стандартизации 14
5. Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Cтандартизаци.rtf

— 259.42 Кб (Скачать файл)

    Государственные стандарты устанавливают требования преимущественно к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения, к изделиям, прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают также общие нормы, термины и т. п. Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации: общетехнические и организационно-методические правила и нормы (ряды нормальных линейных размеров, нормы точности зубчатых передач, допуски и посадки, размеры и допуски резьбы, предпочтительные числа и др.); нормы точности изделий межотраслевого применения; требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии; научно-технические термины, определения и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы; методы и средства поверки средств измерений; государственные испытания средств измерений; допускаемые погрешности измерений; системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д.

    Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и составные части этих изделий; сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли; типовые технологические процессы внутриотраслевого применения и др. ОСТы разрабатывают также для ограничения, например, типоразмеров крепежных деталей, полей допусков и посадок и др.

    Республиканские стандарты устанавливают требования к продукции, выпускаемой предприятиями союзно-республиканского и местного подчинения союзной республики. Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом СССР и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами СССР по закрепленным группам продукции. Объектами республиканской стандартизации могут быть сырье, материалы, топливо и полезные ископаемые внутриреспубликанского производства и применения; отдельные типы изделий массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских министерств, товары народного потребления и др.

    Стандарты предприятий (объединений) распространяются на нормы правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастку инструмент и т. п. Стандарты предприятий могут также устанавливать ограничения по применяемой номенклатуре деталей, составных частей, материалов, предусмотренные государственными, отраслевыми или республиканскими стандартами.

    В последние годы стандарты предприятий стали фундаментом комплексной системы управления качеством продукции; они охватывают все сферы деятельности предприятия и позволяют доводить требования государственных стандартов до каждого рабочего места, до каждого исполнителя. Стандарты предприятий (объединений) оказывают существенное влияние на все сферы деятельности заводов. Они влияют на развитие унификации технологической и контрольной оснастки, нестандартного оборудования, обеспечивают более рациональное использование сырья, материалов, энергии и т. д. Число стандартов предприятий непрерывно растет; например, в объединении ЗИЛ их насчитывается свыше 5500.

    Виды стандартов. В зависимости от объектов и содержания стандарты делят на стандарты: технических условий (общих технических условий); параметров (размеров); типов, марок, сортамента; конструкции; правил приемки, методов испытаний (контроля, анализа, измерений); методов и средств поверки мер и измерительных приборов; правил эксплуатации и ремонта; типовых технологических процессов и др.

    В настоящее время установлен новый, более совершенный порядок разработки стандартов всех категорий и видов. Он предусматривает переход от разработки отдельных нормативно-технических документов на конкретную продукцию к созданию в отраслях народного хозяйства взаимосвязанных комплексов стандартов и технических условий, охватывающих продукцию на всех этапах ее жизненного цикла. При этом государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы) и республиканские (РСТы) стандарты должны разрабатываться на группы однородной продукции по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с учетом перспектив развития этой продукции; на конкретную продукцию должны разрабатываться технические условия (ТУ) и при необходимости ОСТы и РСТы, фиксирующие результаты разработки и постановки продукции на производство.

    Планирование работ по стандартизации является составной частью системы государственного планирования. Так, задания по стандартизации входят специальным разделом в долгосрочный (на 10-15 лет)и пятилетний планы развития народного хозяйства СССР. Существуют годовые планы государственной стандартизации, утверждаемые Госстандартом СССР по согласованию с Госпланом СССР. Соответствующие планы отраслевой стандартизации являются составной частью плановых заданий министерства (ведомства). Естественно, что все эти задания плюс собственные потребности в области стандартизации отражаются в перспективных и годовых планах предприятий.

    В планы стандартизации включают вопросы разработки новых и пересмотра действующих стандартов всех категорий, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы, необходимые для создания стандартов. В них учитывают также задания по разработке проектов стандартов СЭВ и ИСО, мероприятия по надзору за мерами и измерительными приборами и т. д.

    Особое внимание уделяется межотраслевым планам разработки программ комплексной стандартизации сырья, материала, заготовок, кооперируемых изделий и конечного изделия (станка, автомобиля, телевизора и т. п.) с взаимной увязкой требований к их качеству.

    Контроль за выполнением планов стандартизации осуществляет Госстандарт СССР. Планирование работ по стандартизации является важным экономическим фактором, посредством которого осуществляется координация деятельности всех организаций страны, занимающихся вопросами стандартизации, и обеспечивается максимальная эффективность и комплексность в работах по стандартизации.

    Разработка, внедрение и пересмотр стандартов. Целесообразность разработки каждого стандарта обосновывается потребностями народного хозяйства и ожидаемым техническим и экономическим эффектом. Для этого предварительно подбирают и анализируют литературные и производственные данные, устанавливают тенденции развития и перспективные потребности промышленности по стандартизуемым объектам или параметрам. Обязательным этапом является анализ зарубежного опыта и достигнутого там уровня качественных показателей стандартизуемых объектов.

    Номенклатура показателей качества должна быть достаточной, чтобы всесторонне и полно характеризовать изделие не только с точки зрения изготовителя, но и с точки зрения потребителя. Например, для покупателя телевизора важны размеры экрана, четкость изображения, гарантийный срок, внешний вид и его ремонтопригодность, т. е. возможность быстрого обнаружения повреждений и замены неисправных элементов. Для завода-изготовителя, кроме указанного, важное значение имеют совершенство конструкции и технологичность составных частей телевизора, определяющих трудоемкость и экономичность его производства, и т. д.

    ГСС устанавливает шесть стадий разработки стандартов: 1) организация разработки стандарта, составление и утверждение технического задания; 2) разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв; 3) анализ отзывов и разработка окончательной (второй и последующих) редакций проекта стандарта; 4) подготовка, согласование и представление стандарта на утверждение; 5) рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта; 6) издание стандарта и информация о нем.

    Патентная чистота стандартов. Многие стандартные агрегаты широко применяют в машинах, приборах и оборудовании, поставляемых на экспорт. Для обеспечения конкурентоспособности, кроме соответствия качества изделий мировому уровню, они не должны нарушать действующие в странах ввоза патенты (свидетельства) на изобретения, модели и промышленные образцы, представляющие владельцам исключительное право на использование запатентованного объекта в течение определенного срока. Нарушение этих прав влечет за собой наложение ареста на экспортируемые изделия и штрафы, возмещающие убытки патентодержателя, поэтому стандартизуемая продукция должна обладать патентной чистотой. Это требование относится к технологическим процессам, методам и средствам измерения и испытания изделий и т. д.

    Внедрение и пересмотр стандартов. При утверждении государственных стандартов устанавливают срок их введения. Одновременно намечают планы основных мероприятий, в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку предприятий (организаций), обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. Эти мероприятия включают в соответствующие планы по новой технике, капитального строительства, материально-технического снабжения министерств (ведомств), предприятий и организаций. Выполнение их контролирует Госстандарт СССР.

    Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и требования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта.

    Надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляет Госстандарт СССР, его республиканские, областные, городские лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, а также научно-исследовательские институты или организации. Если стандарты и технические условия внедрены несвоевременно, руководители предприятий и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде.

    За поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, поставщик (изготовитель) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. При этом должностных лиц промышленных предприятий могут привлекать к уголовной ответственности.

    Только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона, и их выполнение достигается не только методами убеждения, но и методами государственного принуждения.

    Министерства (ведомства) СССР и союзных республик, их головные и базовые организации по стандартизации должны систематически (как правило, не реже 1 раза в 5 лет) проверять соответствие установленных в стандартах требований современным достижениям науки, техники и производства, а также запросам народного хозяйства (отрасли). Стандарты, не отвечающие указанным требованиям, включают в планы стандартизации для пересмотра. На основании этих проверок и планов стандартизации Госстандарт СССР пересматривает совместно с министерствами и ведомствами действующие государственные стандарты, заменяет в них устаревшие показатели или вводит новые стандарты.

    Можно привести такой пример, характеризующий динамизм стандартов: ГОСТ 533--76 «Турбогенераторы. Технические требования» пересматривался в 1955, 1968, 1975 гг. Предельная мощность турбогенераторов увеличилась от 200 до 800 мВт в 1968 г. и до 1200 мВт -- в 1975 г. Гарантийный срок службы с одного года увеличился в 1968 г. до двух лет, а в 1975 г. -- до 25 лет. 
 
 
 
 
 
 
 

    4,2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

    При разработке отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации. Это необходимо для обеспечения взаимозаменяемости деталей и стандартных узлов машин, изготовленных в разных странах, а также для упрощения их эксплуатации, что способствует расширению научно-технических и торговых связей между государствами.

    Крупнейшей международной организацией в области стандартизации является ИСО (до 1941 г. называлась ИСА, организована в 1926 г.)- Одновременно с рекомендациями ИСО выпускает международные стандарты, на которых должны основываться национальные стандарты; их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО, как сказано в ее Уставе, «содействовать благоприятному развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный обмен товарами и .развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

    Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. В ИСО имеются: Исполнительный Комитет (ИСО/Исполком), Комитет по изучению научных принципов стандартизации (ИСО/СТАКО), Комитет помощи развивающимся странам (ИСО/ДЕВКО), Аттестационный Комитет (ИСО/СЕРТИКО) и свыше 150 технических комитетов, которые разрабатывают рекомендации и стандарты (ТК-1 «Резьбы», ТК-2 «Болты, гайки и детали крепления»; ТК-3 «Допуски и посадки», ТК-29 «Инструменты», ТК-39 «Станки» и др.).

Информация о работе Стандартизация и сертификация в управлении качеством услуг