Сущность и потенциал туррынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить современное состояние и перспективы развития рынка туристических услуг в России в 2010-2020 гг.
Задачи:
Раскрыть сущность и содержание основные понятий и государственного регулирование сферы туризма в России;
Выявить функции и особенности внутреннего российского туристского рынка на современном этапе;
Провести оценку и прогноз развития внутреннего туризма в России в 2010-2020 гг.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и потенциал туррынка России 5
2. Функции и сущность внутреннего российского туристического рынка 8
3. Прогноз развития внутреннего туризма в России 16
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

кр Менеджмент турфирмы.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

 

Введение

 

Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода. Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.

Устойчивое  развитие экономики  регионов во многом определяется развитием отраслей социальной сферы и туризма. В настоящее время удельный вес сферы туризма в валовом внутреннем продукте российской экономики, по данным Федерального агентства по туризму, составляет 6,5%, в инвестициях в основной капитал – 10,7%, в занятости населения - 6,0%. Развитие сферы туризма обусловлено ее социально-экономическим значением в удовлетворении таких важнейших человеческих потребностей, как укрепление здоровья и отдых.

Перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

 

 

Объект: туристический рынок в России

Предмет: экономические показатели современного туррынка России

Цель: изучить современное состояние и перспективы развития рынка туристических услуг в России в 2010-2020 гг.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность и содержание основные понятий и государственного регулирование сферы туризма в России;
  2. Выявить функции и особенности внутреннего российского туристского рынка на современном этапе; 
  3. Провести оценку и прогноз развития внутреннего туризма в России в 2010-2020 гг.

Методы исследования: анализ литературы, сравнительный, экономического анализа.

 

  1. Сущность и потенциал туррынка России

 

Одними из наиболее привлекательных  туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 – местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 – как объекты культурно наследия1.

Основу историко-культурного  и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения. Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную  охрану не только памятники истории  и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб). Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты. Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты2.

Анализ и обобщение  существующих трактовок понятия  «туристский рынок» позволяют определить рынок туристских услуг как взаимодействие между реальными и потенциальными покупателями (предъявителями спроса на туристские услуги), продавцами и исполнителями (поставщиками), предлагающими туристские услуги; институтами, коммерческими и управленческими структурами, обеспечивающими ресурсами производство туристского продукта,   координацию и взаимодействие всех субъектов рынка туристских услуг. Ресурсное обеспечение сферы  туризма складывается  из многих источников, среди которых  основными  являются  природные  ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, предпринимательские ресурсы.

Можно сделать вывод, что одним из важнейших факторов производства туристского продукта являются природные ресурсы. В число основных  элементов природных ресурсов входят ландшафт, море, озёра, реки, климат, флора, фауна, лесные массивы,  В зависимости от сочетания основных элементов природных ресурсов  образуются  различные туристско-рекреационные  комплексы, имеющие  свою специализацию. Особенность природных ресурсов состоит  в том, что они не восстанавливаются по мере потребления. Природные ресурсы в сочетании  важнейшими мотивами туристкой поездки, к которым относятся события, явления, объекты, в том числе искусственно созданные человеком, образуют туристские ресурсы, экономическая  и социальная ценность которых зависит от степени их доступности и степени развитости инфраструктуры туризма.

Потенциал сферы  туризма может быть эффективно использован  только  при наличии необходимого количества трудовых ресурсов нужной специализации и уровня  квалификации. Особенностью рынка труда в туристском  секторе является невысокая заработная плата, относительно  продолжительная рабочая неделя со специфическим графиком работы, несущественная  роль профсоюзов  в деятельности  организаций индустрии туризма.

Для развития туризма необходимо создание соответствующей инфраструктуры, требующей значительных инвестиций. Потому экономическая значимость туризма в регионе во многом определяется финансовыми ресурсами. Регион, который обладает богатыми природными ресурсами, но имеет ограниченные финансовые возможности, не сможет в достаточной степени развивать въездной туристский сектор.

Важным ресурсом развития сферы туризма в России в последние  годы становится  уровень освоения новых туристских технологий, включая информационные технологии. В настоящее время этот уровень еще очень низкий.  Поэтому государство вынуждено брать на себя инициативу в инновационном процессе, в частности посредством создания особых туристско-рекреационных экономических зон. В процессе  формирования, продвижения и реализации туристского продукта велика также роль информационных ресурсов, что дает возможность туристическим фирмам  иметь объективное представление о территории, обладающей привлекательностью для туристов и качественных характеристиках предлагаемых услуг, а также формировать цели и стратегии функционирования своей деятельности3.

В последние  десятилетия актуализируется необходимость развития и учёта новой ресурсной группы - институциональных ресурсов, выраженных в системе институтов, в той или иной мере влияющих на формирование ресурсного обеспечения сферы туризма. Институциональный ресурс  связан с созданием дополнительных условий с целью более разнообразного и полного использования потенциала государственных организаций, формальных и неформальных  институтов для активизации всего ресурсного обеспечения сферы туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Природные ресурсы рассматриваются как важнейший приоритетный ресурс, не задействованный в полной мере на практике. Вместе с тем каждой единице природных ресурсов должна соответствовать не только определенная численность трудовых ресурсов, но и определенный объем капитала. Поэтому предпринимательский ресурс, позволяющий комбинировать и эффективно вовлекать в туристскую деятельность все остальные ресурсы, по мнению автора, является основным экономическим ресурсом туристического  предприятия4

Таким образом, сфера  туризма играет важную роль в развитии  социально-экономического комплекса региона. Ускоренное развитие индустрии туризма во многом зависит от комплексного и рационального использования всех видов ресурсов - природно-рекреационных, финансовых, трудовых, информационных при активном участии предпринимательского сообщества.

2. Функции и сущность внутреннего российского туристического рынка

 

Современный туристский рынок выполняет следующие специфические  функции5:

1.  Функция реализации  стоимости и потребительной стоимости,  заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.

2.  Функция организации  процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

3.   Функция экономического  обеспечения материальных стимулов  к труду. Заключается в том,  что в процессе взаимообмена  денег и туристского продукта  на рынке распределение (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

Туристский рынок имеет  свои специфические особенности:

1.  Туристские услуги  неосязаемы. Важное значение имеет  надежность продукта, гарантии обещанного  уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиентов и ее устойчивость на рынке.

2.  При реализации  туристского продукта имеется  разрыв во времени между приобретением  продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.

3.  На туристский  спрос влияют сезонные колебания  и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезонам, а также через снижение емкости перевозок туристов.

4.  Качество продукта  в большей степени зависит  от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент внутри туристского предприятия должен постоянно развиваться.

5. Пи туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Достаточно взглянуть  на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут. Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

По мнению большинства  руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).6

Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса.

Информация о работе Сущность и потенциал туррынка России