Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:53, контрольная работа
Цель: изучить современное состояние и перспективы развития рынка туристических услуг в России в 2010-2020 гг.
Задачи:
Раскрыть сущность и содержание основные понятий и государственного регулирование сферы туризма в России;
Выявить функции и особенности внутреннего российского туристского рынка на современном этапе;
Провести оценку и прогноз развития внутреннего туризма в России в 2010-2020 гг.
Введение 3
1. Сущность и потенциал туррынка России 5
2. Функции и сущность внутреннего российского туристического рынка 8
3. Прогноз развития внутреннего туризма в России 16
Заключение 20
Список литературы 22
Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают7. Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.
Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства8.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.
За последние десять лет одним из наиболее развивающихся видов туризма является событийный туризм (включая спортивный туризм), мировой оборот которого возрос с 40 млрд. до 420 млрд. долл. Однако при этом доля России составляет в этом виде туризма всего 2%. По оценкам Всемирной туристической организации, данный вид туризма является одним из наиболее перспективных туристических направлений ХХI века9..
Проведенный анализ на основе данных Росстата и экспертных оценок отечественных специалистов за период с 2009 г. по 2012 г. свидетельствует о динамичном росте, как внутреннего туризма, так и объемов оказанных туристско-рекреационных услуг (рис. 1,2)10.
(количество поездок (тыс.))
где: 1 – туристские услуги; 2 – санаторно-оздоровительные услуги; 3 – услуги гостиниц и аналогичных средств размещения; 4 – услуги физической культуры и спорта,5- услуги культуры
Рисунок 2. Динамика объемов туристско-рекреационных услуг в РФ
Несмотря на рост большинства основных показателей развития предприятий гостиничного хозяйства и санаторно-оздоровительных учреждений в России за три последних года (таблица 1), реальное состояние обеспеченности этими объектами сферы туризма остается неудовлетворительным: 70 % средств гостиничного хозяйства требуют капитального ремонта, 60 % оборудования учреждений санаторно-курортного профиля морально устарело, а недостаточный уровень оснащения комфортабельными и современными транспортными средствами не позволяет оказывать туристские услуги11.
Таблица 1
Динамика основных показателей развития гостиничного хозяйства и санаторно-курортные учреждений в России (на конец года) *
№ |
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 к 2011 (%) |
1. |
Гостиничное хозяйство |
||||
1.1 |
Число гостиниц |
3872 |
3915 |
4041 |
103,2 |
1.2 |
Номерной фонд, тыс. номеров |
178 |
177 |
179 |
101,1 |
1.3 |
Единовременная вместимость, тыс. мест |
343,3 |
363,4 |
344,4 |
94,7 |
1.4 |
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест) |
0,37 |
0,3 |
0,4 |
|
2. |
Санаторно-курортные организации и организации отдыха |
||||
2.1 |
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха – всего |
4709 |
4602 |
4579 |
99,5 |
2.2. |
в них коек (мест), тыс. |
754 |
787 |
796 |
101,4 |
2.3. |
Из них туристские базы |
157 |
158 |
169 |
106,9 |
2.4. |
в них мест, тыс. |
29 |
27 |
38 |
140,7 |
*) Таблица составлена
на основе данных
Анализ региональных программ развития туризма в ряде регионов (Тверская, Ярославская, Псковская, Смоленская, Костромская, Волгоградская области, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан и др.) свидетельствуют о том, что их реализация заметно оживляет туристический бизнес и способствует развитию социально-экономического комплекса региона. Вместе с тем региональные программы не имеют четкой методологической основы и разрабатываются по разным схемам. Отсутствует единая сбалансированная программа формирования, продвижения и реализации туристического продукта, которая определяла бы стратегию и тактику движения регионов к высокоорганизованному и эффективному функционированию туристской сферы. Все это приводит к неоправданным территориальным различиям в использовании материально-технической базы туризма. Так, по данным Росстата, коэффициент использования гостиничного фонда составляет в Москве – 0,51, Ставропольском крае – 0,50, Республике Северная Осетия – Алания – 0,35, тогда как в Карачаево-Черкесской Республике – 0,16, Республике Дагестан - 0,09, Камчатской области – 0,18, Республике Тыва – 0,16 при среднероссийском значении – 0,4. Таким образом, несовершенство планирования туристского развития, слабая обеспеченность нормативно-правовой, технологической и конъюнктурной туристской информацией создали в регионах ситуацию «упущенной выгоды» и как следствие, недополучение финансовых средств для сохранения наследия, развития туристской инфраструктуры и решения социально-экономических проблем12.
В ходе исследования выявлены слабые стороны, сдерживающие развитие сферы туризма в регионах России. К ним относятся:
Российский рынок туризма
составляет пока около 2-3% мирового,
но развивается и будет
По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм»14.
Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.
Потенциал туризма в России высоко
оценивается западными эксперта
В целом невысокий уровень жизни населения, высокие цены на транспорт ориентирует на низкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогую инфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов, Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитая туристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест в отелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточная государственная реклама туристических возможностей страны и невысокое качество обслуживания туристов.
Статистика за 2010 год свидетельствует о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. Объемы как въездного, так и выездного туристических потоков по сравнению с 2008 годом возросли. Вместе с тем огромный потенциал России до конца не используется. Природное и климатическое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. По оценкам Всемирной туристической организации (UNWTO), Россия может при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. А между тем сейчас на ее долю приходится всего лишь 7-8% от общемирового числа туристских прибытий. Сдерживающими факторами как въезда иностранных туристов в Россию, так и развития внутреннего туризма официальные туристические власти называют несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, небольшое количество гостиниц туристского класса, низкое качество оказываемых услуг, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики и др.
По оценкам специалистов, внутренний туристский поток к 2014 году возрастет до 38,5 млн человек. Эксперты туристического рынка согласны, что внутренний туризм в России будет развиваться в кризисное время. В то же время внутренний продукт, как отмечает Владимир Канторович, первый вице-президент АТОР, сегодня интересен российскому туристу из-за девальвации рубля. Вместе с тем снижаются рублевые цены на гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге, что прежде всего привлекательно для иностранных гостей. Что же касается российских курортов, то там снижать цены не торопятся, и, учитывая растущий спрос на наши курорты, который может превысить предложение, следствием может быть отсутствие конкуренции и перспектива снижения качества обслуживания17.