Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:35, дипломная работа
Основные задачи работы:
изучить теоретические аспекты развития туризма и туроператорской деятельности в России;
проанализировать место выездного туризма в международном туризме Амурской области;
рассмотреть фирменную структуру рынка инициативных туроператоров на китайском направлении
Введение 3
1. Особенности развития туристических услуг 6
1.1. Туризм как глобальное социально-экономическое явление
современности 6
1.2. Классификация международного туризма 8
1.3. Государственное регулирование международной туристической
деятельности в РФ 20
2. Современное Состояние и проблемы развития мирового рынка
туристических услуг 33
2.1. Анализ развития международного туризма в мире 33
2.2. Туризм в России и Амурской области: динамика и основные
тенденции развития 38
2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие
туризма 57
3. Перспективы развития мирового рынка туристических услуг на
примере ЗАО «Интурист-Благовещенск» 64
3.1. Анализ спроса потребителей и предложений туристических фирм
по международному туризму 64
3.2. Разработка нового предложения для развития международного
туризма на китайском направлении и его экономическое
обоснование 77
Заключение 88
Список использованной литературы 91
По данным Госкомстата России в первом полугодии 2010 года Российскую Федерацию посетило 9 млн. 42,1 тыс. иностранных граждан, что на 26% превышает показания аналогичного периода прошлого года. Из стран дальнего зарубежья прибыло 340,2 тыс. человек, на 10,1% больше, чем год назад /23/.
По туристским прибытиям в РФ на 2010 год, первая десятка стран выглядит следующим образом: Польша – 353,8 тыс. (-13,8%); Финляндия – 143,1 тыс.(+9,2%); Китай – 84,5 тыс. (48,5%); Турция – 61,8 тыс. (в 1 раз); Германия – 57,5 тыс. (+29,8%); Испания – 29,6 тыс. (в 14 раз); Италия – 22,0 тыс. (в 2,2 раза); США – 19,6 тыс.; Франция – 20,2 тыс.(-11,8%); Монголия – 19,9 тыс.(+21,1%) /23/.
Динамика въездных/выездных потоков России за период с 2006 по 2010 год представлена в таблице А.3 (приложение А). Представленные данные свидетельствуют о том, что общий въездной поток с 2006 по 2010 гг. увеличился с 2885 до 3106 тыс. чел., а общий выездной поток с 3330 до 5044 тыс. чел. Въезд и выезд по странам дальнего зарубежья имеет также положительную тенденцию за исследуемый период. Въезд из стран ближнего зарубежья, наоборот, снизился с 981 до 420 тыс. чел., а выехало граждан России в 2010 году больше, чем в 2006 году.
В таблице 1 рассмотрим распределение въездного потока по целям поездок в 1 полугодии 2009 – 2010 гг.
Таблица 1 – Распределение въездного потока по целям поездок в 1 полугодии 2009 – 2010 гг. /49/
тыс. человек
Цель поездки |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. / 2009 г., % |
Общий въездной поток, в том числе: |
7178,2 |
9042,1 |
26,0 |
Деловая поездка |
2001,1 |
1309,9 |
-34,5 |
Туризм |
1890,9 |
1024,7 |
-45,8 |
Частная поездка |
2701,5 |
6053,8 |
124,1 |
Из стран дальнего зарубежья |
3034,4 |
3340,2 |
10,1 |
Деловая поездка |
832,1 |
927,4 |
11,5 |
Туризм |
877,3 |
991,7 |
13,0 |
Частная поездка |
955,5 |
1068,0 |
11,8 |
Из стран СНГ |
4143,8 |
5702,0 |
37,6 |
Деловая поездка |
1169,0 |
382,5 |
-67,3 |
Туризм |
1013,6 |
33,1 |
-96,7 |
Частная поездка |
1746,0 |
4985,9 |
185,6 |
Таким образом, из таблицы видно, что общий въездной поток с целью туризма сократился на 45,8%, въездной поток из стран дальнего зарубежья с целью туризма увеличился с 2009 г. по 2010 г. на 13,0%, а из стран СНГ сократился на 96,7%. Это связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом.
В таблице А.4 (приложение А) представлены данные о въезде иностранных граждан в Россию из стран Дальнего зарубежья с целью туризма, а в таблице А.5 (приложение А) отображена динамика въезда иностранных граждан в Россию из стран СНГ с целью туризма.
Сравним обе таблицы и построим график по итоговым показателям.
Рисунок 3 – Въезд иностранных граждан в Россию из стран СНГ и Дальнего зарубежья с целью туризма с 2008 – 2010 гг.
Таким образом, из представленных данных видно, что динамика въезда иностранных граждан в Россию из стран СНГ с целью туризма с 2008 – 2010 гг. имеет отрицательную тенденцию. Снижение произошло с 769 до 525 тыс. поездок к 2010 году. Самый большой «пик» произошел в 2009 году, тогда въезд иностранных граждан в Россию из стран СНГ с целью туризма составил 975 тыс. поездок. Въезд иностранных граждан в Россию из стран Дальнего Зарубежья с целью туризма сократился более чем в 2 раза. Так в 2008 году было совершено 4842 тыс. поездок, а 2010 году только 1883 тыс. поездок в Россию.
В таблице А.6 (приложение А) рассмотрим динамику выезда российских граждан в страны СНГ с целью туризма. Таким образом, из статистических данных видно, что выезд российских граждан в страны СНГ с целью туризма сократился с 1557 тыс. поездок в 2006 году до 331 тыс. поездок в 2010 году.
В таблице А.7 (приложение А) представлены данные о выезде российских граждан в страны Дальнего зарубежья с целью туризма. Сравним данные показатели с таблицей А.6 и А.7 и представим в виде графика.
Рисунок 4 – Выезд российских граждан в страны Дальнего зарубежья и СНГ с целью туризма с 2008 – 2010 гг.
Таким образом, из представленных данных наблюдается снижение общего выездного потока российских граждан в страны Дальнего зарубежья с целью туризма. Данный показатель в 2008 году составил 8269 тыс. поездок, а к 2010 году снизился до 4445 тыс. поездок. Выезд российских граждан в страны СНГ с целью туризма сократился с 873 тыс. поездок в 2008 году до 331 тыс. поездок в 2010 году. Причиной тому, послужил мировой финансовый кризис.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным их несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам. Значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России /12, С.670/.
Распределение потоков по целям в страны дальнего зарубежья и из них в Россию более равномерно. Структура выезда и въезда по регионам мира изменилась незначительно. Большинство обменов по-прежнему происходит со странами Европы. Основными европейскими партнерами России по туризму в основном являются крупные фирмы, например, немецкие TUI и LTU. TUI обслужила 8,6 млн. клиентов на 10,6 млрд. немецких марок, LTU - соответственно 6,1 млн. и 6,9 млрд. Это обстоятельство ставит отечественных туроператоров в зависимость от иностранных партнеров, заставляет соглашаться на менее выгодные условия сделок и на оплату услуг дополнительного звена посредников, что ведет к повышению цен на турпродукт /28, С.804/.
Развитие «челночного» туризма в России объясняется тем, что в сложившейся экономической ситуации в стране в наиболее тяжелые условия наряду с отраслями инвестиционного комплекса, производителями промышленной продукции попали и производители потребительских товаров. В результате произошло дальнейшее нарастание дефицита товаров народного потребления, и их импорт стал приносить большие прибыли. Кроме того, на территории РФ действует упрощенный порядок перемещения физическими лицами товаров через границу, не предназначенных для производственной деятельности. Это способствует формированию значительного числа шоп-туров (60 % от всех путешествий в страны дальнего зарубежья).
Российские «челноки» ездят в основном в Китай, Турцию, Польшу и Финляндию, поэтому именно эти страны лидируют в списке основных стран выезда граждан РФ с целью туризма.
За годы существования «челночный» бизнес пережил ряд постановлений, ограничивающих его возможности. Но до сих пор остается достаточно доходным видом деятельности. Сегодня «шоп-туры» соединяют в себе помимо коммерческих и рекреационные цели, и это является позитивным изменением. Туризм стал отраслью, не мобилизующей валютные поступления в страну, а каналом утечки валюты. В расчете на одного посетившего Россию приходится 660 долларов, а на одного выехавшего - 1142, или в 1,7 раза больше.
Таким образом, за годы перемен туристская отрасль страны существенно изменилась. Наибольшее развитие получила посредническая и торговая деятельность в туризме, обслуживающая в основном зарубежных операторов. Большинство созданных за последние годы турфирм занимаются именно этим видом деятельности, приносящим наибольшие прибыли. Даже те туристские предприятия, которые в недавнем прошлом осуществляли только операторскую деятельностью (производственную), теперь существуют в большей мере за счет агентской деятельности. Поэтому в наиболее тяжелом состоянии оказался въездной и внутренний туризм. У России есть большой потенциал развития туризма, но для этого нужна огромная поддержка государства причем, поддержка реальная в виде льгот и инвестиций. Должна осуществляться целенаправленная программа мероприятий по поддержке государством туризма. Данная поддержка должна проводиться в 2-х направлениях. Первое направление должно затрагивать систему фискальных мероприятий обеспечивающих прямое или косвенное лоббирование экономических интересов турфирм. Второе направление- это создание социальных условий для развития туризма.
Рассмотрим теперь развитие туристического рынка на Дальнем Востоке и Амурской области.
Развитие туристско-
- городов Благовещенск,
Зея, Свободный, Углегорск,
-Архаринском, Благовещенском,
Бурейском, Зейском,
В Амурской области сложилось несколько основных зон туризма и отдыха, в том числе:
- туристические базы
«Мухинка», «Колосок», «
- побережье Прядчинского водохранилища, Егорьевских и Владимировских озер, Белогорьевской протоки;
- территории государственного
природного заповедника «
- исторические и памятные объекты г.Благовещенска;
- некоторые территории Архаринского (озера «Долгое», «Клешинское»), Бурейского (Бурейская ГЭС, заказник «Урочище Иркун»), Зейского (Снежногорские пляжи, заказник «Бекельдеуль», Зейская ГЭС), Магдагачинского(Гонжинский источник), Свободненского ( д/о «Бузули», санаторий-профилакторий «Бардагон») районов.
Туристская деятельность
коммерческого характера
В 2008 году интерес к туристскому рынку Амурской области проявила одна из московских туристских фирм, что, возможно, поможет расширить географию стран, отправляющих туристов в Амурскую область. 15 туроператоров области занимаются приемом и обслуживанием иностранных туристов. За 2010 год из всех иностранных туристов, прибывших в Амурскую область, 99,9% составили граждане КНР, из них 95% обслуживались в г. Благовещенск.
Туристская деятельность
некоммерческого характера
Развитие международных и межрегиональных связей осуществляется по нескольким линиям, в том числе по линии Администрации области, по линии органов местного самоуправления, туристских организаций, общественных объединений. Наиболее значимыми для туризма являются мероприятия, проводимые в рамках Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». По решению Координационного совета по туризму ассоциации разрабатываются межрегиональные туристские маршруты под единым брендом «Кольцо Востока России».
Развитие туристско-рекреационн
Формирование рынка происходит в условиях быстрого изменения характеристик общероссийского рынка, развития его региональных сегментов. Привлечение инвестиций в сферу туризма сдерживается рядом условий, таких как недостаточная изученность рынка, чрезмерная хаотичность его функционирования, трудность решения вопросов выделения земель под объекты туризма, меняющиеся нормативно-правовые рамки и административная практика. Это создает объективные препятствия для действующих участников рынка, а также является фактором, снижающим его привлекательность для новых участников. Этим же объясняется невысокий процент вновь созданных туристских организаций, закрепивших свои позиции и расширяющих свою деятельность.
Развитие международного сотрудничества осуществляется с целью интеграции туристско-рекреационного комплекса Амурской области в международный рынок туризма, формирования стабильного потока туристов из зарубежных стран. Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество по линии культурных и побратимских связей между органами местного самоуправления Амурской области и муниципалитетами зарубежных стран, а также торгово-промышленными палатами; сотрудничество по развитию приграничного туризма. Наиболее перспективным на азиатском рынке туризма является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Китаем, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия.
Рассмотрим основные показатели развития туризма в Амурской области в таблице А.8 (приложение А). Таким образом, в последние годы растет спрос населения на туристские и санаторно-оздоровительные услуги. Населению Амурской области в 2010 году оказано туристских услуг на 550,0 млн. рублей, или 162,8% от уровня 2008 года.
В таблице А.9 (приложение А) рассмотрим динамику объема туристских услуг. На основе данной таблицы, построим график.
Информация о работе Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития