Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:35, дипломная работа
Основные задачи работы:
изучить теоретические аспекты развития туризма и туроператорской деятельности в России;
проанализировать место выездного туризма в международном туризме Амурской области;
рассмотреть фирменную структуру рынка инициативных туроператоров на китайском направлении
Введение 3
1. Особенности развития туристических услуг 6
1.1. Туризм как глобальное социально-экономическое явление
современности 6
1.2. Классификация международного туризма 8
1.3. Государственное регулирование международной туристической
деятельности в РФ 20
2. Современное Состояние и проблемы развития мирового рынка
туристических услуг 33
2.1. Анализ развития международного туризма в мире 33
2.2. Туризм в России и Амурской области: динамика и основные
тенденции развития 38
2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие
туризма 57
3. Перспективы развития мирового рынка туристических услуг на
примере ЗАО «Интурист-Благовещенск» 64
3.1. Анализ спроса потребителей и предложений туристических фирм
по международному туризму 64
3.2. Разработка нового предложения для развития международного
туризма на китайском направлении и его экономическое
обоснование 77
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Рисунок 5 – Индекс физического объема туристских услуг
Ведущее место на рынке туристских услуг принадлежит туристским фирмам, формирующим туристские потоки. На начало 2011 года в области действовало 30 туристских фирм, что в 1,5 раза больше, чем в 2002 году. Наиболее стабильно на рынке туристских услуг работают организации: турбюро Федерации профсоюзов Амурской области, ООО "Интуртрейд", ЗАО "Интурист-Благовещенск", ООО турбюро "Дальневосточный Феникс", ЗАО "Амуртурист", ООО "Авантаж", ООО "АКР", ООО Туристическое агентство "Гала-Тур". Указанные организации обеспечивали в 2010 году более двух третей общей стоимости проданных путевок.
В 2010 году услугами турфирм воспользовалось 113,1 тыс. туристов, которым было продано 112,6 тыс. путевок на общую сумму 1000,1 млн. рублей. Гражданам России продано 3,8 тыс. путевок по территории России и 98,2 тыс. путевок за границу. Иностранным гражданам, желающим ознакомиться с нашей страной, продано 10,6 тыс. путевок. Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для области по числу проданных путевок, обслуженных туристов и по обороту (общая стоимость проданных путевок) является выездной туризм. Самой посещаемой российскими туристами страной в 2010 году, как и в предыдущие годы, остался Китай, хотя все большей популярностью пользуются посещения стран Европы, Таиланда, Турции, Египта. Среди иностранных туристов - клиентов российских турфирм, преобладают жители Китая – 10,5 тыс. (99,7% от всех принятых турфирмами в области иностранных туристов).
Рассмотрим основные показатели деятельности турфирм за 2006 – 2010 гг. в Амурской области (таблица А.10, приложение А). Таким образом, на начало 2011 года в области действовало 30 туристских фирм, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. Расходы на приобретение прав на услуги сторонних организаций, используемых туроператорами, при производстве туристского продукта в 2008 году составили 79,9 млн. рублей. Наибольшую долю в структуре расходов заняли иные услуги, используемые при производстве туристского продукта - 49%, транспортное обслуживание - 31,6%, услуги гостиниц 10,8%.
В таблице А.11 (приложение А) рассмотрим основные показатели деятельности турфирм в 2010 году. Турфирмы, занимающиеся формированием туров, реализовали в 2010 году туристских услуг на 357,0 млн. рублей, что в 7,1 раза больше, чем в 2006 году в фактических ценах. Объем услуг в расчете на одну турфирму составлял 11,9 млн. рублей, в расчете на одного работника – около 1,0 млн. рублей. Активно на рынке туристских услуг в 2010 году работали турфирмы, занимающиеся турагентской деятельностью. Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений турагентов увеличилась по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза. Сумма уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды от туристской деятельности всех обследованных организаций равнялась 37,8 млн. рублей, из нее от деятельности организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, – 6,8 млн. рублей. У турфирм, занимающихся формированием, продвижением и продажей туров (туроператоров), основную часть затрат составляют расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций. В 2010 году они составили 200,3 млн. рублей.
В таблице А.12 (приложение А) рассмотрим распределение оборота турпродукта и численности туристов по видам туризма в 2010 году.
Рисунок 6 - Структура численности туристов по видам туризма в 2010 г.
Таким образом, из таблицы видно, что наибольший спрос у российских граждан на выездной туризм, т.к. общее число проданных путевок в 2010 году составило 98240 на сумму 891265 тыс. руб. Из всех видов туризма наиболее распространенным для области является выездной туризм (87,3% от общего числа туристов).
Между двумя пограничными областями активно развиваются туристические и торговые отношения на безвизовой основе. Правовой базой для его осуществления является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.
В настоящее время поездки российских граждан в Китай упрошены: имея долгосрочный заграничный паспорт, любой гражданин может выехать как с группой, так и частным лицом на срок до одного месяца, но не чаше одного раза в месяц (в Хэйхэ). В соответствии с новой редакцией Соглашения 2000 г., срок пребывания в безвизовом режиме сокращен до 15 дней. В Хэйхэ срок остался прежним, т.е. 30 дней.
Китайский город Хэйхэ развивается с учетом пристрастий и потребностей российских туристов и даже, в какой-то мере, формирует их.
Город, поражавший амурчан лет 15-20 назад бесчисленными трубами малой металлургии, сегодня удивляет телевизионными вышками на крышах многоэтажных гостиниц, красочной иллюминацией, освещающей дома не только в праздничные дни, и длительными фейерверками по случаю прихода весны - в Новый год по восточному календарю.
В такие дни на правый берег устремляются до нескольких тысяч россиян.
В таблице А.13 (приложение А) рассмотрим численность отправленных туристов.
На основе таблицы, построим диаграмму:
Рисунок 7 - Численность отправленных туристов из Амурской области в другие страны
Из представленных данных видно, что наибольшее количество отправленных туристов идет в другие государства, а наименьшая часть – по России. Также можно отметить, что по России численность туристов на протяжении 8 лет увеличился на 1729 чел., а поток в другие государства значительно возрос – с 74007 чел. до 98708 чел.
Рассмотрим структуру числа туристов, граждан России отправленных за границу в таблице А.14 (приложение А). Таким образом, самой посещаемой российскими туристами страной в 2010 году, как и в предыдущие годы, остался Китай (92,7% от всех отправленных турфирмами за границу), хотя все большей популярностью пользуются посещения стран Европы, Таиланда, Турции, Египта. Среди иностранных туристов - клиентов российских турфирм, преобладают жители Китая – 10,5 тыс. (99,7% от всех принятых турфирмами в области иностранных туристов).
Динамика поездок российских и китайских граждан через Благовещенский пограничный переход за последние 3 года представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика поездок российских и китайских граждан через Благовещенский пограничный переход
тыс. поездок
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отношение 2010 г. к 2008 г. в % |
Число российских граждан, посетивших КНР – всего |
460,8 |
522,7 |
583,7 |
126,7 |
В том числе туристы |
233,2 |
265 |
321,4 |
137,8 |
Число граждан КНР, посетивших Амурскую область – всего |
103,7 |
110,3 |
132,5 |
127,8 |
В том числе туристы |
42,2 |
49,6 |
42,3 |
100,2 |
Рисунок 8 – Динамика поездок российских и китайских граждан через Благовещенский пограничный переход
Время, затраченное на переезд на правый берег (в зависимости от времени года и соответственно – вида транспорта) – от 30 минут до 2-х часов. Двухдневные поездки россиян в Китай (на их долю приходиться 73% всех поездок) позволяют им не только посетить многочисленные магазины, но и отведать блюда китайской кухни, умеренно адаптированные к вкусам российских посетителей, «снять» усталость в сауне, получить услуги косметолога, пошить брюки, костюм или платье, причем вполне по доступным цепам. Сегодня, как и пять лет назад, все дальневосточные территории отмечают наличие потенциала для сотрудничества с Китаем в сфере туризма. Однако, к настоящему времени он реализован лишь частично и в большей степени в пользу Китая.
На сегодняшний день самой посещаемой страной, в силу географических особенностей Амурской области, остаётся КНР. По-прежнему пользуются спросом туристические маршруты в Хэйхэ, Харбин и Пекин, Санья, Удалянчи. Примечательно, что в этом особо популярны были семейные туры. К услугам туристов предоставлялись комфортабельные гостиницы, экскурсионные и развлекательные программы.
В таблице 3 рассчитаем неорганизованный поток туристов, посетивших КНР за период с 2008 по 2010 гг.
Таблица 3 – Динамика организованного и неорганизованного туризма в Амурской области
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отношение 2010 г. к 2008 г. в % |
Туристический поток, всего, тыс. чел. |
233,2 |
265,0 |
321,4 |
137,8 |
Туристический поток, всего, в % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- организованный, тыс. чел. |
76,8 |
92,4 |
98,7 |
128,5 |
- организованный, в % |
32,9 |
34,9 |
30,7 |
- |
- неорганизованный, тыс. чел. |
156,4 |
172,6 |
222,7 |
142,4 |
- неорганизованный, в % |
67,1 |
65,1 |
69,3 |
- |
Рисунок 9 – Динамика организованного и неорганизованного туризма в Амурской области
Таким образом, неорганизованный туризм в Амурской области практически в 2 раза превышает организованный поток.
В таблице А.15 (приложение А) рассмотрим предложения туристических фирм. Из представленной таблицы видно, что только четыре фирмы не занимаются внутренним туризмом. У остальных все три направления развиты. Общим элементом является предложение туров на выезд в Китай.
В таблице А.16 (приложение А) представлены предложения инициативных туроператоров Амурской области по выездному туризму. Таким образом, из таблицы видно, что в КНР предлагают туры все туроператоры Амурской области. Самое большое разнообразие по выезду в Китай предлагают такие фирмы, как: ООО «Пилигрим Плюс», ООО «Авантаж», ООО «Туристическое бюро «Интертур-2000», ООО «Торговый порт Благовещенск», ООО «Амурассо», ООО «Компания Тур-Де-Люкс», ООО Амурское БММТ «Спутник». Также в КНР предлагают туры такие турфирмы как: «Виза-Тур-Экспресс», «Мир Путешествий», ООО «Визант-Плюс», «Транс-Тур», Всероссийская сеть «Биллетур», туркомпания «Небо».
Рассмотрим среднюю стоимость туров в КНР в таблице 4.
Таблица 4 – Ценовые предложения для туристов в 2006-2010 гг.
в рублях
Маршрут |
2006 г. |
2008 г. |
2010 г. |
Отклонение 2010 г. к 2006 г., в руб. |
Харбин (экскурсионный) |
6857,3 |
7257,3 |
11031,6 |
4174,3 |
Харбин, Шоп тур |
5964,8 |
6364,8 |
9692,9 |
3728,1 |
Пекин |
12955,7 |
13355,7 |
19263,7 |
6308 |
Далянь (оздоровительный) |
13155,7 |
14200 |
15842,6 |
2686,9 |
Удалянчи (оздоровительный) |
9139,7 |
13555,7 |
11423,4 |
2283,7 |
Санья, Шоп тур |
30707,4 |
38395,8 |
39950,5 |
9243,1 |
Хэйхэ |
2569,3 |
4182,1 |
6118,5 |
3549,2 |
Бэйдайхэ |
24217 |
27554 |
31164,4 |
6947,4 |
Рассчитаем среднюю стоимость турпродукта.
Анализ цены показал, что стоимость турпродукта в Удалянчи подешевел на начало 2010 года относительно 2008 года. Остальные направления подорожали от 2283,7 руб. до 9243,1 руб. за период с 2006-2010 гг.
В этой связи, можно сделать вывод о том, что в Амурской области спрос на выездной туризм снизился, о чем свидетельствуют также низкие цены на Удалянчи.
Таким образом, основными проблемами, оказывающими негативное влияние на развитие комплекса, являются:
-недостаточная координация
развития межотраслевого
-отсутствие планов
и схем развития, позволяющих
вовлекать в процесс развития
туризма все перспективные
- несогласованность в планировании развития туризма и в планировании развития других отраслей экономики и социальной сферы;
-недостаточная
-отсутствие реальных
механизмов привлечения
-недостаточная теоретическая
база, отсутствие научных данных,
позволяющих прогнозировать
2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие туризма
Масштабный кризис, разразившийся на международном финансовом рынке в конце лета 2008 года, затронул экономики большинства стран мира. По мнению экспертов, он был обусловлен ипотечным кризисом в США, начавшимся еще осенью 2007 года. Банкротство одного из крупнейших банков Америки Lehman Brothers и продажа банка Merrill Lynch повлекли за собой цепь быстро развивающихся событий по всему миру. Состояние фондовых рынков мира и падение большинства биржевых индексов позволили специалистам говорить о дефиците банковской ликвидности, то есть о неспособности банков своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам. Нарушение ликвидности банка может привести к серьезным последствиям - краху самого банка либо к банкротству его клиентов.
Российский фондовый рынок не остался в стороне от мировых волнений и отреагировал значительным снижением стоимости акций российских компаний, падением биржевых индексов до 19% в день, сворачиванием межбанковских отношений и резким снижением цен на нефть. Пессимистично настроенные специалисты говорят о повторении кризиса 1998 года. Но правительство страны заявляет, что российская экономика за прошедшие годы сильно окрепла и способна справиться с нынешним кризисом. В качестве основных мер для нормализации ситуации на рынке государство использует временное прекращение торгов при больших темпах падения индексов и субординированные кредиты банкам.
Информация о работе Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития