Туристические формальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 06:33, реферат

Краткое описание

Туризм является многогранной деятельностью, в которую вовлечены множества субъектов от физических лиц до государств. Поэтому данная сфера, несомненно требует регулирования на международно-правовом уровне. Необходимо учитывать, что международная туристская деятельность сопряжена с обязательным выполнением туристских формальностей как со стороны туристов, так и со стороны поставщиков туристских услуг. Данные формальности являются объектами правового регулирования различных отраслей права государств.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ туроператорской деят-ти.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Тур. формальности

Введение. 
 
Международный туризм классифицируется: по целям поездки, срокам, средствам передвижения, средствам размещения; стоимости поездки; возрастному составу, по сезону. 
 
По целям поездки выделяются следующие виды туризма: 
 
·                   курортный туризм с целью отдыха и лечения; 
 
·                   экскурсионный туризм — знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями; 
 
·                   научный туризм — знакомство с достижениями науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах, симпозиумах; 
 
·                   деловой туризм — поездки для проведения деловых переговоров; 
 
·                   этнический туризм — поездки для свидания с родственниками. 
 
Туризм является многогранной деятельностью, в которую вовлечены множества субъектов от физических лиц до государств. Поэтому данная сфера, несомненно требует регулирования на международно-правовом уровне. Необходимо учитывать, что международная туристская деятельность сопряжена с обязательным выполнением туристских формальностей как со стороны туристов, так и со стороны поставщиков туристских услуг. Данные формальности являются объектами правового регулирования различных отраслей права государств. 
РАЗДЕЛ 1 ТУРИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИХ ВИДЫ 
1.1 Сущность туристических формальностей 
 
"Формальность" - установленное законодательством условие или действие, требуемое при выполнении какого-либо важного и ответственного дела.  
 
туристские формальности - это введенные законодательством той или иной страны или группой государств одновременно строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой, и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристской поездки ,тем более если она совершается в другое государство.  
Лица, намеревающиеся впервые посетить в качестве туриста зарубежную страну, обычно полагают, что существуют лишь пограничные и таможенные формальности. не менее важны санитарно-эпидемиологические правила, регулирующие порядок въезда в тропические страны, где существует масса смертельно опасных болезней, которые турист может ввезти в свою страну. Знание и четкое выполнение медико-санитарных норм избавит его от многих неприятностей в поездке. Немаловажное значение для туриста имеет строго регламентированный порядок провоза через границу многих образцов флоры и фауны; правила, связанные с перемещением через границу валюты и ценностей; вопросы страхования при совершении зарубежной поездки.  
 
Помимо того, существует еще целый ряд иных, менее известных широкой публике условий и правил международного туризма, которые предусмотрены законодательством в интересах государственной и общественной безопасности и защиты как путешествующих лиц, так и окружающей среды. Не стоит также забывать о необходимости упорядочения международной туристской деятельности в соответствии с общепринятой мировой практикой, к которой, например, относятся: лицензирование международной туристской деятельности, сертификация турпродукта на безопасность входящих в него услуг, квотированное посещение отдельных экологически незащищенных территорий, режим въезда и пребывания в стране иностранных граждан[1].  
 
Одни туристские формальности имеют непосредственное отношение к самому туристу, например необходимость получения заграничного паспорта, соблюдение порядка прохождения пограничного контроля и таможенного досмотра, оформления привиВОК. Другие формальности относятся к турфирме - это все те условия, которые требуется ей выполнить в установленном порядке для того, чтобы заниматься бизнесом в сфере международного туризма. Например, получить лицензию на туристскую деятельность и сертификат соответствия на создаваемый турпродукт. Соблюдать требования по существенным условиям договора между турфирмой и туристом.  
 
Исходя из изложенного, туристские формальности - это правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении турпоездки.  
 
Туристские формальности устанавливаются только законными, конституционными властями государства. Основополагающих международные документы:  
 
- Манильская декларация по мировому туризму 
 
- Гаагская декларация по туризму 
 
- Декларация Всемирной конференции министров по туризму:  
 
- Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях:  
 
По заключению экспертов ВТО, Глобальный этический кодекс туризма должен стать действующим документом, в том числе в плане упорядочения туристских формальностей. В частности, в ст. 8 "Свобода туристских путешествий" предусматривается, что административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, например визовые, санитарные и таможенные, нужно по мере возможности адаптировать таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; поощрять соглашения между странами, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности. 
1.2 Основные виды туристических формальностей 
 
На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы разных государств. Таможенное законодательство страны может как тормозить развитию международной деятельности, так и способствовать ей. Туристские формальности – процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.  
 
Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествий, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов[2]. 
 
Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают:- заграничные паспорта,- визы,- таможенные правила,- валютный контроль и порядок обмена валюты,- санитарные правила,- режим въезда-выезда,- особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране,- иммиграционные правила и некоторые другие процедуры. 
 
В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности. Полицейские формальности - процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на ж/д и авто дорогах, морских и речных вокзалах. Санитарные формальности (медицинские) – процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными установленных требований о вакцинации. Контроль осуществляется соответствующими специальными санитарными службами в пограничных пунктах и состоит обычно в проверке у туристов международного сертификата о вакцинации.  
 
Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задерживание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.  
 
Таможенные формальности для туристов и путешественников обычно состоят из письменного и устного декларирования перечня и количество перевозимых вещей, товаров и денег, разрешенных к перевозке. Существуют паспортные и визовые формальности. Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина.  
 
Помимо заграничных паспортов бывают:- дипломатические, служебные, консульские паспорта.- паспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в государстве.- паспорт (удостоверение личности) ребенка, паспорт моряка и ряд других, предусмотренных законодательством. Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы.  
 
Виза – это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через территорию данного государства. Разрешение может быть проставлено в паспорте, либо представлять собой отдельный документ (групповая туристская виза) [9]. 
 
Визы бывают:- одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые;- студенческие;- въездные;- транзитные;- выездные, шенгенские и др.В1995 г. в семи европейских странах вступило в действие Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на внутренних границах: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии, Франции, Испании и Португалии. Позднее присоединилась Греция. Два типа шенгенских виз: 
 
- единая ш. виза, выдается на срок до 3-х месяцев и дает право беспрепятственно передвигаться на территории стран, заключивших Ш. соглашение. 
 
- национальная въездная виза на срок свыше 3-х месяцев 
 
Современное состояние туризма в России характеризуются глубокими и неоднозначными переменами в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и качественных параметров отрасли. По прогнозу ВТО, Россия к 2020 году войдёт в десятку стран-лидеров по приёму туристов. В этом плане возрастает роль законодательной и исполнительной власти в области правового регулирования туристских формальностей, интеграции в общемировую правовую систему регулирования туристских формальностей как элемента международного частного права. 
 
На сегодняшний день это один из основных аспектов развития международного туризма в России. Понимание этой ситуации со стороны руководства Российского государства явится гарантией развития туристского бизнеса в России, который может стать одним из основных факторов роста экономики России.

Главным документом, на основании которого строятся взаимоотношения субъекта туристской деятельности с клиентом, является договор (соглашение, контракт). В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ субъект туристской деятельности имеет право изменить длительность и маршрут тура, класс обслуживания, вид транспортного средства, способ обеспечения безопасности и сохранения имущества туриста, увеличить оговоренную стоимость тура более чем на 5% только при согласии туриста и при условии, что он уведомлен об этом не позднее, чем за 20 дней до начала тура.

Субъект туристской деятельности вправе расторгнуть договор о предоставлении туристских услуг без возмещения туристу убытков при возникновении форс-мажорных обстоятельств, а также в случае, если не набрано минимальное количество человек, необходимое для создания группы, о чем туристам необходимо сообщить не позднее чем за 20 дней до начала тура.

Заявка туриста (группы туристов) на бронирование тура (эту заявку оформляют не все фирмы) должна быть оформлена на специальном бланке. Она содержит сведения о намерении приобрести те или иные услуги и содержит практически все те же данные, которые указываются в листе бронирования (см. приложение 7). 
Лист бронирования (заявка на бронирование) фактически является заявкой турагентства на предоставление туристских услуг туроператором. Бронирование в настоящее время можно произвести 3 способами: по факсу, по e-mail или используя систему online-бронирования. При бронировании по факсу или e-mail необходимо заполнить предложенную туроператором форму заявки и отправить ее по имеющемуся адресу.

При бронировании в режиме online все необходимые данные вносятся непосредственно в систему online-бронирования, что упрощает работу и экономит время менеджеров как турагентства, так и туроператора (не нужно тратить время на заполнение заявки, на ее отправление, на общение с менеджером туроператора, а менеджеру туроператора — на внесение данных из заявки турагентства в систему; в режиме online менеджер турагентства самостоятельно вносит все необходимые данные, сразу же может проверить наличие мест в отеле и на рейсе, а также отслеживает работу туроператора с заявкой).

Договорные отношения туриста и туристской фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует помнить об особом характере «продукта», приобретаемого в туристской фирме. Туристы надеются получить необходимый комплекс услуг; Фирма же предоставляет, как правило, не сами услуги, а права (гарантии) получения их в определенное время и в определенном месте. Приобретение туристом совокупности этих прав (гарантий) оформляется туристской путевкой, которая является предметом реализации туристской фирмы.

Туристская путевка формы ТУР-1 представляет собой бланк строгой отчетности, который используется при расчетах с туристом. Эта форма является типовой и используется всеми фирмами. Дата выписки (передачи) путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерского учета. При передаче путевки туристу отрывной талон остается у турфирмы в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализации турпродукта.

Главный туристский документ — это туристский ваучер. Он является многофункциональным документом: подтверждает статус туриста, гарантирует ему получение всех указанных в ваучере и оплаченных туристом услуг. Для принимающей стороны ваучер является гарантией получения от фирмы, направившей туриста, уплаченных им денежных средств.

Туристский ваучер — документ, подтверждающий статус лица или группы лиц как туристов, оплату услуг или ее гарантию и являющийся основанием для получения туристом или группой туристов туристских услуг. 

Памятка туристу, выезжающему за рубеж. В обязательном порядке должна выдаваться туристу работником турфирмы. В памятке описаны особенности посещаемой страны, возможные риски и опасности, запреты и рекомендации о том, как необходимо себя вести в этой стране, указывается вся необходимая информация о ней, которую туристу надо знать, выезжая в данную страну.

1.3 Лицензирование, стандартизация и сертификация  деятельности предприятия

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции и услуг. Качество продукции (услуг) относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Туристским предприятиям для занятия определенным видом деятельности до недавнего времени необходимо было получить лицензию как гарант качества произведенного туристского продукта.

Лицензия - специальное разрешение юридическому лицу уполномоченных на то государственных органов осуществить конкретные, оговоренные законом хозяйственные операции, включая внешнеторговые (экспортные и импортные).

Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращено с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ). Теперь предприятие должно попасть в Единый федеральный реестр туроператоров, при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах наподобие стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы касающиеся определенных объектов стандартизации, направленные на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской, Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Стандарты могут носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации.

Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов - неплохая предпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных; значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата, соответствия или знака соответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.

В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятиях систем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться по моделям, установленным МС ИСО в соответствующими государственными стандартами. Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с потребностями рынка и конкретных потребителей.

Сертификация осуществляется в целях:

* создания условий для  деятельности организаций и предпринимателей  на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле;

* содействия потребителям  в компетентном выборе продукции;

* защиты потребителя от  недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

* контроля безопасности  продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;

* подтверждения показателей  качества продукции, заявленных  изготовителем.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

 

2 взаимодействие  туроператора и турагента

Составлением и продажей туров занимаются туристско-экскурси-онные организации — туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. С точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке все туристско-экскурсионные организации можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов.

Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.

Туроператоры занимаются комплектацией туристского продукта, то есть формированием, продвижением и реализацией набора услуг (тура). Туроператор (в некоторых странах его называют турорганизатором) производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.

Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).

 

 

На рис. 8.1 показана схема продвижения туристских услуг.

Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент занимается продвижением сформированных туроператором туров: приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.

Место турагента и туроператора на туристском рынке показано на рис. 8.2.

Главной рыночной функцией турагентств и туроператоров является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его управления.

Информация о работе Туристические формальности