Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:01, доклад
Составлением и продажей туров занимаются туристско-экскурси-онные организации — туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. С точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке все туристско-экскурсионные организации можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов.
Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.
ТУРОПЕРАТОРСКАЯ И ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 8.1. РОЛЬ ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ
Составлением и продажей туров занимаются туристско-экскурси-онные организации — туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. С точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке все туристско-экскурсионные организации можно подразделить на туристские агентства и туристских операторов.
Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.
Туроператоры занимаются
комплектацией туристского про
Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).
На рис. 8.1 показана схема продвижения туристских услуг.
Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг,
Рис. 8.2. Место турагента и туроператора на туристском рынке
подготавливает рекламно-
Турагент занимается продвижением сформированных туроператором туров: приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Место турагента и туроператора на туристском рынке показано на рис. 8.2.
Главной рыночной функцией турагентств и туроператоров является соединение поставщиков /слуг с клиентами-туристами. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Туристские предприятия выполняют комплектующую, сервисную и гарантийную функции.
Комплектующая функция —
это комплектация тура из отдельных
услуг для рецептивного туроператора;
комплектация комбинированных туров
из рецептивных туров для
Сервисная функция — это обслуживание туристов на маршрутах, а также в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция — это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне.
Согласно международному и российскому законодательству полную ответственность за обслуживание несет перед туристом то предприятие, которое сформировало и продало ему пакет услуг, независимо от того, само оно предоставляет эти услуги или их предоставляет третье лицо (поставщик услуг).
Обычно туроператор — это более крупная компания, чем турагент, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов — агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру. При этом независимо от наличия собственной агентскои-сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и, соответственно, больше туристов, выше прибыль, успешнее бизнес.
Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности — частную, государственную, акционерную.
Основные различия между туроператором и турагентом:
1. Система доходов. Туроператор покупает туристский продукт и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные
услуги, из которых затем формирует комплексный туристский
продукт со своим механизмом ценообразования. Турагент же дей-
ствует как розничный продавец и его прибыль формируется из
комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Тура-
гент реализует туристский продукт (в том числе отдельные услу-
ги, например, авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным це-
нам туроператоров или производителей услуг.
2. Принадлежность туристского продукта. Туропера-
тор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а ту-
рагент запрашивает определенный продукт (услугу), если клиент
выражает покупательский интерес.
§ 8.2. ТУРОПЕРАТОРЫ
В повседневной практике бывает трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, поскольку оба вида фирм могут решать сходные задачи. Конечно, туристское предприятие может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма разрабатывает маршруты как туроператор и продает их туристам и другим агентствам. В то же время эта же фирма как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.
Рис. 8.3. Этапы организации работы туроператора по разработке тура
Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они (в отличие от турагентов) занимаются формированием основных и дополнительных услуг в единый туристский продукт, который затем реализуют потребителю через агентскую сеть. Схема работы туроператора представлена на рис. 8.3.
Функции туроператора на рынке
практически совпадают с де
Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на структуру туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.
По виду деятельности различают:
О- операторов массового рынка, "продающих большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в
определенные места назначения
(главным образом в места
<0> специализированных операторов, которые специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:
а) специального интереса (например, спортивно-приключенче-
ский туризм, организация сафари в Африке и др.);
б) специального места назначения (например, Англия, Фран-
ция и т. д.);
в) определенной клиентуры (молодежные, бизнес-туры, семей-
ные туры и т. д.);
г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, тур-
базы и т. д.);
д) использующих определенный вид транспорта (авиационный
транспорт, теплоходы, поезда, автобусы).
По месту деятельности различают:
<$> местных (внутренних) операторов, ориентирующих тур-пакеты в пределах страны происхождения;
•ф- выездных операторов, ориентирующих турпакеты на зарубежные страны;
*v> операторов на приеме, базирующихся в месте назначения (стране назначения) и обслуживающих прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.
Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.
Инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам Всемирной туристской организации) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя.
Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно, организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы своей страны.
На рис. 8.5 показана схема работы инициативного туроператора.
Рис. 8.5. Схема работы инициативного туроператора
Рецептивные туроператоры — это туроператоры на приеме, комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питанию, до-сугово-развлекательными учреждениями и т. д.). К такой форме туроперейтинга относятся туроператоры на приеме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.
Рассмотрим состав основных функций туроператора.
1. Изучение потребностей
потенциальных туристов на
2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.
3. Взаимодействие на договорной основе с:
■О- гостиницами — на предоставление туристам мест проживания; -Ф- предприятиями питания — по предоставлению туристам питания;
<?■ транспортными
-ф- экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями — по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;
-Ф- фирмами, оказывающими
различные бытовые услуги, — на
соответствующее обслуживание
Ф администрацией спортивных сооружений — на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;
-Ф- менеджерами шоу-, кино-, видео-, театральных предприятий — на посещение их туристами;
-Ф- дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств — с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в указанной местности;
<> местными муниципальными властями — на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на потребителя и окружающую его среду.
Взаимодействие с поставщиками услуг на туры должно носить как перспективный, так и текущий характер. Должны осуществляться постоянная проработка новых и контроль действующих туров' и туристских программ.
4. Расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.
5. Обеспечение туристов,
путешествующих по маршрутам
туров, всеми необходимыми
6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов и т. д.).
7. Рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям.
8. Продвижение и реализация
туров потребителям через сис
9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания.
10. Постоянная оперативная связь с туристами во время об-
служивания, решение возникающих вопросов.
магазинов, продавцами, владельцами гостиниц, персоналом, что дает возможность быстрее и успешнее разрешить проблемы, связанные с шопингом. Однако такой претендент менее знаком с культурой, привычками и языком своих клиентов, что может оказать на них негативное- влияние, особенно в их первый приезд за границу. Наилучшим решением является прием на работу человека, постоянно живущего в стране (регионе) назначения, но несколько лет проведщего за границей в стране происхождения туристов.
Основными функциями зарубежных представителей туроператоров являются:
4- обеспечение перевозки (трансфера) туристов;
❖ размещение туристов в отеле по приезде и выписка из отеля по завершении обслуживания;
-ф- консультации по обмену валюты, шопингу и др.
-О- наблюдение за порядком в отеле и за обеспечением прав гостей;
<0 организация экскурсий;
-О разрешение всевозможных конфликтов, жалоб, проблем, связанных с утратой багажа, заболеванием туристов и т. д.
Представители осуществляют контроль за соблюдением условий тура в стране назначения, чтобы покупатель, предварительно оплачивая тур, получил его того качества, на которое он рассчитывал. Представители могут также помочь с возвращением тем туристам, чьи планы- изменились в результате чрезвычайной ситуации.
Самые напряженные дни работы зарубежного представителя — дни массового заезда туристов на курорт и отбытия с него. Он отвечает за прибытие автобуса, который развозит туристов по гостиницам, а в день выезда — до аэропорта из каждой гостиницы, -проверяет, соблюдены ли все формальности, связанные с пребыванием туристов в отеле, обеспечивает условия для оплаты всевозможных услуг в аэропорту и т. д. Затем представитель ждет новых туристов и сопровождает их в отель на трансферном автобусе. Представитель должен быть уверен, что все процедуры отправки и приема выполнены быстро некачественно.
Многие туроператоры в первый день 'пребывания своих туристов на курорте организуют в отеле вечер встречи. Задачи представителя на этой встрече:
-О- организовать и провести эту встречу;
ф рассказать о самом интересном о стране, туре;
<0» предложить экскурсии и побудить туристов тратить деньги;
<0> объяснить туристам,
как можно связаться с
Ф познакомить с графиком посещения им отеля;
Информация о работе Туроператорская и турагентская деятельность